«Щелкунчик» в Оперном — мечты сбываются

Борис Мездрич (на фото справа) и Игорь Зеленский
Борис Мездрич (на фото справа) и Игорь Зеленский

Новосибирский театр оперы и балета анонсировал самую масштабную и, пожалуй, самую ожидаемую премьеру сезона — новую версию классического балета Чайковского «Щелкунчик». Рождественская сказка, идеальная для семейного просмотра, увидит свет незадолго до новогодних праздников. За неделю до премьеры, назначенной на 25 декабря, театр приоткрыл завесу тайны над предстоящим событием.

Как все начиналось

История любви девочки и куклы Щелкунчика пришла к нам из причудливой сказки «Щелкунчик и мышиный король» великого немецкого романтика Гофмана, написанной в 1892 году. Позже ее переработал Дюма-отец, а хореограф Мариус Петипа превратил в либретто, на основе которого в 1892 году на сцене Мариинского театра состоялась премьера балета «Щелкунчик». Нервный и впечатлительный Петр Ильич Чайковский сочинил сказочно прекрасную, легкую и светлую музыку, которая уже 120 с лишним лет остается главным must-see российской публики, небезразличной к эстетическому воспитанию подрастающего поколения. За это время балет разошелся на цитаты и рингтоны, став для всего мира одним из главных символов русской культуры.

В Новосибирске первая постановка легендарного балета была осуществлена в 1950 году, следующий «Щелкунчик» был поставлен в 1995 году балетмейстером Сергеем Вихаревым, который постарался восстановить хореографический текст Льва Иванова в оригинальной версии 1892 года. В этом варианте балета главными героями становятся Фея Драже и Принц Оршад. «Это достойная постановка, которая за 18 лет была показана 176 раз, в том числе 44 раза на гастролях. Конечно, балет Чайковского вечен и бесконечен, но сценическая жизнь спектакля имеет свой срок. Летом мы были на гастролях в Китае, и там показали его в последний раз. Новая постановка «Щелкунчика» будет вызывать позитивные эмоции, это классический спектакль, качественный во всех проявлениях, без авангарда. Все благородно, чисто и прозрачно», — заверил директор НГАТОиБ Борис Мездрич.

Ничего лишнего

Новая новосибирская постановка основана на успевшей стать канонической хореографии Василия Вайнонена, впервые поставившего собственную версию «Щелкунчика» в Кировском театре в 1934 году. Здесь принцесса становится Машей, а сказочные превращения и первая любовь возможны лишь во сне. Таинственный Дроссельмейер становится другом детей и добрым волшебником, а сладкие Фея Драже и Принц Оршад вовсе исчезают из сюжета. Пожалуй, главное новшество предстоящей премьеры связано с тем, что во время сказочного путешествия во втором действии герои попадают каждый раз в новую страну и новые декорации. Классическая хореография Вайнонена при этом требует лишь минимальных изменений, связанных с особенностями такого сценического решения.

В первом действии танцевать будут дети, в конце, после сказочного путешествия, мы увидим розовый вальс и классический апофеоз. Спектакль создается в тесном взаимодействии с Новосибирским хореографическим колледжем, это чрезвычайно важно, так как дает возможность ребятам еще во время учебы участвовать в спектаклях, привыкать к большой сцене нашего театра. «Мы плотно работаем вместе с постановщиком-балетмейстером Вячеславом Хомяковым из Мариинского театра. Он свято блюдет традиции петербургской школы, его приглашают по всему миру. Сейчас мы вместе выходим на финишную прямую», — рассказал художественный руководитель балета Игорь Зеленский.

«Так как я сам танцевал не менее чем в двенадцати разных постановках «Щелкунчика», то могу вносить небольшие коррективы в каких-то моментах. Классическую хореографию делают современной люди, артисты. Сегодняшний день — это то, как ты двигаешься, смотришь, показываешь пантомиму, какую энергию передаешь», — уверен Игорь Зеленский. Так как к показу запланировано 19 премьерных спектаклей, выйти на сцену в «Щелкунчике» смогут целых семь составов исполнителей, включая всех ведущих артистов нашей труппы. Появятся и новые имена. Отдельного упоминания заслуживает участие в премьере солиста МАМТ имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, постоянного приглашенного солиста НГАТОиБ Сергея Полунина.

Основная идея — музыка

«Балет есть не танцы под музыку, но музыка, выраженная в танце. Поэтому в зависимости от хореографии меняется и трактовка музыки. В данном случае в спектакле участвует много детей. Это особый колорит, особая атмосфера, очень продуманные, тонкие и многослойные психологические планы, которые неожиданно приобретают особое значение. Соответственно и в музыке мы стараемся найти оправдание этих моментов», — делится впечатлениями от работы над партитурой музыкальный руководитель и дирижер спектакля Петр Белякин. Кстати, несмотря на большой объем работы по подготовке «Щелкунчика», музыканты оркестра рады этому спектаклю, По словам дирижера, эта музыка каким-то загадочным образом никогда не приедается музыкантам.

«Музыка Чайковского — основная идея балета. Мечта поставить «Щелкунчика» появилась у меня, как только я приехал в Новосибирск. Сделать подарок городу, прививать хороший вкус детям, осуществить достойные постановки всех классических балетов, идущих в этом театре — в этом заключается мой эмоциональный порыв»,— поделился чувствами Игорь Зеленский. Русские романтические балеты Чайковского и по сей день составляют костяк репертуара любого отечественного театра оперы и балета, так что желание представить их публике в лучшем виде вполне понятно. Обновленное «Лебединое озеро» в прекрасной сценографии Луизы Спинателли мы уже успели полюбить, «Щелкунчика» увидим на днях, в перспективе — «Спящая красавица».

Итальянская сценография

Итак, с музыкой и танцами все понятно — революций не ожидается. На этом фоне главной интригой спектакля становится его визуальное решение, на которое не пожалели ни времени, ни сил, ни денег. Для создания декораций и костюмов была приглашена именитая итальянская чета постановщиков: сценограф Эцио Фриджерио и художник по костюмам Франка Скуарчиапино (на ее счету есть «Оскар» за костюмы к фильму «Сирано де Бержерак»). Авторству Фриджерио/Скуарчиапино принадлежит оформление спектаклей в крупнейших театрах мира, эти удивительные люди на протяжении многих десятилетий работали с Джорджо Стрелером, а также делали сценографию для таких режиссеров, как Роже Планшон, Андрей Кончаловский, Лука Ронкони, Лилиана Кавани, Вернер Херцог, Витторио де Сика, Бернардо Бертолуччи, Мауро Болоньини, Ренато Кастеллани, Фолькер Шлендорф; сотрудничали с хореографами уровня Ролана Пети, Юрия Григоровича, Кеннета Макмиллана и Рудольфа Нуреева.

«Выбирая стилистику костюмов, я исходила из эпохи, это Германия 20–30-х годов XIX века, мне важна атмосфера того времени. Для постановки дивертисмента мне пришлось немного пофантазировать, придумать что-то свое, но все время я пыталась быть в рамках исторической эпохи. Мы много общались, обсуждали, при этом мне хотелось поставить совершенно бесхитростный детский спектакль, настоящую сказку, которая станет для детей огромным впечатлением и развлечением», — рассказала Франка Скуарчиапино. Она также поблагодарила руководство театра, в том числе за возможность побывать в Сибири, которая представлялась ей чем-то загадочным и мистическим. Под личным контролем художников декорации и костюмы изготавливались в мастерских Рима и Милана, Санкт-Петербурга и Новосибирска. Пять фур с декорациями уже прибыли из Италии, более 200 костюмов прилетели багажом в самолете. Сейчас идут сценические монтировки, окончательная подгонка костюмов, создается сказочный реквизит: сани, оружие, куклы, маски, мебель. Те, кому во время этой работы удалось побывать за кулисами и в костюмерных цехах, подтвердят — нас ждет красивейшее зрелище.

Инвестиции в будущее

«Когда мы встретились с художниками, а позже увидели эскизы и макеты, стало понятно, что спектакль требует особого творческого подхода и отдельного финансового сопровождения», — рассказал Борис Мездрич. Высокие затраты обусловлены высоким художественным уровнем постановки и необходимостью осуществлять значительную часть работ в Италии: только так можно было осуществить качественный авторский надзор, к тому же в стране богатых театральных традиций есть особые секреты мастерства и материалы нужного качества. Осуществление проекта стало возможным благодаря поддержке Министерства культуры РФ и Правительства Новосибирской области, а также активному участию учрежденного в этом году Попечительского совета театра. Директор НГАТОиБ Борис Мездрич и постановщик балета Игорь Зеленский выразили благодарность за поддержку масштабной премьеры.

«Соединение бюджетов разных уровней и средств частного бизнеса для каждого конкретного проекта — единственный выход. Иначе мы будем жить каждый в своем отдельном блоке: федеральном, областном, муниципальном. Однако человек един, и нельзя ставить мифические интересы государства выше интересов человека, интересов зрителя. Я рад, что было принято стратегически верное решение в пользу будущих поколений», — отметил директор театра. Первыми новый спектакль увидят самые маленькие зрители, приехавшие из районов Новосибирской области, 25 декабря на Губернаторской Елке. Далее «Щелкунчик» будет показан с 25 по 31 декабря 2013 года и со 2 по 5 января 2014 года и войдет в постоянный репертуар театра. Надеемся, что на долгие годы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ