Компания года/Персона года. АВТО: Скинуть балласт и сосредоточиться на главном

Автомобильный рынок Сибири в 2013 году не оправдал надежд его участников и продолжал драматично падать. Худшим в этой ситуации стало рассогласование между производителями и их дилерами. Вместо работы в единой сцепке на результат каждый стал играть сам за себя, не оглядываясь на партнера. В результате главным трендом года стал добровольный отказ крупных дилеров от тех или иных брендов. Омская «Феникс Авто» расторгла договор с Audi, алтайская «РЕАЛ Моторс» — с Opel, а новосибирская «СЛК-Моторс» — с Ford, Mitsubishi, Lada и Volvo, «АвтоСтар-Азия» — с KIA. И это лишь начало глобального общесибирского тренда.

Компания года

На титул компании года в сфере автобизнеса можно выдвигать тех авторитейлеров, которые вопреки негативной конъюнктуре рынка сумели не только удержать позиции, но и, воспользовавшись слабостью конкурентов, удачно использовали открывающиеся им возможности для развития.

Больше всех за год свое присутствие на рынке расширила новосибирская ГК «МАКС Моторс». Авторитейлер открыл второй дилерский центр Mitsubishi на правом берегу, запустил автосалоны Chrysler/Jeep и «АвтоВАЗ» в Новосибирске, а также Renault и «АвтоВАЗ» в городе Белово Кемеровской области. Открытие Mitsubishi оказалось весьма показательным для рынка — от этого бренда по собственному желанию отказался другой крупный авторитейлер — «СЛК-Моторс». Mitsubishi же, напротив, доверил своему действующему партнеру право «монопольно» представлять бренд в Новосибирске. Отказ «СЛК-Моторс» от «АвтоВАЗа» привел и к тому, что «МАКС Моторс» запустила салон по этому бренду уже в уходящем году, хотя изначально это планировалось делать гораздо позднее.

Еще более драматично развивались события с Chrysler/Jeep. По сути, импортер этих марок вошел в Новосибирск с третьего раза. До этого дилер участвовал в серии затяжных переговоров с «Крайслер РУС», из-за длительности которых участники рынка даже стали предполагать, что «МАКС Моторс» может отказаться от этих брендов. Поводом для этого являлось и то, что с салона на Дачной, где предполагалось разместить эти марки, была снята фирменная символика Chrysler/Jeep, и начались работы по бренду Lada. Однако позже стало известно, что Chrysler/Jeep все же зайдет в Новосибирск с «МАКС Моторс», но шоу-рум будет располагаться на более скромной площадке по соседству. В итоге авторитейлер сдержал слово и воплотил в жизнь свои планы по запуску этих брендов.

Стоит отметить, что, кроме активного наращивания портфеля брендов, «МАКС Моторс» в этом году впервые занял первое место и по показателю продаж среди дилеров Новосибирска, впервые обойдя и «Автомир», и «СЛК-Моторс» (по данным АЕБ).

Таким образом, по этим параметрам именно «МАКС Моторс» признается компанией года в автобизнесе по версии «КС». Учредителю компании Владимиру Сафронову, начинавшему свой бизнес с «УАЗов», удалось всего лишь за несколько лет построить одну из самых крупных в Сибири автодилерских структур. Причем свое восхождение группа компаний начала в кризис 2009 года. До него она лишь представляла бренды «УАЗ», «Русские Автобусы», Volkswagen, а также до этого экспериментировала с выводом на рынок таких экзотических брендов, как Alfa Romeo и Seat. Однако в 2009 году авторитейлер стал активно пополнять свой портфель. Итог за четыре с лишним года — десять новых брендов в Новосибирске, а также три за его пределами. Объем инвестиций участники рынка еще в прошлом году оценивали в размере свыше 130 млн евро.

Вместе с тем, говоря об успехах авторитейлера, участники рынка проявляют все больший скептицизм в отношении продолжения активного наращивания позиций компании в условиях кризиса. В условиях, когда другие крупные автодилеры отказываются от тех или иных брендов, чтобы сделать бизнес более эффективным, «МАКС Моторс» продолжает экспансию, в том числе и за счет таких непростых для рынка брендов, как уже упомянутые Chrysler и Jeep. Не приведет ли такая политика к возникновению проблем, схожих с теми, которые испытали на себе другие участники рынка? Пока «МАКС Моторс» не дает поводов для беспокойства, а значит, в этом году титул «Компании года» у нее можно считать вполне заслуженным.

Стоит отметить, что «КС» развернул отдельное голосование за лучшую компанию года в сфере автобизнеса в своем эккаунте в социальной сети «ВКонтакте». На текущий момент в опросе приняло участие более 100 человек. В результате первое место заняли монобрендовые дилеры («Сан Мастер», «Премиум Карс», «СТС-Автомобили», «Патриот Авто». «КС» на этом этапе выдвинул их единым фронтом), второе место разделили «МАКС Моторс» и «СЛК-Моторс.

Человек года

В свою очередь титул «Человека года» в автобизнесе, по версии «КС», в этом году достается гендиректору подразделений Renault-Volkswagen «Автомир-Новосибирск» Александру Синицыну. В самой компании он работал с момента основания, перейдя туда из «Трансервиса» («Автомир» купил автодилерский бизнес «Трансервиса» в 2007 году — «КС»). На позиции заместителя директора «Автомир-Новосибирск» он работал при четырех разных директорах от Андрея Валового до Дмитрия Канаева. И вот с открытием полнофункционального салона Renault-Volkswagen на ул. Петухова, по словам участников рынка, и наступил долгожданный «звездный час» Александра Синицына. Несмотря на небольшой портфель представляемых брендов, «Автомиру» удалось достичь в Новосибирске достаточно высоких показателей отдачи от марок. Авторитейлер входит в ТОП-3 автодилеров города и до недавнего времени обгонял по показателю продаж «МАКС Моторс», портфель брендов которой превышал «автомировский» более, чем в два раза. По мнению экспертов, «Автомир» несколько лет назад выбрал правильную стратегию — отказался от брендов, которые не давали ему должный уровень отдачи, определил ключевые для себя бренды и бросил все силы на их развитие. Сейчас в портфеле компании, к примеру, уже нет Ssangyong, хотя после отказа «Автомира» от этой марки, у нее в Новосибирске появился не один, а сразу три новых дилера. Довольно успешный старт взял «Автомир» и с брендом Volkswagen. Высокая активность дала свои результаты, позиции марки в городе улучшились, и на фоне общероссийского падения в Новосибирске Volkswagen вырос на 12%.

Все это поспособствовало тому, что «Автомиру» под руководством Александра Синицына удалось выиграть в этом году в тендере на право быть вторым официальным дилером марки Toyota — самой популярной иномарки в Сибири. В сложном конкурсе «Автомир» обошел более десяти кандидатов, среди которых были как местные крупные авторитейлеры, так и иногородние дилеры. В частности, свои заявки на Toyota подавали федеральные игроки в лице СП «Бизнес Кар» (самый крупный дилер Toyota в России по объему продаж, в Сибири представлен в Кемерово), «Авто-Плюс» (крупный уральский авторитейлер, официальный дилер Toyota в Екатеринбурге и Омске), «Элке-Авто» (официальный дилер Toyota в Томске), новосибирская ГК «МАКС Моторс». Участники тендера тогда связывали победу «Автомира» с тем, что дистрибьютора Toyota очень долгое время устраивало наличие одного партнера в городе, и когда речь зашла о втором дилерстве, то в первую очередь компания ориентировалась на показатели эффективности. Опыт «Автомира» в случае с Renault и Volkswagen послужил примером. Примечательно, что сам «Автомир», начиная строительство Toyota, не забывает о дальнейшем развитии Volkswagen. Так, в скором времени будет построен и открыт салон по продаже коммерческих автомобилей этой марки.

Стратегия года

Если бы в этом году на авторынке можно было выделить стратегию года, то, безусловно, она заключалась бы в росте эффективности бизнеса дилеров за счет закрытия убыточных подразделений. Эйфория авторитейлеров от самого факта представления в регионе какого-либо известного мирового автобренда подошла к концу. В условиях падения рынка для все большего количества крупных игроков стала важна именно эффективность. Так, весной этого года крупный омский авторитейлер «Феникс Авто» в одностороннем порядке отказался от дилерства Audi, алтайский «РЕАЛ Моторс» — от Opel, новосибирская «АвтоСтар-Азия» — от KIA, а «СЛК-Моторс»— сразу от четырех брендов: Ford, Volvo, Lada, Mitsubishi. Другой новосибирский игрок — «Патриот Авто» — закрыл один из двух шоу-румов Peugeot. Автодилеры убеждены, что это лишь начало глобального российского тренда. Уже сейчас, в разговоре с «КС», различные региональные авторитейлеры выражали солидарность своим коллегам и отмечали, что тоже планируют в ближайшее время отказаться от тех или иных брендов.

Каждому из дилеров такие шаги даются нелегко, и каждый из тех, кто это уже осуществил, объяснял эти меры по-своему. В «АвтоСтар-Азия» отмечали, что состояние рынка в среднесрочной перспективе не позволяет присутствовать трем дилерам марки KIA в Новосибирске. В «Феникс Авто» ссылались на не столь высокие продажи в сравнении с соседними регионами, отсутствие понимания дилера со стороны импортера, связанное с переоценкой потенциала города, небольшой автопарк автомобилей Audi в Омске, связанную с ним малую загрузку сервиса, а также необходимость содержать склад автомобилей. Все это делало бизнес по Audi убыточным на фоне других брендов. В связи с этим ГК «Феникс Авто» еще в конце прошлого года рассматривала возможность об отказе от дилерства марки и поставила об этом в известность импортера.

В «РЕАЛ-Моторс» также отмечали, что дилерский центр Opel в качестве самостоятельного проекта имел отрицательную рентабельность, что было связано с низкой долей рынка бренда по РФ и наличием еще одного дилера в Барнауле. «Изначально, анализируя емкость рынка перед заключением контракта, мы понимали, что не имеет смысла ставить перед проектом Opel цель получения прибыли, как бы дико это ни звучало для любого бизнеса. Нашей долгосрочной целью было получение и удержание позиций по более привлекательному для нас масс-бренду — Сhevrolet. А эти марки для российских дилеров доступны только при заключении на них контракта в паре», — признавалась в интервью изданию «Ваше дело» топ-менеджер дилера Ольга Частухина.

Соображениями эффективности руководствовались и в ГК «СЛК-Моторс». «Из проведенного анализа мы оставили у себя в портфеле бренды, которые имеют у нас достаточную норму прибыли, и бренды, которые нам интересно развивать и дальше в регионе», — поясняла «КС» гендиректор «СЛК-Моторс» Наталья Жданова. В итоге «СЛК-Моторс» отказалась от Ford, Mitsubishi, Lada, Volvo. Как отмечала Наталья Жданова, «СЛК-Моторс» готова была потерять 14% в выручке, 5% в EBITDA и не потерять в чистой прибыли, а только ее увеличить, поскольку деятельность по некоторым брендам этой группы зачастую была убыточной.

Все эти явления можно считать следствием того, что экономика дилера уже перестала волновать большинство дистрибьюторов, они берут в расчет лишь собственные показатели, по которым должны отчитываться перед головной компанией. В итоге ответом на падение рынка и уменьшение продаж у многих автопроизводителей стал, как ни парадоксально, поиск новых дилеров в дополнение к уже существующим. Потеряв в Новосибирске партнера, который объяснил расторжение договора тем, что в среднесрочной перспективе в городе нет места трем дилерам, KIA уверенно вывесила на сайте тендер, все равно желая найти третьего игрока. Такая политика в долгосрочном периоде может привести лишь к еще большим потрясениям на рынке. Однако справедливости ради, чем дальше, тем все больше шарик в равновесии дилеров и дистрибьюторов вновь переходит на сторону дилеров. «Диктат автопроизводителей закончен, теперь финальное слово за самими автодилерами», — констатирует учредитель одного из сибирских дилеров.

В то же время определенные негативные признаки кризиса 2009 года тоже дают о себе знать. Так, к примеру, в Кузбассе в этом году со скандалом ушел с рынка монобрендовый дилер Citroen. Компания была обременена существенной финансовой нагрузкой, что привело к задержкам выдачи ПТС и самих автомобилей клиентам. В результате импортер расторг дилерский договор с «Ситроен Кузбасс» и выбрал нового партнера. Совместными усилиями они решили вопрос с клиентами. «Случай с Кузбассом — исключение, единичный случай. Я в России на протяжении уже трех лет, и на моей памяти никогда не было таких прецедентов», — уверял «КС» в интервью глава марки в России Жан Луи Шамла. Тем не менее, в 2009–2010 годах волна таких случаев поразила Новосибирск и Омск, достаточно вспомнить компании «Автолэнд-Сибирь» и группу автодилерских предприятий Андрея Соловьева. По словам участников рынка, несмотря на те случаи, автомобильная розница так и не прошла процесс оздоровления. Однако в текущей ситуации дилеры предпочитают закрывать салоны сами, а не ждать разорения.

Открытия года

Если говорить о позитивных итогах года, то за минувшие 12 месяцев в Сибири количество салонов увеличилось, невзирая на кризис, причем некоторые проекты можно считать для региона крайне амбициозными. В Красноярске в этом году открыл свои двери полнофункциональный салон SEAT компании «Гранада-Моторс». Он стал самым крупным дилерским центром марки во всей России. И действительно, для такой экзотики, как SEAT, в условиях падения рынка и прогнозов по дальнейшему уменьшению продаж, такой шаг можно считать достаточно смелым. Также в Красноярске в этом году запустился дилерский центр Nissan компании «Авангард».

Говоря о Новосибирске, кроме уже упомянутых салонов Mitsubishi, Lada, Jeep группы компаний «МАКС Моторс» в Новосибирске, также открылся дилерский центр ГАЗ компании «Патриот Авто» (в здании бывшего салона Peugeot), сразу два салона Ssangyong компаний «Автолига» Игоря Кошкина и «Альт-Парка» Игоря Мошкина и Дмитрия Новикова. Последний также открыл салон Uz-Daewoo. Оба бренда обосновались в действующем многоэтажном автокомплексе компании на улице Никитина после переезда Skoda в новый салон на ул. Петухова.

В Омске новоселье справил Citroen, его запустила «Феникс Авто». В Томск наконец-то долгожданно вышел Suzuki, дилером стал крупный местный игрок — Автоцентр «Евразия». В Кемерове произошла смена дилера Citroen — на смену разорившемуся «Ситроен Центр Кузбасс» пришла «Картель-Авто», открывшая соответствующий салон.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ