Борьба за имущество «Горэлектротранспорта»

У муниципального казенного предприятия г. Новосибирска «Горэлектротранспорт» (ГЭТ) накопилось долгов на полмиллиарда рублей. В качестве причин сложившейся ситуации депутаты и участники рынка указали неэффективное управление и низкие тарифы на пассажирские перевозки. Некоторые собеседники «КС» предположили, что речь идет о намеренном банкротстве. В мэрии же намерены сохранить учреждение. С этой целью городская администрация, как выяснилось, сейчас отсуживает выставленное ранее на торги имущество.

На сегодняшний день муниципальное казенное предприятие г. Новосибирска «Горэлектротранспорт» состоит из 4-х троллейбусных и 2-х трамвайных депо, 2-х служб обеспечения — службы пути и службы энергохозяйства. Ежедневно на линию выходит 223 троллейбуса из 309 и 97 трамвайных вагонов из 121, перевозки осуществляются по 14 троллейбусным и 10 трамвайным маршрутам. Общее количество работающих на предприятии – 3120 человек, в том числе водителей трамвая – 244, водителей троллейбуса – 510.

По уточненным данным, общая задолженность МКП «Горэлектротранспорт» перед инспекцией федеральной налоговой службы Новосибирской области и управлением Пенсионным фондом составляет 506,6 млн. рублей, а не 272 млн. руб., как сообщалось ранее. «По состоянию на 16 декабря долг МКП «ГЭТ» перед ОПФР по НСО составляет 256,5 млн. рублей, перед ИФНС по НСО – 250 млн. рублей», — ответили в департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска. В связи с этим федеральной службой судебных приставов был наложен арест на имущество предприятия. На данный момент оно выставлено на торги на московские аукционы. Росимущество оценило 14 лотов (среди которых 11 объектов по адресу ул. Планетная 55 и 3 объекта на ул. Кошурникова 1, ул. С-Гвардейцев 49 и ул. Титова 5) в 20 млн. рублей. По оценкам экспертов, столько может стоить только один из лотов — самый «лакомый кусок», земельный участок на ул. Планетная, 55 площадью 6 тыс. га. Он выставлен на торги по цене в 7,5 млн. рублей. В свою очередь исполнительный директор Rolband&Partners Александр Астахов называет наиболее реалистичной сумму в 20-30 млн. руб.

Как рассказал депутат Совета депутатов Новосибирска, член комиссии по муниципальной собственности Алексей Андреев в мэрии после подачи депутатского запроса причины возникновения такой задолженности так и не разъяснили. «Что это неэффективное управление или величина тарифа, которую необходимо компенсировать? – задается вопросом парламентарий. – По сути, мы сейчас теряем площадки под такой вид транспорта как троллейбусы и трамваи, я считаю это недопустимым».

Стоит отметить, что непросто складываются у ГЭТ отношения и с представителями телеком-рынка. Дело в том, что на своих опорах ГЭТ размещает волоконно-оптические линии связи (ВОЛС), получая за это плату от провайдеров. Более подробно тема о значительных трениях между операторами связи и ГЭТ затрагивалась еще в прошлом году в рамках проведенного «КС» круглого стола. В настоящий момент вопрос не потерял актуальности. Как сообщили корреспонденту «КС» в группе компаний «Новые телекоммуникации», для всех операторов тариф по содержанию одного места крепления на одной опоре един и составляет 443,17 рублей.

У провайдеров своя трактовка событий, произошедших с ГЭТ. «Долг образовался по причине того, что в январе 2011 года ГЭТ уведомил операторов о введении новых тарифов согласно распоряжению мэрии №6446, и при этом в договорах существенно поменялись условия размещения ВОЛС на опорах ГЭТ. Многие операторы связи не согласились с условиями договора, и начался процесс обсуждения и согласования. Поэтому, из-за разногласий подписание договора, например, в нашем случае произошло только в мае, но ГЭТ произвел перерасчет по новым тарифам за период с января по май и, так как новые тарифы были увеличены, и образовалось сальдо, которое и создало долг, — предполагает директор «АТЛАС-Сибирь» и глава ассоциации провайдеров Новосибирска Александр Булатов. – В тоже время, бухгалтерия ГЭТ отчиталось перед налоговой по якобы полученным доходом от новых тарифов, но фактически не оплаченным из-за отсутствия «живых» денег. Эта она из причин неуплаты налогов ГЭТ».

Депутат Совета депутатов Новосибирска, председатель комиссии по городскому хозяйству Игорь Кудин объясняет, что долг образовался в связи с тем, что с середины двухтысячных годов произошел серьезный разрыв – предприятие начало нести существенные расходы, а действующий тариф их не покрывал. Помимо этого также необходимо было выплачивать налоги и взносы в Пенсионный фонд. «Считаю, что нынешнее руководство является заложником всей этой политики. И для того, чтобы предприятие поставить на крыло, — а это сделать необходимо, — следует стабилизировать ситуацию, оптимизировав управленческую структуру и дотировать убыточное предприятие из городского бюджета», — сообщил депутат. По мнению Игоря Кудина, подобные меры помогли в свое время новосибирскому метрополитену выправить свое финансовое положение.

Мнения же участников рынка относительно судьбы ГЭТ разошлись. Один из собеседников «КС» предположил, что учреждение банкротят с целью создания закрытого акционерного общества. По другой версии в распродаже имущества заинтересованы девелоперы.

На сессии горсовета 18 декабря депутаты рассмотрели этот вопрос. Как следовало из выступления первого вице-мэра Новосибирска Владимира Знаткова, причина долга в полмиллиарда рублей кроется в том, что размер тарифа недостаточен для покрытия нужд предприятия. По словам первого вице-мэра, в течение этого года мэрии удалось погасить порядка 77 млн. рублей. В свою очередь, корреспондента «КС» в департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса заверили, что «продажа имущества внесет дополнительные трудности в производственную деятельность МКП «ГЭТ», но к ухудшению качества перевозок городским электрическим транспортом не приведет». На данный момент с целью оптимизации деятельности предприятия создана рабочая группа. По этой же причине в бюджет города заложены 112 млн. рублей на дотации за льготные перевозки пассажиров. «В I квартале 2014 года мы выйдем с предложением по дотации за общие перевозки. На данный момент билет стоит 16 руб., а по расчетам наших специалистов должен стоить 17,96. Сейчас эту сумму должны подтвердить в департаменте пот тарифам Новосибирской области. Таким образом, по приблизительным подсчетам сумма дотаций должна составлять 140 млн. рублей», — озвучил меры по выводу предприятия из кризиса Владимир Знатков.

Объявленная стоимость лотов в 20 млн. не устраивает и городскую администрацию, которая также усмотрела и нарушения в процедуре проведения торгов. «Мы уже подавали жалобу и в Генеральную прокуратуру, и в суды. И это говорит о том, что мы сделали этот шаг, чтобы отсудить имущество назад», — объяснил действия муниципалитета первый вице-мэр.

По крайней мере, подобную жалобу корреспондент «КС» обнаружил на сайте УФАС по Новосибирской области. Однако стоит отметить, что 5 декабря этого года антимонопольная служба признала недействительной жалобу МКП г. Новосибирска «Горэлектротранспорт» на действия организатора торгов Федерального агентства по управлению государственным имуществом по проведению торгов по продаже арестованного имущества.

В самом «ГЭТ» корреспондента «КС» для получения информации направили в пресс-центр мэрии.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ