Российский Интернет будет прирастать Сибирью

АНАТОЛИЙ ЛЕБЕДЕВ, один из главных организаторов проекта «Вперед вместе с Google» в нашем городе, а заодно – один из первых новосибирцев, принятых на работу в эту компанию, рассказал читателям «КС» о новых разработках Googleи о том, с чего они обычно начинаются.

— Что, по Вашему мнению, стало главным драйвером развития Google за последний год?

— В последнее время основные успехи Google были связаны с мобильными технологиями. Люди ходят быть на связи всегда – поэтому продажи смартфонов и планшетов растут так быстро. Наш ведущий драйвер – универсальная платформа Android, которую Google постоянно совершенствует. Второе важное направление – браузеры, в частности, GoogleChrome. Оба эти примера имеют между собой немало общего, в первую очередь, это бесплатность и открытая платформа, позволяющая сторонним разработчикам создавать собственные приложения на их основе. И эта стратегия себя оправдала: если сравнить проникновение iOS, созданного Appleи для Apple, с «Андроидом», то окажется, что в первые два года мы распространились в шесть раз шире. То же касается и «Хрома» – он пришел на рынок браузеров позже других, но сейчас по числу пользователей занимает первое место в мире.

— И все же – каким образом можно обойти конкурентов на уже освоенных рынках?

— Практически любая разработка, которую мы ведем, начинается с вопроса: «Какую проблему мы решаем с ее помощью?» – все остальное вытекает уже из этого. Создавая Chrome, мы старались сделать браузер, который хотели бы видеть сами, и для этого пришлось переделать все фактически «до фундамента». Мы заменили старые алгоритмы поиска и отказались от концепции браузера как неотъемлемой части ОС. С Android мы исходили из того, что смартфон под его управлением будет не показателем статуса, а удобным и доступным инструментом, которым будет владеть каждый. Чтобы мгновенный доступ к информации позволил управлять своей жизнью свободно и уверенно.

— Да, Google не продает свои программы, его основной источник дохода – реклама. С кем вам чаще всего приходится бороться за рекламодателя?

— Россия – одна из немногих стран, где на рынке интернет-рекламы действуют сильные местные игроки. Нечто похожее ситуация в Чехии (где работает Seznam, тоже сильный поисковик со своей монетизацией), в Китае, в Корее. Но компании масштаба «Яндекса» встречаются все же очень и очень редко. Для российского потребителя и рекламодателя это хорошо: есть, из чего выбрать. Это выгодно и нам – конкуренция заставляет развиваться быстрее.

— В какие направления вы вкладываете больше усилий? В те, где вы лидируете, чтобы закрепить лидерство, или наоборот, где отстаете, чтобы отставание ликвидировать?

Google зачастую делает ставку на вещи, о которых другие либо не задумывались вообще, либо не рассматривали их с той стороны, с которой подошли мы. Решения, которые мы предлагаем, могут показаться фантастикой, но при этом технически возможны уже сейчас. Когда Google был еще молод, его основатели, Сергей Брин и Ларри Пейдж, выпустили открытое письмо возможным инвесторам, в котором сообщили: да, мы хотим быть и оставаться компанией, делающей рискованные шаги, осваивающей неосвоенное и наши проекты, возможно, не дадут отдачи «здесь и сейчас». Не нужно бояться выходить за рамки привычного.

В то же время очень важным приоритетом для нас остается работа над поиском – в широком смысле этого слова. Поисковая система постоянно совершенствуется – это уже не «большая электронная картотека», как раньше, это, по сути, электронный собеседник и друг.

— На конференции «Вперед вместе с Google» много говорили о новых разработках. Какие из них имеют шанс скоро воплотиться «в железе»? Чем еще нас может порадовать Google в ближайшее время?

— Давайте, для начала постараемся развеять пару мифов о наших разработках. Прежде всего тот, что мы замахнулись сразу на кучу проектов, никак друг с другом не связанных. Вот представьте себе, что мы вернулись сюда через несколько лет. Я вот так же сижу, беседую с вами, а мой персональный ассистент GoogleNow напоминает, что следующая встреча – в Центральном районе через три с половиной часа. Поскольку на Старом шоссе и Красном проспекте пробки, предлагается альтернативный маршрут и выехать лучше всего не позже, чем через час. Вот я спускаюсь вниз, а на крыльце меня уже ждет самоуправляемый автомобиль, который сам, по команде Now, подъехал от парковки – и мне не нужно знать, где он стоял. А по пути в центр города я могу спокойно подготовиться к встрече… И никакой фантастики здесь нет. GoogleNow уже работает. Автомобиль с автоматическим управлением прошел все испытания – и я лично принимал в них участие. И это стало переломом в моем сознании: по-настоящему поверить в то, что это реально, можно только тогда, когда попробуешь сам. Прямо сейчас идут испытания GoogleGlass, очков дополненной реальности, мобильного устройства следующего поколения. И здесь я тоже не удержался от того, чтобы это попробовать. Вы и сами не заметите, как эти вещи станут совершенно обычными. А про то, как все эти разработки интегрируются друг с другом, я только что привел пример.

Основная мотивация наших разработок, как уже говорилось – постараться сделать жизнь человека удобнее. Для инвалидов это вообще может стать возможностью вернуться к полноценной жизни без посторонней помощи.

-Если в вашем приложении – уже вышедшем и довольно популярном – обнаружится серьезная ошибка, как вы поступите: попытаетесь ее исправить или замените чем-то новым?

—Мы постараемся, чтобы такой выбор вообще не возник – все важные ошибки и несочетаемости программ мы обнаруживаем еще на ранней стадии. Любой наш релиз выходит в несколько этапов: внутреннее тестирование (так называемый «dogfood», проба своей же продукции), затем закрытое тестирование среди доверенных пользователей, затем бета-версия и только потом – официальный выход. И на этом этапе еще ни разу не случалось ничего подобного.

— Расскажите более подробно о сервисе Google Partners. Кто может в нем принять участие?

— Стандартных программ «вообще для всех» у нас нет. Вариантов партнерств у нас очень много, а Google Partners – «базовый» вариант, на котором все они строятся. Более конкретные примеры: владельцы торговых центров могут включиться в сервис Google Maps, на котором теперь есть и карты помещений, то же самое относится к музеям, вокзалам, аэропортам и другим крупным зданиям. Транспортным узлам пригодится GoogleNow, с его помощью можно быстро рассчитать свои действия во время, например, пересадки на другой рейс: сколько продлится «окно», где будет ждать самолет, в каком отеле можно заказать номер, если нужно… Свои формы партнерств есть и на YouTube: поддержка правообладателей и создателей контента, звукозаписывающих и видеостудий, продюсерских центров. Года два назад мы заключили партнерское соглашение с «Мосфильмом» – теперь они насыщают свой YouTube-канал классическими фильмами и он пользуется огромной популярностью как в России, так и за ее пределами. В свою очередь наши партнеры получают возможность бесплатно пользоваться нашими программами, в частности, по защите авторских прав и монетизации своего продукта – и это далеко не все.

— Какова роль России в общей стратегии Googleи какое место в этой роли занимает Сибирь?

— Россия для Google имеет очень важный приоритет, если принять во внимание размеры страны, ее население и тот факт, что степень проникновения Интернета здесь пока еще не достигла западноевропейского уровня, то есть, нам есть, куда расти. Что касается СФО – тот факт, что мы сейчас сидим здесь и разговариваем, говорит о том, что Сибирь для нас – очень важный регион. В Москве и Санкт-Петербурга степень проникновения если и не достигло потолка, то сильно замедлилось и основной прирост идет сейчас за счет регионов, в первую очередь, восточных.

— Почему местом проведения конференции стал именно Новосибирск?

— Причин много. Во-первых, наукоград. В Новосибирске есть сильные технические вузы, из которых вышло немало талантливых разработчиков, и где сейчас учится много студентов. Во-вторых, это фактически столица третьей части страны: вы ведь заметили, что гости у нас не только из Новосибирска и области приезжали? Омск, Кемерово, Томск, Барнаул, Красноярск… Если бы конференция проходила в Москве, многие из них не согласились бы ехать так далеко. А вот Новосибирск сумел стать своего рода точкой силы для близлежащих – по российским меркам – регионов.

-Планируете ли вы открыть в Новосибирске постоянное представительство?

У нас сейчас в России два офиса: в Москве, где работают сотрудники отдела продаж, технические специалисты, маркетологи, и в Санкт-Петербурге, где у нас инженерный офис. Дело в том, что для Googleпринципиально не «отметиться» везде, где можно, а привлекать к себе таланты из разных городов. Сегодня люди уже не так привязаны к офису, современные условия работы дают громадную свободу перемещения. Наши разработчики, сидящие в Калифорнии, могут делать проект для России, а московские, например, для Новой Зеландии. И вопрос физического присутствия для нас мало значим. А сотрудников из Новосибирска у нас уже много, и я в их числе. Я начал работать в Google в 2006 году – и был нанят непосредственно Дублинским офисом, мимо Москвы. Россию в Москве в то время представляло три человека. Всего. Сейчас, конечно, намного больше. Мы – глобальная компания и офис в Дублине, где я работаю, говорит примерно на 60 языках. Когда я только начал работать там, русскоговорящих «гугловцев» было меньше десяти, шестеро из них – из стран СНГ. Я оказался то ли вторым, то ли третьим, то ли четвертым русским. А несколько лет назад я вдруг поймал себя на том, что не знаю всех своих соотечественников на работе. Сегодня их уже сотни.

— Готовы ли вы брать на работу и стажировку новосибирских студентов?

— Студентов мы принимали всегда. Больше всего стажеров мы берем по инженерным специальностям – некоторое количество мест есть и для маркетинга, и в отделе продаж, но в основном нам нужны именно инженеры. У нас есть своя программа стажировки и стажеры – мы называем их интернами – имеют те же самые права, что и постоянные сотрудники. Их сразу записывают в команду разработчиков, сразу поручают проект – и они наравне со всеми участвует в его разработке. После стажировки они заканчивают обучение и многие – очень многие – защитив диплом, приходят устраиваться к нам. И мы, в свою очередь, уже знаем, что этот человек из себя представляет. Еще одна важная деталь: когда мы берем стажера, мы уже знаем, какой проект ему поручим. Нельзя, чтобы человек, пришедший к нам за опытом, болтался без дела или занимался такой «нужной» работой, как «подай – принеси – разбери архив». Будем рады видеть у себя выпускников и студентов новосибирских вузов. Единственным препятствием к работе в Google может стать незнание английского языка. Это не дискриминация, просто серьезное неудобство, которое может помешать, в первую очередь вам самим.

-Каковы Ваши впечатления от конференции? Оправдались ли Ваши ожидания?

—Многие мероприятия у нас еще впереди, но от тех, что уже прошли – впечатление самое благоприятное. Например, на стартап-академии 29 ноября количество участников превысило все наши ожидания и пришлось ставить дополнительные стулья. Было видно, что гости пришли к нам не просто так, очень активно задавали вопросы. Знаете, когда я, закончив выступление, перед какой-либо аудиторией, предлагаю задавать вопросы и слышу тишину, я сразу понимаю, где вопросов действительно нет, а где их настолько много, что люди не знают даже, с чего начать. Здесь был именно второй вариант – когда сначала все молчат, потом кто-то один задает первый вопрос, а потом за ним идет настоящая лавина. У наших гостей была возможность пообщаться с теми, у кого есть деньги, которые они готовы были вложить в новые идеи. И с теми, кто уже достиг определенных высот и теперь доступно, по полочкам разложил свою стратегию успеха. Они действительно слушали, понимали и, судя по отзывам, получили то, что ожидали.

-Что бы Вы хотели пожелать читателям «КС» лично от себя?

—Человеку очень важно понимать, что он хочет от своей жизни, чего хочет добиться. Просто от осознания того, что «У меня есть мечта» жизнь становится легче.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ