Компания года/Персона года. Телеком: сохранить позиции вопреки активному развитию конкурентов

Телекоммуникационный рынок Сибири в 2013 году продолжил активное развитие — как в сегменте сотовой связи, так и в сегменте широкополосного доступа в Интернет. Среди главных событий года — расширение в регионе покрытия сетей 4G LTE, наметившийся альянс Tele2 и «Ростелекома», способный существенно изменить расклад сил на рынке, а также нащупывание интернет-провайдерами новых конкурентных ниш.

Среди критериев выбора компании года по версии «КС» — наиболее динамичные темпы развития, сопровождаемые ощутимым укреплением позиций компании на рынке, наиболее высокий прирост финансовых показателей: прибыли, выручки, оборота, наиболее заметная маркетинговая политика на рынке, активное экспансионное развитие в течение года, результативная управленческая политика, приведшая к заметным для рынка результатам, и.т.д.
Основным критерием выбора «Персоны года» является заметный личный вклад в достижение результатов компании
Основой для анализа является имеющаяся в распоряжении «КС» статистика независимых агентств по соответствующим рынкам, данные финансовой отчетности компаний, а также события, происходившие с организацией за год и нашедшие отражение на страницах издания и бизнес-портала.
Всего по итогам 2013 года «КС» планирует выделить компании года и персон года в 10 различных отраслях.

«Компания года»

Подведение итогов премии «Компания года» в сфере телекома привело, с одной стороны, к вполне предсказуемым, с другой — к достаточно неожиданным результатам. Анализируя, какой из операторов достоин называться «Компанией года» в телекоме, «КС» обратился к данным независимого агентства J’Son Partners Consulting по сотовой связи и iKS-Consulting по интернет-провайдерам.

В результате титул «Компания года» в телекоме по версии «КС» достался компании МТС. Несмотря на активную конкуренцию на рынке, технологическое доминирование в отдельных сегментах других операторов, а также выход на сотовый рынок «Ростелекома», МТС под руководством Александра Соловенчука за год сумел не только удержать первую позицию в сегменте сотовой связи по величине абонентской базы, но и нарастить свою долю. Так, в сегменте B2C оператор нарастил число абонентов на 2 п. п. по Сибири и на 1 п. п. по Новосибирской области. Также МТС удалось укрепить позиции и в сегменте интернет-доступа, хотя расстановка сил в этом сегменте по сути не претерпела изменений. Вместе с тем наибольшую угрозу для оператора представляет так называемое освобождение от «мобильного рабства». Именно оно способно оказать немалое влияние на позиции компании в регионе. Однако в этом году МТС пока все еще «на коне».

В то же время дискаунтер Tele2, который очень активно наращивал абонентскую базу с момента своего выхода в Сибирь, в этом году впервые упал на 1 п. п. Другой крупный игрок — «Билайн» — упал по Сибири сразу на 2 п. п., а в Новосибирской области по-прежнему лишь четвертый. Только «МегаФону» успешно удалось нарастить позиции в СФО, увеличив свою долю на 2 п. п. Удержал оператор свои позиции и по Новосибирской области. Также «МегаФон» продолжил запускать сети 4G LTE в городах Сибири, таким образом, в очередной раз сделав упор на технологии.

В свою очередь в сегменте интернет-доступа за год наиболее ощутимые результаты оказались у компании ТТК (подразделения «ТТК Западная Сибирь» и «ТТК Сибирь»). В целом по Сибири оператору удалось, по данным iks-Consulting, нарастить позиции с 9% до 11% по показателю абонентской базы в сегменте B2C, что позволило ему подняться с 3-го на 2-е место по региону после «Ростелекома». Таким образом, усилиями бессменного Александра Соловьева оператор продолжает расширять свои позиции в Западной Сибири. Непосредственно выручка ТТК ЗС от предоставления услуг физическим лицам, по данным на 1 ноября 2013 года, составила порядка 800 млн. рублей, а абонентская база достигла 300 тыс. пользователей. Стоит отметить, что на сегодняшний день ТТК ЗС работает в 33 городах Алтайского края, Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской областей, а «ТТК Сибирь» — на территории Красноярского края, Республики Хакасии, части Кемеровской и Иркутской областей.

«Персона года»

Титул «Персона года» в сфере телекома по версии «КС» в этом году достался коммерческому директору «Сибирских Сетей» Сергею Вепренцеву. В этом году топ-менеджер вернулся в «Сибирские Сети» из «Яндекса», где занимал позицию регионального представителя. После прихода Вепренцева маркетинговая активность «Сибирских Сетей» возросла, и у участников рынка стало больше поводов обсуждать конкурента. Первым шагом стало то, что компания стала позиционировать себя беспроводным оператором связи (предлагая по умолчанию подключение абонентов через сеть Wi-Fi). Затем «Сибирские Сети» запустили новый бренд оказания услуг «Лайк» и новую рекламную кампанию. Также оператор стал самостоятельно торговать планшетами, телевизорами и другими гаджетами для своих абонентов. И наконец, создал так называемый «Клуб испытателей». В рамках него топ-менеджмент оператора в целях PR даже пытался прилюдно топить планшеты в аквариуме и купать их в пиве. Привлечь к себе внимание «Сибирским Сетям» удалось.

Впрочем, участники рынка достаточно неоднозначно восприняли эти шаги, отметив, что в технологическом плане «Сибирские Сети» не предложили ничего нового, а лишь придумали другую «обертку» своим продуктам. В большинстве активностей оператора они усмотрели лишь сугубо PR. Тем не менее за сам факт того, что оператору удалось вновь «всколыхнуть» рынок, дать пищу для размышлений и расставить в своем развитии новые акценты, Сергею Вепренцеву и достается титул «Персона года» в телекоме.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ