Компания года/Персона года. Ритейл: использовать финансовые рычаги для наращивания позиций

Сферу ритейла нередко считают достаточно простой с точки зрения ведения бизнеса относительно других видов предпринимательской деятельности. Однако практика показывает обратное: выстроить успешное предприятие в этой сфере удается далеко не каждому. Тем не менее позитивные примеры есть и в обувном ритейле, и в ритейле цифровой техники, и ритейле строительных материалов, и в fashion-ритейле, и в сфере ритейла продуктов питания, и, наконец, в электронной торговле. Именно эти сегменты и рассмотрел «КС» для того, чтобы выбрать «Компанию года».

Среди критериев выбора компании года по версии «КС» — наиболее динамичные темпы развития, сопровождаемые ощутимым укреплением позиций компании на рынке, наиболее высокий прирост финансовых показателей: прибыли, выручки, оборота, наиболее заметная маркетинговая политика на рынке, активное экспансионное развитие в течение года, результативная управленческая политика, приведшая к заметным для рынка результатам, и.т.д.
Основным критерием выбора «Персоны года» является заметный личный вклад в достижение результатов компании
Основой для анализа является имеющаяся в распоряжении «КС» статистика независимых агентств по соответствующим рынкам, данные финансовой отчетности компаний, а также события, происходившие с организацией за год и нашедшие отражение на страницах издания и бизнес-портала.
Всего по итогам 2013 года «КС» планирует выделить компании года и персон года в 10 различных отраслях.

«Компания года»

Титул «Компания года» в сфере ритейла по версии «КС» достался «Обуви России». Именно этот игрок рынка в уходящем году оказался одним из ключевых ньюсмейкеров. Ключевым из них стало то, что в конце октября этого года головная компания ГК «Обувь России» под руководством Антона Титова заявила о своем намерении провести IPO. Стоит отметить, что это первое публичное размещение в сфере обувного ритейла в России. Тем примечательнее, что на него решилась именно сибирская компания. В рамках IPO «Обувь России» анонсировала привлечение порядка 1,5–2,0 млрд рублей, разместив до 25% от текущего уставного капитала. Кроме того, в этом году Альфа-Банк дал кредит «Обуви России» в размере 400 млн рублей, а ранее кредитные линии по 300 млн рублей ритейлеру предоставили МДМ Банк и НОМОС-БАНК. Все эти средства планируется использовать для расширения розничной сети компании в рамках реализации принятой инвестиционной программы. В частности, в 2018 году «Обувь России» планирует увеличить розничную сеть в 3,5 раза — до 650 торговых точек, что позволит ей войти в тройку крупнейших операторов российского обувного рынка. Не забывает компания и о производстве: в этом году «Обувь России» представила свой проект в Черкесске премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву.

Если рассматривать другие сферы розничной торговли, то в сфере цифрового ритейла в этом году отличился «Связной». Компания открыла в Новосибирске первый в России монобрендовый магазин марки Apple под брендом Cstore. Для «Связного» это первый опыт открытия магазинов в подобном формате, который авторизован самим Apple как премиумный «реселлер». Кроме того, в этом году «Связной» стал более активен в регионе и с точки зрения PR.

Также на Сибирь обратили более пристальное внимание крупные федеральные ритейлеры. Так, в регионе впервые появились магазины самой крупной российской сети «Магнит». Из заметных продуктовых ритейлеров в Сибири в этом году можно выделить сеть «Окей». Долгое время компания не прибегала к экспансии в регионе, однако в этом году открыла второй гипермаркет в Новосибирске, а также анонсировала запуск гипермаркета в Красноярске площадью порядка 7,5 тысяч кв. метров. Другим примером может служить «Холидей Классик» Николая Скороходова. После долгой серии переговоров с X5 Retail сибирская сеть осталась независимой и продолжила органичное развитие. Так, весной этого года «Холидей Классик» купила омскую сеть «Астор». В свою очередь «Лента» приступила к возведению шестого гипермаркета в Новосибирске, а «Сибирский Гигант» разморозил стройку в Советском районе города.

Наконец, говоря об электронном ритейле, стоит отметить, что в Новосибирске появился первый интернет-магазин продуктов питания. По словам аналитиков, эта сфера является одной из наиболее сложных видов электронной коммерции, и до недавнего времени в России существовал лишь один заметный пример такого бизнеса — магазин «Утконос». Однако, несмотря на скепсис участников, теперь интернет-магазин продуктов «Если пусто» работает и в Новосибирске. Именно этот проект и можно считать одни из наиболее заметных в электронном ритейле региона.

«Персона года»

Говоря о вкладе той или иной персоны в деятельность компании, стоит особо обратить внимание на тех игроков, которые в этом году пересмотрели свои подходы, попытались изменить себя и нащупали новые интересные ниши. Среди компаний продуктового ритейла в этом контексте можно выделить компанию «Новые торговые системы» братьев Насоленко. Компания, которая до кризиса демонстрировала высокие темпы прироста, активную экспансию, достаточно тяжело чувствовала себя в 2009–2011 годах. В 2011 году Сбербанк через суд взыскивал с компаний группы около 1 млрд рублей и инициировал банкротство нескольких компаний группы. Тем не менее «Новым торговым системам» братьев Насоленко удалось оправиться после кризиса и продолжить развитие. Отказавшись от использования франшизы «Пятерочки», НТС стали развивать «Бахетле», а в текущем году компания открыла в Новосибирске супермаркет «Добрянка». В самой компании позиционируют новый магазин как принципиально новый для города формат, в котором можно приобрести настоящие блюда русской кухни в окружении стилизованного под старину интерьера. В планах НТС — продолжить развитие магазинов под этим брендом. Именно поэтому Виталию и Евгению Насоленко достается титул «Персоны года» по версии «КС».

Другим номинантом на эту премию является совладелец и основной бенефициар сети «Домоцентр» Тимофей Кулигин. Именно его компания в этом году отличилась в сфере ритейла строительных материалов. Конкуренция с Leroy Merlin привела к тому, что компания решилась на достаточно смелый шаг, вложив более 1 млн евро из собственных средств в ребрендинг, смену ассортимента и реструктуризацию. Сеть из 22 магазинов стала претерпевать существенные изменения. Первые гипермаркеты под брендом Forma в среднем ценовом сегменте уже заработали в регионе. Ребрендинг всех точек продаж завершится к концу 2017 года, и к этому времени будет запущено еще восемь магазинов сети.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ