В центре внимания — проблемы оборонки

Редакция газеты «Континент Сибирь»/бизнес-портала «Континент Сибирь Онлайн» провела круглый стол с представителями оборонных предприятий Новосибирска. Поводом для встречи стало обсуждение проблем, назревших в оборонной промышленности, и грядущих изменений, которые ожидают отрасль в будущем 2014 году. В частности, участники круглого стола высказали мнение о том, как повлияет на деятельность ОПК проект постановления правительства «Об условиях и порядке применения видов цен на продукцию по ГОЗ», опубликованный Федеральной службой по тарифам (ФСТ). В ходе дискуссии был поднят вопрос, какие плюсы и минусы появились после структурных преобразований ОПК, согласно которым большинство крупных предприятий сектора входят в государственные вертикально-интегрированные структуры и госкорпорации, а также проблемы взаимодействия оборонной промышленности и региональной власти. «КС» публикует некоторые наиболее яркие моменты дискуссии.

Своим мнением по поводу ситуации в развитии ОПК поделились заместитель генерального директора «НИИЭП» и председатель правления клуба директоров предприятий оборонного комплекса «СЭР» Валерий Эдвабник, генеральный директор ООО «Новосибирский энергомашиностроительный завод «Тайра» Борис Грохотов, генеральный директор «НЗПП» и ОАО «НПИ «Восток» Владимир Исюк, помощник директора по работе с органами власти и науки «НАЗ им. В.П. Чкалова» Валерий Скворцов, а также советник председателя СО РАН, член Экспертного Совета председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, депутат Совета депутатов г. Новосибирска Александр Люлько.

Москва все захватила?

В прошлом номере «КС» уже затрагивал тему объединения всех оборонных предприятий в вертикально-интегрированные холдинги и госкорпорации и главенствования над ними «Ростехнологий». По поводу структурных преобразований в ОПК были озвучены самые разные мнения, как положительные, так и отрицательные. Редакция «КС» попросила высказаться представителей ОПК Новосибирска по поводу того, какие плюсы и минусы есть у такого структурного преобразования для самих оборонных предприятий.

Владимир Исюк (В.И.): — С моей точки зрения, «Ростехнологии» (предприятия, которыми я руковожу, входят именно в эту госкорпорацию) совершенно понятная структура. Есть, конечно, элемент бюрократизма, когда приходится ряд вопросов достаточно долго решать, но неоспоримый плюс — это то, что финансирование технического перевооружения проводится через «Ростехнологии». Сегодня бюджетное финансирование из Министерства промышленности передано в эту госкорпорацию, и акции наших заводов не «размываются», как раньше, а остаются внутри «Ростеха». Вторым положительным моментом, на мой взгляд, является то, что все вопросы, касающиеся крупных сделок, недвижимости, профильных и непрофильных активов, контролируются головной структурой. Поэтому не вижу ничего плохого в «Ростехе».

Валерий Эдвабник (В.Э.): — Абсолютно не согласен с вышеупомянутым мнением. Считаю, что «Ростехнологии» — надуманная структура. Объединение предприятий по направлениям и создание крупных холдингов (к примеру, «Российская электроника», «Технологии машиностроения», при этом их можно как угодно назвать — холдингами, концернами, корпорациями) — разумная и здоровая идея. Согласен, что в этом случае проще участвовать в инвестиционных и федеральных целевых программах, получать финансирование, участвовать в перевооружении. Но наличие такой надстройки, как «Ростехнологии», мне не понятно. У меня только один единственный вопрос: зачем в этой цепочке «Ростехнологии»? Но мне никто этого объяснить не может. Тем более считаю, что невозможно квалифицированно управлять всей оборонной промышленностью «из центра», кроме этого, и в региональные предприятия постоянно пытаются поставить на управляющие должности так называемых «эффективных менеджеров», которые зачастую не имеют представления о специфике отрасли.

Валерий Скворцов (В.С.): — Безусловно, наше предприятие имеет несколько отличное от других положение, которое заключается в том, что мы имеем пятилетний гособоронзаказ с 2008 года, его завершили в этом году и сегодня работаем по следующему долгосрочному контракту до 2020 года. И это очень большой плюс для предприятия, которое может стабильно развиваться. В 90-е годы мы пережили крайне тяжелую ситуацию, когда сотрудники не получали заработную плату около 18 месяцев. Тем не менее усилиями города и области, заводского руководства удалось сохранить самолетостроительный профиль завода, хотя мы были в одном шаге от пропасти. Но, как бы то ни было, сейчас предприятие динамично развивается. За прошедший год, когда мы стали составной частью холдинга ОАО «Компания Сухой», предприятие получило ряд преимуществ. В холдинг входят несколько компаний, поэтому между ними есть возможность перераспределять ресурсы (пример с заводом в Комсомольске-на-Амуре, оказываем помощь ему в сложившейся тяжелой ситуации, связанной с наводнением). За последние 4–5 лет удалось приобрести свыше 110 единиц высокопроизводительного оборудования, обрабатывающие центры, что позволяет нам сегодня без увеличения численности (6100 человек) ежегодно увеличивать производство по единицам техники примерно на 120–130%. Поэтому, на мой взгляд, при внешнем негативном отношении, когда все говорят «Москва все захватила», в таком структурном преобразовании есть свои плюсы. Находясь в единой структуре, предприятия одного направления (в нашем случае, самолетостроения) могут сотрудничать, перераспределять свои возможности и при необходимости передавать друг другу по аутсорсингу изготовление деталей или агрегатов, оказывать помощь рабочей силой.

Зафиксировали

В.С.: — Как было заявлено, в опубликованном ФСТ (Федеральная служба по тарифам) проекте: «Большая часть ГОЗ размещается по фиксированным непосредственно в контракте ценам». Твердо фиксированные цены означают то, что предприятие будет находиться в жесточайших рамках ценовой политики, к тому же учитывая вертикально-интегрированную структуру, примерно так: нам четко говорят, что «ППР должно быть столько-то, РСС должно быть столько-то. Шаг влево, шаг вправо — расстрел». Мы будем очень жестко зажаты. К тому же непредсказуемый рост наших естественных монополий, конечно, это не инфляционные процессы, и все эти коррелирующие коэффициенты играют свою роль, но крайне слабо. Но есть еще одна сторона, и в этом плане фиксированная цена отразится на нашем предприятии. Сейчас авиастроители отвечают за свою продукцию на протяжении всего жизненного цикла, так было и всегда, но существовала целая структура ремонтных предприятий Министерства обороны. Сейчас эта структура переходит в ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация), и мы должны будем, кроме тяжелых форм обслуживания, регламенты работ которых есть, брать всю работу на себя. Что такое фиксированная цена ремонта самолета? Один самолет приходит, на нем, так сказать, «муха не сидела», а во втором в канале воздухозаборника птицы свили гнезда, а цена на ремонт будет одинаковая. Это не шутка. Нам сказано: «Отремонтировать самолет стоит 100 тысяч рублей» (естественно, цифры я абстрактные называю). Но между ремонтом первого и второго самолета огромная разница, в том числе по денежной сумме, которую нужно вложить в ремонт. И поэтому я считаю, что мы должны иметь не строго фиксированную цену, а базовую цену, которая по мере оценки состояния самолета, вместе с военным представительством, должна корректироваться. Поэтому этот вопрос необычайно болезненный и серьезный, и в этом законе этот аспект должен, на мой взгляд, получить отражение.

В.Э.: — По этому вопросу для «НИИЭПа» скажу откровенно: эта проблема пока что не актуальна, так как контракты на следующий период у нас уже подписаны в этом году, до 2016 года.

Местечковый патриотизм: особенности взаимодействия региональной власти и оборонного сектора

Александр Люлько (А.Л): — Если говорить о промышленной политике области и города, возникает такой вопрос: что может сделать городская или областная власть для заводов, развития производств?

В.И.:— Я шесть лет работал в сфере строительства и понимал, что без городской и областной власти я никуда. Теперь, после строительства, шесть лет снова руковожу родным заводом и понимаю, что по большому счету ни город, ни область предприятиям практически ничем помочь не могут

А.Л.: — То есть ваше производство от местных властей никак не зависит?

В.И.: — Да. Пусть это горькая правда, но правда. Город и область выполняют только контролирующие функции, налоговые проверки, проверки Ростехнадзором и так далее, плюс решают некоторые социальные и кадровые задачи, что, конечно, тоже очень важно.

В. С.: — Не могу согласиться. Что касается взаимоотношений с городской и областной властью, то я в силу своих, теперь уже профессиональных обязанностей, могу сказать, что на сегодняшний день роль города и области для промышленных предприятий, в том числе нашего, достаточно весома. Конечно, эта помощь должна проявляться, прежде всего, в социальном плане, так как с производством предприятие должно справляться само, и ему просто не нужно в этом мешать. Второе направление, по которому властные структуры могут помочь, это кадровая политика. Сказать, что по этому вопросу на предприятии безоблачное существование, нельзя, есть свои проблемы, кадровая проблема существует. С помощью областного правительства был создан образовательный кластер, который выстроен таким образом: в него вошли наше предприятие, как потребитель производимых учебными заведениями ресурсов, и учебные заведения, как поставщики ресурсов, среди них НГТУ, авиационный колледж, промышленное училище ПУ-1. Предприятие, в свою очередь, даже предоставило ряд своих преподавателей для этих учебных заведений. Результат такой: средняя текучесть по предприятию — 11,5%, а среди тех сотрудников, которые пришли к нам через кластер, — 5,5%. Конечно, оборонное предприятие — это не лучшее место для работы, с точки зрения привлекательности: строгий режим, высокие требования качества продукции, двух- или трехсменная работа, это не фантастическая заработная плата, соответственно, кластер помог нам провести определенный отсев. Мы готовим людей со школы. Государство, в лице областной администрации, помогло создать такой кластер, который реально работает.

Борис Грохотов (Б.Г.): — Хотелось бы в этом вопросе выделить два аспекта, которые относятся к тому, что, на мой взгляд, не происходит в области поддержки предприятий. Где-то полгода назад я услышал на одном из совещаний высказывания областных властных структур о том, что будет осуществляться здоровый протекционизм для местного товаропроизводителя. Признаюсь, это было воспринято с некоторой радостью, потому что зазвучали те слова, которые хотели услышать многие местные товаропроизводители. Но никаких действий в этом направлении до сих пор не произошло.

К сожалению, констатирую этот факт, потому что «НЭЗ Тайра», как машиностроительное предприятие, находясь в городе и области, при этом имеет по сбыту в регионе только около 10% от всего оборота. Проблема, на мой взгляд, связана с тем, что власть очень боязливо относится к тому, как можно помогать местному товаропроизводителю. Их позиция примерно такая: пусть сами выживают и барахтаются, что смогут сделать, то и сделают.

А.Л.: — Борис Анатольевич, а вы можете сказать, что, по вашему мнению, должны делать власти?

Б.Г.: — Я приведу пример. Как правило, местный товаропроизводитель имеет форму перед любыми другими, кто находится за пределами области. Нашему предприятию это хорошо знакомо, потому что постоянно принимаем участие в торгах. Попасть в торги, которые проводятся за пределами Новосибирской области, можно только через дилеров предприятия, они непосредственно располагаются в том или ином регионе, напрямую из Новосибирска туда зайти практически невозможно. Этот вопрос требует решения.

А.Л.: — В плане протекционизма ваша позиция понятна, хотя, в общем, она спорная. А вы видите еще пути, которые могла бы использовать местная власть для улучшения состояния промышленности?

Б.Г.: — Да. Второй аспект — это не мешать работать чрезмерными проверками. Наше предприятие на протяжении года проверяется очень большое количество раз, это крайне подрывает текущую деятельность предприятия.

В.С.: — Конкретно по нашему предприятию могу сказать, что тот баланс интересов, которые сегодня на нашем предприятии существуют, не дает право обижаться на государство, так как компания получает гособоронзаказ, своевременное финансирование, своевременное авансирование. А вот с точки зрения государственной структуры есть вопросы. Было Министерство авиационной промышленности — мощная структура. Сейчас это небольшое подразделение в Минпромторге. Ладно еще она была бы «Минпром», так она еще и «торг». И поэтому говорить о том, что мы эффективно управляем гигантской отраслью, которая является паровозом для всей промышленности, мягко выражаясь, не соответствует истине.

А.Л.: — И для того, чтобы более эффективно управлять, создали корпорации, в том числе ОАК?

В.С.: — Совершенно верно.

А.Л.: — Создали, чтобы они фактически выполняли функции министерства?

В.С.: — В определенной мере так.

А.Л.: — А у Минпромторга остаются регулирующие функции, законодательные.

В.Э.: — Возможно, я уйду в какую-то политическую стезю, чего бы мне не хотелось делать, но тем не менее, на мой взгляд, в каждом регионе должны приниматься конкретные политические решения. Я хочу сказать, что, живя в каком-то регионе, мы являемся как «слугами» законов, действующих на территории федерации, так и «слугами» тех законов, которые действуют в конкретной области, регионе. Кто определяет законодательные аспекты на территориях? Законодательное собрание, как я понимаю, правительство области. В этих органах должны быть представлены люди, которые либо руководили предприятиями реального сектора, либо остаются руководителями. Скажем, сейчас оборонку во власти представляют только три человека: Борис Прилепский, Виктор Осин и Анатолий Вандакуров. Немного в другой степени, но, тем не менее, тоже защищает интересы оборонных предприятий Юрий Зозуля.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ:

Сергей Габестро,
Член Генерального совета «Деловой России», генеральный директор НАИЗ

На деятельность оборонных предприятий сильно повлияет проект постановления правительства «Об условиях и порядке применения видов цен на продукцию по ГОЗ». Так как это постановление напрямую касается профиля деятельности оборонных предприятий. Госзаказчики будут руководствоваться им в первую очередь. При этом стоит отметить, что данное постановление пока «плохо стыкуется» с 44-ФЗ, который вступит в силу 1 января 2014 года. Однако в 44-ФЗ уже готовятся поправки, которые исключат некоторые расхождения по понятийному ряду и процессуальным вопросам в сравнении с постановлением «Об условиях и порядке применения видов цен на продукцию по ГОЗ». Планируется, что данные изменения будут внесены и приняты в трех чтениях Государственной Думой до нового года.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ