«Недобросовестным поставщикам станет сложнее проникнуть на рынок военной продукции»

В конце ноября в Москве прошла первая всероссийская конференция «Закупки в оборонно-промышленном комплексе». По ее итогам было принято решение создать при Военно-промышленной комиссии рабочую группу по модернизации системы закупок в оборонно-промышленном комплексе. В ее состав предлагалось включить представителей профессионального и экспертного сообществ, а также организовать работу по формированию предложений по совершенствованию законодательного и нормативно-методического обеспечения закупочной деятельности ОПК.

Один из ключевых участников конференции, председатель отраслевого отделения Федерального межотраслевого совета «Деловой России» по оборонно-промышленному комплексу ИВАН ПОЛЯКОВ рассказал «КС» о проведенной конференции, об общем положении дел в сфере гособоронзаказа и о том, как повлияет на отрасль ОПК введение нового закона в сфере госзакупок, вступающего в силу с 1 января 2014 года.

— Любое изменение законодательства, тем более в такой тонкой сфере, как закупки, не всегда бывает благоприятным. Как бы ни критиковали 94-й закон, у него было большое преимущество: он существовал не один год, и по нему привыкли жить и заказчики, и поставщики. Введение новых норм и правил в краткосрочной перспективе, безусловно, будет играть дестабилизирующую роль для осуществления закупок в целом, в том числе и в области гособоронзаказа. Однако есть вероятность, что в долгосрочной перспективе новый закон позволит исключить те диспропорции и несоответствия, которые содержал в себе 94-й закон. В частности, в системе госзаказа национальные производители получат хоть какие-то преимущества, по сравнению с иностранными поставщиками продукции. Появится возможность выстраивать систему закупок через призму учета долгосрочного интереса государственного заказчика и государства в целом. Будут иметь значение такие категории, как репутация и добросовестность поставщика, стоимость не только поставки, но и содержания продукта в течение всего жизненного цикла. К сожалению, 94-й закон эти факты не учитывал. Хочется надеяться, что правоприменительная практика приведет нас к значительному повышению эффективности госзакупок в целом, и особенно в области гособоронзаказа, на который выделяются значительные средства — около 2 трлн рублей в год.

Первая всероссийская конференция «Закупки в оборонно-промышленном комплексе» явилась значительным событием в череде мероприятий по этому вопросу. По ее итогам участники приняли резолюцию, которая будет направлена в Военно-промышленную комиссию. В резолюции содержатся рекомендации уделить особое внимание вопросу повышения ответственности недобросовестных исполнителей гособоронзаказа, недопустимости приобретения продукции, не поставленной надлежащим образом на вооружение. Действующий порядок предусматривает такую возможность закупок особым распоряжением правительства. Это дает возможность для злоупотребления со стороны недобросовестных игроков рынка, а также иностранных поставщиков продукции, использующих этот механизм для облегчения своего проникновения на рынок военной продукции.

В качестве примера можно привести тендер на закупку оптических прицелов американского производства, отмененный решением ФАС благодаря усилиям активистов Общероссийского народного фронта. Сам факт такого рода объявления о закупке говорит о возможности отклонения от существующего положения. В результате национальные производства закрываются, а иностранные поставщики получают возможность доминирования и злоупотребления своим положением на рынке. Порядок поступления военной продукции госзаказчикам должен быть единым и не должен предполагать исключений для отдельных поставщиков.

Проблема недобросовестного исполнения госзаказа, в частности, в отрасли ОПК стоит достаточно остро. Это связано как с общим падением культуры производства, так и на отдельных предприятиях с умышленными попытками проникновения ненадлежащих поставщиков, не имеющих квалификации, производственной базы и предпосылок для корректного исполнения гособоронзаказа. Основными мерами по исправлению ситуации, на мой взгляд, может быть система долгосрочного планирования и контрактации с поставщиками, имеющими высокую репутацию на рынке, поставляющими современную работоспособную продукцию государственным заказчикам, и отсечение от гособоронзаказа поставщиков, допустивших факты срыва поставок или факты поставки недоброкачественной продукции, а также повышение мер ответственности поставщиков и заказчиков.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ