Вот вам, абоненты, и Юрьев день

День отмены в России «мобильного рабства» — 1 декабря — был выбран символический. Раньше примерно в это же время крестьянин, закончив с сельхозработами и выплатив все подати и налоги, получал право уйти к другому феодалу. В наши дни пользователь мобильной связи, расплатившись с задолженностями, получает возможность сменить оператора, оставив старый номер, но нужно ли ему это?

Весь 2013 год тема сохранения номера при смене мобильного оператора обрастала слухами о возможной отмене, провале, неоднократных переносах, штрафах для «не вписавшихся» в новые условия компаний, возможности «обманутым» абонентам пользоваться их услугами бесплатно или, наоборот, риске потерять свой номер… Сейчас, когда до начала внедрения MNP (MobileNumber Portability) остаются считанные дни, большая часть вопросов оказалась разрешена, но некоторые — нет. Прежде всего: а нужен ли вообще данный сервис, и если да, то кому?

Востребованность и желательность MNP зависит не только от качества услуг связи, ее цены и общей удовлетворенности пользователей. Согласно исследованиям компании J’son & Partners Consulting, одним из основных факторов, снижающих популярность данного сервиса, может служить высокий уровень проникновения — на начало года этот показатель в России составил 159%. То есть между началом массового внедрения сотовой связи и введением MNP прошло очень много времени, в течение которого абонент мог найти подходящего оператора и тариф. Ограниченная конкуренция и «провалы» в покрытии, напротив, повышают востребованность услуги, а роуминг и ограничения в пределах региона (от которых в России не скрыться) — снижают.

И еще нельзя забывать о том, как готовы к «переходам» сами операторы и их абоненты. Все ли недоработки устранены, все ли вопросы клиентов нашли ответ.

О тарифах, «своих» и «чужих»

На сегодняшний день у каждого оператора сотовой связи есть свой обширный ассортимент тарифов на любой вкус. Что будет с тарифными планами после MNP? Как будут создаваться новые? И как изменятся цены на уже существующие?

На все эти вопросы представители пресс-служб операторов отвечают единодушно: все будет по-прежнему, только дешевле. С юридической точки зрения смена оператора будет выглядеть как разрыв старого договора на поставку услуги и одновременно заключение нового — уже с другой компанией и на новых условиях (ради которых абонент, собственно, и воспользовался MNP). Единственная разница в том, что номер от оператора-донора будет прошит в новую сим-карту оператора-рецепиента.

Вот тут кроется еще один «подводный камень», беспокоящий как потенциальных пользователей MNP, так и простых потребителей. Что будет с льготными внутрисетевыми звонками? Если раньше первые три цифры номера играли роль определителя «свой/чужой», то как быть после начала «перебегов»? Решение есть: с декабря их место займет номер договора, сообщает пресс-секретарь головного офиса компании «МегаФон» Юлия Дорохина. И звонки внутри сети по-прежнему будут дешевыми.

То есть операторы будут видеть «своих». А пользователи? И вот этот вопрос пока остается нерешенным. По словам директора Департамента внешних коммуникаций сибирского макрорегионального филиала «Ростелекома» Натальи Моисеевой, на данном этапе абонентам придется решать эту проблему самим, лично или с помощью рассылок, информируя своих знакомых о переходе к новому оператору. Не очень удобно для тех, кто имеет в телефонной книге несколько сотен контактов и за прошедшие годы раздал не одну сотню визитных карточек с указанным номером…

Представитель компании «Tele2 Россия» в беседе c корреспондентом «КС» предложил другой вариант, уже испробованный в ряде стран — специальные гудки для «своих». В ближайшее время компания не планирует ввод данного сервиса, но в перспективе считает его возможным.

Кто, как, когда, за сколько

Второй вопрос, волнующий потенциальных участников MNP, — техническая сторона процесса. Как он будет происходить, в какие сроки, сколько будет стоить и какие тут могут быть риски.

Директор по внешним коммуникациям Сибирского региона ОАО «Вымпелком» Анна Козлова предупреждает, что именно сам процесс перехода (а не его ожидание) – может привести к временным перебоям со связью. «Может понадобиться время для включения абонента в технические системы нового оператора. При этом возможны ограничения в предоставлении исходящей связи до 30 минут, по входящей связи – до 6 часов. Для корпоративных клиентов процесс переноса принципиально не отличается, но имеет другие сроки по каждому этапу процесса переноса номера».

Цена вопроса осталась прежней — 100 рублей и отсутствие задолженностей перед компанией-донором. Время исполнения заказа — 8 дней. Сроки окончательно определились 19 ноября, когда Госдума утвердила поправки в закон «О связи», согласно которым если оператор не исполнит вовремя свои обязанности, абонент до окончания передачи номера может получать услуги мобильной связи бесплатно. Также к недобросовестным операторам могут применяться предупреждения Роскомнадзора и даже лишение лицензии. Только санкции начнут работать 1 марта, а не с 1 декабря, как предлагалось ранее.

А теперь вопрос: ктоиз операторов будет бесплатно обслуживать клиента? Донор? Рецепиент? Тот, из-за кого процедура сорвалась? Тот, на ком «застрял» несостоявшийся беглец? Не ясно. Дело в том, что у нас в процессе MNP нет «ведущей» стороны, которая держит ответ в случае сбоя. В большинстве стран эту роль играет рецепиент, заинтересованный в новом абоненте, хотя кое-где (Япония, Великобритания) за оформление всех договоров и прочие процедуры отвечает как раз донор. В России же предпочти разделить как труд, так и ответственность.

«Мы считаем, что оптимальным сроком внедрения MNP, позволяющим запустить услугу в полном объеме с гарантированным качеством, станет весна 2014 года. Именно поэтому российские операторы просят предоставить отсрочку в 135 дней с момента старта услуги. За этот период времени все они могут подготовиться. В противном случает запуск «сырой» услуги может вызвать массовое недовольство абонентов, которые при переходе могут оказаться без связи по причине технических сбоев недоработанной системы», — говорит Юлия Дорохина.

Представители МТС, «Билайна» и «Ростелекома» также предлагали не вводить «уполовиненную» услугу (отпустить могут все, принять — уже нет), а подождать до весны, когда MNP смогут полностью поддерживать все операторы мобильной связи, а также их партнеры: платежные системы, банки, дилеры и так далее.

«Никаких решений о переносе сроков не принято, все идет по плану: запуск 1 декабря. Четыре крупнейших мобильных оператора совместно с Минкомсвязи протестировали услугу и заявили, что работы прошли успешно. Перенос же сроков возможен, если будет инициирован депутатами. Пока таких инициатив нет», — говорит директор департамента внешних коммуникаций Минкомсвязи Екатерина Осадчая.

Стоит ли игра свеч?

И все-таки, как много абонентов воспользуются переносом номера в течение, скажем, года?

Прошлой осенью, когда решение о вводе MNP к концу 2013 года было уже принято, Департамент оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития сделал пессимистичный прогноз относительно востребованности новой услуги и ее стоимости. Согласно их выкладкам, спрос на данную услугу будет крайне мал, а затраты несоизмеримо велики. Аналитики министерства предложили либо вовсе отменить этот проект, либо отложить его как минимум до конца 2014 года, сославшись на то, что в большинстве стран внедрение MNP занимало от двух до четырех лет. Востребованность в России данного сервиса была ими оценена в 0,01–1%, не более.

Спустя год аналитики J’son & Partners Consulting, сопоставив зарубежный опыт с российскими условиями, сделали вывод, что в услуге переноса номера заинтересованы порядка 10–15% пользователей и воспользуются ею от 3% до 5%. Точно так же в США в 2003 году из 30 млн абонентов, выразивших заинтересованность сервисом MNP, лишь 7,8 млн действительно им воспользовались.

Операторы сотовой связи оценивают саму услугу и ее перспективы по-разному, но в целом более оптимистично. Так, представители компании «Вымпелком» считают, что в MNP может быть заинтересовано от 5% до 8% абонентов. МТС называет цифру 10%, а аналитики «МегаФона», ссылаясь на внешние исследования ETSY Ratings, поднимают планку до 20%. Но, как отметил директор по связям с общественностью Сибирского филиала ОАО «МегаФон» Алексей Калинин, нужно понимать, что не каждый клиент, заинтересовавшийся новой услугой, действительно воспользуется ею. И серьезного передела рынка ожидать не стоит.

Представители Tele2 считают иначе. Численность возможных «перебежчиков» они определяют как «значительное», а основное направление – от «большой тройки» к ним. «Потеря привычного номера часто является главным препятствием для перехода к оператору с более выгодными тарифами», говорит старший специалист по связям с общественностью компании «Tele2 Новосибирск» Дарья Жданова. – «Получается, что абонент вынужден платить больше за сохранение номера. Те абоненты, кто уже сейчас готов перейти на более выгодный тариф, но хотят сохранить номер, давно ждут введения этого сервиса».

Впрочем, представители «большой тройки» тоже не опускают руки и готовы найти новые «козыри» для новых правил игры. «MNP может стать катализатором конкуренции. Российский «Вымпелком», будучи частью глобальной компании, имеет доступ к лучшим практикам и опыту зарубежных стран. В нашей группе MNP внедрено в трех странах Пакистане. Грузии и Италии, на подходе еще несколько. Все наши коллеги по Группе по итогам MNP свои рыночные доли увеличили или, как минимум, сохранили. Планируем их результат повторить», сообщает Анна Козлова.

В свою очередь Tele2 и «Ростелеком» смотрят на MNP как на шанс для собственного расширения — уже не в качестве «запасной симки подешевле», а в роли основного оператора и готовы «с удовольствием принять в свою сеть всех абонентов, которые этого пожелают».

Напоследок хотелось бы добавить вот что. Николай Никифоров, глава Минкомсвязи и один из основных инициаторов введения MNP, пообещавший лично испытать его в первый же день работы, попросил сограждан… повременить с переходом до весны. И дело даже не в нормативных актах, тестах или согласованиях – просто зима 2013–14 гг. и без MNP должна стать для сотовых операторов горячей порой. Новогодние праздники, плавно перетекающие в зимнюю Олимпиаду – тут просто выстоять, уже хорошо, не говоря уже о каких-то реорганизациях… Скорее всего министром подразумевалось, что не нужно хоронить MNP раньше времени, даже если услуга поначалу окажется невостребованной или возникнут какие-нибудь сложности. Скоро все наладится. Действительно, хотелось бы. Идея-то хорошая.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ