«Большая тройка» против шведско-российского альянса

Расстановка сил на сибирском рынке сотовой связи продолжает претерпевать драматичные изменения. Их основными драйверами можно считать впервые наметившееся падение доли Tele2, выход «Ростелекома» на новосибирский рынок сотовой связи, появление определенности в том, что обе вышеперечисленные компании войдут в альянс, а также укрепление позиций МТС и «МегаФона».

Аналитическое агентство J’Son & Partners Consulting по просьбе «КС» предоставило данные по долям операторов сотовой связи в СФО и непосредственно в Новосибирской области по показателю абонентской базы в сегменте B2C.

Согласно этим данным, за первое полугодие 2013 года уровень проникновения сотовой связи в СФО вновь остался на отметке в 158%, как и по итогам 2012 года. Таким образом, на рынке уже давно не идет борьба за новых абонентов, а за тех, кто пока еще по тем или иным причинам сохраняет лояльность своему действующему оператору связи.

Первое место среди операторов по Сибири вновь удержала компания МТС. Доля оператора в регионе по показателю абонентской базы B2C по итогам первого полугодия составила 28%, что на 1 процентный пункт выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А если сопоставлять ситуацию с концом 2012 года, то МТС нарастила долю сразу на 2 процентных пункта. В свою очередь доля оператора в Новосибирской области по сравнению с аналогичным периодом прошлого года осталась неизменной на уровне 38%. Хотя по сравнению с 2012 годом доля МТС увеличилась на 1 процентный пункт.

«Наши данные также фиксируют рост, что в условиях высоконасыщенного и высококонкурентного рынка является очень хорошим результатом», — рассказывает директор филиала «МТС-Сибирь» Александр Соловенчук. По его словам, оператор растет и в data-трафике. Так, по итогам III квартала объем переданных данных в сети МТС в Сибири увеличился в 2,5 раза, в Новосибирске — в 2 раза по сравнению с III кварталом 2012 года.

Что касается доходов, то в III квартале 2013 года показатель APRU (средний доход на абонента) у МТС в Сибири составил 319 рублей (+2%). При этом коэффициент оттока абонентской базы в России в III квартале 2013 года уменьшился до 9,1%, что в МТС оценивают как очень высокий результат.

В свою очередь абонентская база МТС в корпоративном сегменте в СФО, по собственным данным оператора, выросла на 10%. Некоторые регионы СФО показали еще более существенный прирост: так, абонентская база В2В-сегмента в Кемеровской области увеличилась на 19%, в Новосибирской области — на 18%, в Томской области и Алтайском крае — на 15%.

До конца 2013 года оператор планирует запустить сеть 4G LTE в двух крупнейших городах Сибири — Новосибирске и Красноярске.

Второе место по Сибири удерживает «Вымпелком», однако по своей доле «черно-желтых» уже почти настиг «МегаФон». За год доля «Вымпелкома» по СФО упала с 24% до 21% в сегменте B2C, то есть падение оказалось весьма существенным. Непосредственно в Новосибирской области «Билайн» уступает «МегаФону», занимая 15% рынка. В самой компании эти цифры не комментируют. «Абсолютные показатели деятельности компании в Сибирском регионе мы, к сожалению, предоставить не можем. Однако не без основания могу сказать, что 2013 год для компании в целом и бизнеса Сибири в частности проходит позитивно, — заверил «КС» региональный директор «Вымпелкома» в Сибири Сергей Козерод. — Для нас принципиальным вопросом становится не количество проданных sim-карт, а появление в нашей базе абонентов с более долгим «сроком жизни». В связи с этим мы, например, уже продолжительное время большое внимание уделяем развитию пакетных предложений». По его словам, на конец октября 2013 года проникновение пакетных предложений среди абонентов «Билайна» Сибири увеличилось практически в два раза по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Таким образом, свое место под солнцем «Билайн» планирует завоевывать «пакетами».

«Ростелеком» хотел выйти на высокомаржинальный рынок мобильной связи и непосредственно в сегмент передачи данных, т. к. он растет. Но пока оператор собирался и много раз все откладывал, получилось так, что он вышел в момент, когда рынок уже очень перенасыщен.

Третье место по СФО занимает «МегаФон» с 20% рынка против 17% годом ранее. Таким образом, видно, что оператор наступает на пятки «Вымпелкому» и активно наращивает свое влияние за счет конкурента. В Новосибирской области результаты «МегаФона» поскромнее — за год доля увеличилась с 15% до 16%.

В самом операторе «КС» отметили, что демонстрируют устойчивый рост среднего дохода на абонента (ARPU) и объясняют это активной работой и правильно выбранной стратегии на рынке мобильной передачи данных. Напомним, что «МегаФон» в 2013 году продолжил активное развитие сетей 4G. Так, в Сибири в 2013 году сети LTE были запущены в Омске и в Горно-Алтайске. При этом такие регионы 4G, как Новосибирск и Томск (запущены в 2012 году), продемонстрировали большую востребованность высокоскоростного Интернета: доля 4G-трафика в общем мобильном трафике передачи данных в этих регионах, по собственным данным «МегаФона», составляет уже 20%.

Довольно неожиданно тренд сменился в отношении компании Tele2. За год доля оператора осталась неизменной, однако в сравнении с концом 2012 года шведский дискаунтер «потерял» 1 процентный пункт, упав с 18% до 17%. В Новосибирской области Tele2 также ослабил позиции — его доля составила 31% против 32% годом ранее.

В самой компании «КС» отметили, что их абонентская база за 2013 год выросла, но незначительно (в пределах 0,5%). «В целом существенного перераспределения рыночных долей за этот год не произошло», — уверяют в сибирском подразделении Tele2.

Примечательно, что на текущем этапе развития рынка шведский «дискаунтер» делает упор на финансовых показателях. «На фоне стагнации абонентской базы нам удается наращивать финансовые результаты. Cредняя выручка на одного абонента (ARPU) по Сибири растет. Причем это происходит не за счет увеличения средней цены за минуту, а за счет роста трафика: в III квартале наши абоненты звонили на 8,5% больше, чем в тот же период 2012 года», — поясняет директор макрорегиона Сибирь компании Tele2 Алексей Ноздрин.

Также компания неплохо приросла и за счет B2B-направления. По собственным данным оператора, его абонентская база в этом сегменте увеличилась почти на 20% по сравнению с III кварталом 2012 года.

Замыкает первую «пятерку» «Ростелеком». За год оператор ослабил свои позиции в регионе: по данным J’Son & Partners Consulting, его доля упала с 15% до 14%. В самой компании в этот раз воздержались от комментирования своих результатов на сотовом рынке.

Стоит отметить, что осенью этого года «Ростелеком» наконец вышел на рынок сотовой связи Новосибирской области. Этого события участники рынка ждали давно, поскольку изначально оператор планировал запустить свою сеть во II квартале этого года. В компании поясняли, что оценивают рынок как «зрелый», и исходя из этого рассчитывают на достижение доли в 5%. Планируемый срок окупаемости инвестиций в развитие сотовой связи должен составить 7,5 года. Примечательно, что в отличие от ближайших конкурентов выход «Ростелекома» на рынок сотовой связи не был ознаменован ни громкой рекламной активностью, ни амбициозными планами. Все это вдвойне необычно с учетом насыщенности рынка и наличия на нем как игроков со сформировавшейся абонентской базой, так и «дискаунтера» в лице Tele2. Исходя из этих двух фактов, аналитики не думают, что с приходом оператора расстановка сил на рынке значительно изменится.

«Безусловно, новосибирский рынок сотовой связи заметил появление такого игрока, как «Ростелеком», но выводы делать преждевременно: для этого нужно по крайней мере полгода», — считает Алексей Ноздрин. С такой позицией соглашаются и в «МегаФоне». А Сергей Козерод обращает внимание на то, что «Ростелеком» предоставляет те же телекоммуникационные услуги, а не принципиально новые сервисы. «К тому же и мы не стоим на месте, постоянно развивая не только тарифные предложения, но и качество сети, систему обслуживания», — поясняет собеседник «КС».

Эксперты также указывают на тот факт, что государственный оператор обосновался на новосибирском рынке сотовой связи не в самый выгодный момент. «Ростелеком» хотел выйти на высокомаржинальный рынок мобильной связи и непосредственно в сегмент передачи данных, т. к. он растет. Но пока они собирались и много раз все откладывали, получилось так, что они выходят в момент, когда рынок уже очень перенасыщен», — констатирует топ-менеджер одного из сотовых операторов на условиях анонимности.

То, что Tele2 объединится с «Ростелекомом», уже никем не скрывается.

Интересно и то, что за последние месяцы активизировался информационный фон вокруг грядущей сделки между Tele2 и «Ростелекомом». За последний год вариант их слияния не обсуждал только ленивый, однако теперь стала вырисовываться картина сделки. Уже сейчас компания «Tele2 Россия» принадлежит структурам Банка России, имеющим отношение к «Ростелекому». Предполагается, что в ближайшее время «Ростелеком» окончательно выделит своих региональных мобильных «дочек» и отдаст их в совместное предприятие с Tele2. Остается загадкой, кто получит контроль над объединенной компанией, которая станет одним из крупнейших игроков сотовой связи России. «То, что Tele2 объединится с «Ростелекомом», уже никем не скрывается. Глава «Ростелекома» Сергей Калугин в одном из интервью намекал, что сотовую связь целесообразно отдавать на откуп профессионалам, тем самым он готовил почву под дальнейший анонс сделки», — поясняет один из участников сотового рынка.

Таким образом, стоит ожидать больших организационных изменений и в Tele2, и в «Ростелекоме». Впрочем, взаимное смешение топ-менеджеров компаний уже произошло. Так, нынешним главой «Tele2 Россия» является бывший глава «Ростелекома» Александр Провоторов, а руководителем сибирского офиса — Алексей Ноздрин, до прихода в Tele2 работавший в структурах тогдашнего «Сибирьтелекома» (позднее присоединившегося к «Ростелекому»). С учетом наличия у «Ростелекома» лицензии на оказание услуг стандарта 4G LTE у Tele2, по мнению участников рынка, будет неплохой шанс переключить свои действующие базовые станции на работу в соответствующем диапазоне частот.

Гонки скоростей

Традиционно одним из показателей работы оператора является качество его связи. Чтобы оправдать инвестиции в инфраструктуру и попутно убедить абонентов в том, что оператор делает все для улучшения сети, игроки сотового рынка прибегают к различным исследованиям.

Так, на прошлой неделе МТС объявила о покупке у компании Ookla данные замеров Speedtest. Согласно этим данным, оператор обладает «лучшей скоростью мобильного Интернета по России, и практически по всем федеральным округам».

Как сообщает МТС, более 600 тысяч пользовательских замеров скорости мобильного Интернета в России проводились в сетях 2G/3G/4G LTE, на территориях всех федеральных округов России, в крупных и малых городах, а также в отдаленных районных центрах. Замеры сделаны российскими абонентами «большой тройки» при помощи приложения Speedtest.

По итогам исследования МТС показала лучшую скорость мобильного интернета во всех округах РФ, кроме Приволжского. Непосредственно в СФО средняя скорость по операторам «большой тройки» составила 2001 кб/с. У МТС она составила 2181 кб/с, у «МегаФона» — 2000 кб/с, у «Билайна» — 1822 кб/с.

Другие операторы, впрочем, не столь уверены в объективности этих данных. «Мы не знаем точно, какова была методика замеров и отбора результатов, какие были выбраны города, и многое другое. В настоящее время у «МегаФона» сети 4G запущены почти в половине регионов страны — в 37 субъектах Федерации, что больше, чем у любого другого оператора. Учитывая, что сети 4G быстрее сетей 3G в среднем в 4–5 раз, предоставленные результаты вызывают у нас много вопросов», — отмечает менеджер службы по связям с общественностью Сибирского филиала ОАО «МегаФон» Михаил Ивонин. В компании приводят данные АМС, согласно которым, по скорости приема данных и передачи данных «МегаФон» в Новосибирске существенно опережает МТС и «Билайн».

А в «Билайне», Tele2 и «Ростелекоме» вообще отказались комментировать данные, распространяемые конкурентом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ