Страсти по бюджету

Проект бюджета Новосибирска-2014 вызывает опасение у ряда депутатов. В год выборов мэра сокращение субсидий из областного бюджета на 4,5 млрд рублей ставит под угрозу темпы развития мегаполиса. В экономических и политических последствиях такого шага разбирался корреспондент «КС».

На минувшей неделе на заседании комиссии по научно-производственному развитию и предпринимательству была озвучена цифра: 80% регионального бюджета составляют доходы Новосибирска и лишь 20% — доходы городов и районов области. В распределении же средств картина зеркальная: из областного бюджета в мегаполис возвращается не более 20% денег, заработанных городом. Депутаты сетуют на несправедливость такого распределения и вспоминают прошлые годы. «История межбюджетных отношений между областным центром и областью складывалась по-разному, — рассказывает депутат Совета депутатов Новосибирска Дмитрий Прибаловец. — Если в конце 90-х из самостоятельно заработанных средств города областной бюджет забирал 40%, соответственно, 60% оставляя городу на жизнеобеспечение и развитие, то с начала 2000-х соотношение стало меняться. Область стала оставлять городу лишь половину его же доходов. Чем дальше, тем больше Новосибирск становился донором. Сегодня непосредственно в городскую казну возвращается 17%, львиную часть — 83% забирают бюджеты вышестоящих уровней. Такое соотношение оставляет мало маневра для развития Новосибирска».

Бюджет выживания

Проблемы развития столицы Сибири как раз и вызывают самые большие опасения депутатского корпуса. На выполнении социальных обязательств, финансировании жизнеобеспечения города, зарплатах бюджетников сокращение областных трансфертов не отразится. Хотя по части заработных плат работникам бюджетной сферы федеральный центр делегировал муниципалитетам дополнительные обязанности, не выделив на это средств. «Напомню, что повышение зарплат бюджетников также легло на плечи муниципального бюджета, а это около 2 млрд рублей на следующий год, — продолжает Дмитрий Прибаловец. — Однако средств на развитие в той мере, в какой это сегодня требуется столице Сибири, уже не хватит. Так, вдвое по сравнению с 2013 годом сократится количество построенных детских садов, почти втрое уменьшатся расходы на благоустройство придомовых территорий и ремонт внутриквартальных проездов и т. д. В целом, если в 2013 году бюджет развития Новосибирска составил 11,5 млрд рублей, то в следующем году он не превысит 5 млрд рублей».

Одна из насущных проблем — обеспечение местами в детских садах. Из-за сокращения трансфертов из бюджетов вышестоящих уровней городу придется рассчитывать на свои силы. Согласно проекту бюджета на 2014 год и плану социально-экономического развития в Новосибирске в следующем году появится семь новых детских садов. Городской казне их строительство обойдется в 510 млн рублей. В 2015 году будет открыто еще семь детских садов, но цена вопроса уже составит 613 млн рублей. Наконец, в 2016 запустится еще восемь детских садов — инвестиции составят 709 млн рублей. И в мэрии, и в Совете депутатов надеются, что в первом полугодии область по возможности выделит дополнительные средства, однако учитывая экономический кризис в стране, на который не ссылается только ленивый, надежды довольно призрачны.

Депутат Совета депутатов Новосибирска Игорь Кудин подчеркивает, что у городского бюджета есть аналогичный опыт. «Новосибирск не впервые оказывается в подобной ситуации, вспомним 2008–2009 годы, — обращает внимание депутат. — Если до кризиса доходы Новосибирска прирастали по 15–20% в год и горожане привыкли к тому, что городские проблемы решаются на глазах, кризисные годы заставили их пересмотреть ситуацию. И сейчас время похожее: после «сытых» лет придется на время подтянуть «пояски». Но самое главное, что, несмотря на кризис, все программы будут финансово обеспечены, пусть и не в том объеме, как ранее.

Хотя, справедливости ради, на кризис тоже не все кивают. «Когда говорят о сокращении трансфертов из областного бюджета для бюджета Новосибирска, выдвигая причиной этого экономический кризис, у меня сразу возникает вопрос: где вы увидели его в Новосибирске? — недоумевает Дмитрий Прибаловец. — Город продолжает демонстрировать рост собственных доходов. В плановом 2014 году Новосибирск увеличит их примерно на 300 млн рублей, бывало и больше — прирост достигал порой и полутора миллиардов, но ситуация в 2014 году иная. Во-первых, бюджет Новосибирска недосчитается платежей за аренду земли под Гусинобродским рынком в связи с его закрытием, а это 400 млн рублей; во-вторых, в последние года платежи за аренду постепенно сокращаются — это связано с продажей объектов, принадлежащих муниципалитету. Тем не менее рост собственных доходов налицо». Тем более депутатов обижает сложившаяся схема межбюджетных отношений.

Темпы развития Новосибирска в последние годы однозначно приходится резко снижать. Радует, что это не коснется знаковых объектов. «Областной бюджет не отказал нам в финансировании работ по вводу в эксплуатацию третьего моста и двух развязок — Южной и на ул. Петухова», — рассказывает Игорь Кудин. Хотя на официальном сайте мэра Новосибирска В. Городецкого размещена иная информация: «Субсидии на строительство третьего моста, развязок, метрополитена, детских садов, замену лифтов, благоустройство дворовых территорий на 2014 год для города Новосибирска в проекте областного бюджета не предусмотрены» И оптимизм внушает лишь продолжение: «Объемы межбюджетных трансфертов, запланированные городу Новосибирску в проекте областного бюджета Новосибирской области на 2014–2016 годы, не являются окончательными, после принятия федерального бюджета они будут скорректированы».

Сокращение трансфертов ставит под угрозу и строительство двух станций метро и метродепо. Ни у города, ни у области средств на это нет. Обнадеживает недавно подписанное соглашение, которое подписал губернатор с банком ВТБ. «Что касается строительства двух станций метро и метродепо, есть интересная схема, которую предложил губернатору ВТБ, — делится Игорь Кудин. — В течение двух лет банк своими силами строит объекты, их стоимость оценивается примерно в 13,5 млрд рублей, далее город на протяжении 3–5 лет рассчитывается с финансовой структурой. Без субсидий из областного бюджета вытянуть такое, конечно, будет трудно, потому мы рассчитываем на помощь региональной казны. С другой стороны, одновременно с объектами метро банк предложил профинансировать строительство четвертого моста. Финансисты предложили, чтобы будущий мост был платным, подобная практика существует в ряде стран за рубежом. Одновременно и объекты метро, и четвертый мост областной и городской бюджеты не потянут, без федерального софинансирования не обойтись».

Впрочем, наряду с масштабными стройками новосибирцев сегодня беспокоит и другая проблема, с которой бюджет города остался один на один, — благоустройство придомовых территорий. «В нынешнем году на очень популярный ремонт придомовых территорий по Программе совокупно с областным бюджетом мы потратили 850 млн руб, — рассказывает Игорь Кудин. — На эти средства удалось отремонтировать более 700 дворов. Но в 2014 году на эти цели потратят на 500 млн руб меньше. Это не добавляет оптимизма. У нас есть понимание реальности: если необходимо повысить зарплату бюджетникам в 2014 году, мы это сделаем, но за счет бюджета развития – других возможностей у городской казны нет. На кредитные ресурсы, как мне кажется, рассчитывать в данном случае не стоит». Что касается ремонта дворов, депутат Совета депутатов Новосибирска Алексей Андреев уточняет цифры. «Финансирование Программы по благоустройству придомовых территорий будет урезано почти в четыре раза. Фактически на ее реализацию на следующий год остается 200 млн рублей (из запланированных 350 млн рублей задолженность за 2013 год составляет 150 млн). Но ранее власть людям уже пообещала, что их дворы будут приведены в порядок. Ведь город рассчитывал на софинансирование данной Программы из областного бюджета, как это было в текущем году. Таким образом, обещания, данные городской властью, в 2014 году останутся выполненными далеко не в полном объеме», — поясняет Алексей Андреев.

Политический акцент

Невыполнение обещаний власти справедливо вызывает определенное недовольство среди избирателей, как бы ни разъясняли депутаты гражданам суть ситуации. Урезание трансфертов в год выборов мэра и накануне выборов губернатора вызывает различную трактовку депутатов горсовета. «Этот вопрос имеет и политическую окраску, нельзя так поступать с городом, где живет половина будущих избирателей губернатора, — делится мыслями депутат Совета депутатов Новосибирска Ринат Сулейманов. — Василий Юрченко не проходил через процедуру выборов, но в 2015 году ему это предстоит. Разговоры о том, что существует договоренность между мэром и губернатором, и в следующем году область изыщет средства и передаст их городу, — пока лишь разговоры. Мы имеем на руках документ, согласно которому трансферты из областной казны уменьшились на 4,5 млрд. При том, что обоснованность расходов областного бюджета вызывает вопросы, например, затраты в миллиард на электронное правительство. По сообщениям в СМИ, областная КСП насчитала 6 млрд неэффективных расходов в проекте областного бюджета на следующий год. Так что, наверное, деньги все-таки есть!»

В разговорах с депутатами тема предстоящих выборов если и не проходит красной нитью, то подспудно ощущается. «При сокращении социальных расходов вызывает массу вопросов увеличение на 600 млн финансирование работы Минрегионразвития области, которое было прицельно организовано под выборы мэра областного центра и губернатора Новосибирской области», — поясняет Алексей Андреев. Он также обращает внимание, что на данный момент и правительство Новосибирской области, и «ЕР» как «партия власти» до сих пор не определились в отношении кандидатуры главы муниципалитета, хотя до выборов мэра осталось меньше года. Таким образом, вопросов больше чем ответов.

«Мне кажется, что ситуация с сокращением трансфертов сегодня лежит не столько в экономической, сколько в политической плоскости. Вместо того чтобы поддержать город в непростой период, правительство Новосибирской области ставит столицу Сибири в очевидно подчиненное положение», — прокомментировал ситуацию Алексей Андреев. Можно предположить, что, обещая компенсировать сокращенные трансферты финансовыми вливаниями в следующем году, область таким образом предлагает городу кнут и пряник — в случае правильного политического поведения муниципалитет ожидает финансовая награда. Вот только в ситуации с неопределенностью кандидатуры на пост градоначальника пока неясно, какое поведение станет правильным. Во всяком случае, депутаты горсовета на эту тему рассуждать не спешат.

Москва за нами

История с 4,5 млрд. руб трансфертов вновь высвечивает острую проблему межбюджетных отношений. То, что кризис и, как следствие, урезание бюджета совпали в Новосибирске с грядущими выборами – случайность. Не случайно то, что федеральный центр, забирая из регионов все больше, все меньше возвращает на места. «Когда Президент РФ Владимир Путин накануне выборов обещал муниципалитетам дать больше полномочий в распоряжении бюджетами, мы с коллегами были очень рады, — вспоминает Дмитрий Прибаловец. — Однако реальность оказалась иной: возлагая на муниципалитеты все новые обязательства, средств на их выполнение не выделяется. И если бы мы просили чужие деньги, нет – нам нужно только то, что мы сами заработали. Новосибирск, донор для области и федерального бюджета, всегда был в состоянии обеспечивать себя самостоятельно. Но федеральный центр ощутимо сворачивает поддержку регионов, в дальнейшем положение будет только усугубляться».

Анализируя проекты бюджета Новосибирска на 2014 год и план СЭР на 2015-2016 гг на заседании комиссии по бюджету и налоговой политике Совета депутатов Новосибирска, аудитор городской КСП Ольга Бранькова обратила внимание депутатов, что в следующих годах субсидии из федерального бюджета стремятся к нулю. И рассчитывать стоит только на свои силы. Кстати, как говорят сами депутаты, доходы городского бюджета могут оказаться под угрозой. Важнейший их источник, НДФЛ стал сокращаться, причиной тому – пресловутый кризис. «Как и в 2008-2009 годы сегодня мы наблюдаем падение НДФЛ – как в городе, так и в области, — рассказывает Игорь Кудин. — Предприятия малого и среднего бизнеса закрываются или уходят в тень, необходим административный ресурс, чтобы совместно с налоговыми структурами исправить ситуацию». Что же касается оттока средств из регионов в федеральный центр, Игорь Кудин настроен вполне оптимистично. «Сейчас говорят о снижающемся трансфертном финансировании регионов, но я не думаю, что полностью могут обнулить денежные потоки регионам, — подчеркивает депутат. — Это может привести к срабатыванию центробежных сил: рано или поздно сильный регион на окраине возмутится, полагаю, что центру это совершенно не нужно. Сейчас в СМИ муссируется мысль о предоставлении больших полномочий муниципалитетам, передавая их через субъекты федерации, во всяком случае, об этом недавно говорил Президент РФ на одном из заседаний. Это вселяет оптимизм, посмотрим, как будет организована финансовая сторона вопроса».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ