Чего они хотят?

Краткий обзор особенностей и перспектив кредитования малого и среднего регионального бизнеса

Прежде чем рассуждать о состоянии и перспективах кредитования малого и среднего бизнеса, необходимо ответить на ряд «конечных» вопросов. Прежде всего, строим ли мы национальную экономику, либо судорожно создаем рынок сбыта для иностранной продукции? В первом случае необходимо создавать основные (прежде всего производственные) фонды и созидательное сознание, во втором – достаточно строительства торговых и логистических сетей, а также культивирования сознание потребительского. Как показал опыт, второе несравненно легче. Достаточно вспомнить, что если в 60-70 годы прошлого века заветной мечтой большинства мальчишек было стать космонавтом, то сегодня пределом мечтаний является место финансиста, работника торговли или, наконец, госслужащего.

Конечно, создание основных производственных фондов требует колоссальных инвестиций. Откуда же они возьмутся? Накопленные страной солидные ресурсы десятилетиями вкладываются в иностранную экономику. И даже не столько через импорт готовой продукции, сколько через так называемую «подушку безопасности», то есть сеть «кровопускательных» фондов (резервный, национального благосостояния и, наконец, золотовалютные резервы Банка России), практически все средства которых почти бесплатно вложены в иностранные ценные бумаги. Взамен страну упорно делают (уже сделали) одним из крупнейших в мире заемщиков. Правда, под кратно большие проценты, чем мы получаем от размещения ресурсов за рубежом.

На протяжении длительного времени российский топ-менеджмент неустанно говорит и о необходимости привлечения иностранных инвестиций и о поддержке малого бизнеса. Но, извиняюсь, какой здравомыслящий капиталист будет делать инвестиции в страну, которая сама этого не делает и вывозит капитал (по разным оценкам за 2013 год вывоз капитала составит $60-70 млрд. Такую цифру приводит газета «Ведомости»)? И какая страна вещая о поддержке малого бизнеса начинает нещадно душить его налогами (страховыми сборами)? Его просто бросают на произвол судьбы, а, по сути, просто выживают с рынка. Достаточно сказать, что всего за год общее количество предприятий, зарегистрированных в Новосибирской области, сократилось почти на 10% (90,3% к середине 2012 года), а среднесписочная численность занятых в МСБ с начала 2012 года — почти на 100 тыс. человек.

Завершая разговор об иностранных инвестициях, невредно напомнить и масштабах самого внешнего долга. СМИ с удовольствием говорят о том, что сам по себе суверенный долг России ничтожен (к началу 2013 года – около $56 млрд.), однако зачастую замалчивают, что внешняя задолженность крупнейших государственных компаний и банков (РОСНЕФТЬ, ГАЗПРОМ и РусГидро, Сбербанк и Банк ВТБ и др.) просто на порядок больше (около $560 млрд). При этом антикризисная программа в России оказалась самой дорогой по отношению к ВВП среди 20 крупнейших держав планеты, представленных на мировом саммите. Без кратковременных займов эта программа оценивается в 25% ВВП. Для сравнения: Западная Европа и США на свои огромные антикризисные программы, превышающие соответственно 2 трлн евро и $2 трлн, затратили менее 15% ВВП. При этом не следует забывать, что в период последнего финансового кризиса государство практически «закрыло» внешнюю задолженность госмонополий. То есть «корпоративный» долг, по сути, является квазигосударственным. Какими же средствами государство это делало? Нашими же деньгами — средствами налогоплательщиков (бюджета) и пресловутой «подушки безопасности».

Приватизируя или разворовывая крупнейшие национальные предприятия, сегодня можно говорить о том, что государство по сути разоряет малый и средний региональный бизнес (МСБ) «подсластив пилюлю» обещанием дешевых бизнес-кредитов из Фонда национального благосостояния, минимальный транш которых (около миллиарда рублей) для МСБ зачастую просто неподъемен. К вышесказанному следует добавить, что в регионах по сути уже не осталось в прямом смысле этого слова «крупного бизнеса». Крупнейшие и наиболее привлекательные региональные предприятия уже давно сменили прописку на столичную или оффшорную, и «крупный» бизнес в регионах сегодня представлен крупнейшими из числа средних предприятий. Вместе с «предприятиями-эмигрантами» российские регионы покинули и их основные финансовые потоки, прежде всего, от реализации готовой продукции. Именно этим объясняется как тотальная «ресурсодефицитность» как самих регионов, так и их бюджетов.

Таким образом, общее положение с кредитованием регионального бизнеса в целом и МСБ в частности просто нельзя отрывать ни от государственной политики якобы «строительства» капитализма в России, ни от реального положения дел в региональной экономике. Капитализма (в смысле самодеятельного кредитоспособного и конкурентоспособного бизнеса) в регионах как не было, так и нет, а финансовое положение региональных бюджетов и региональных предприятий иначе чем «дефицитным» назвать просто нельзя.

Впрочем, смирившись с тем, что в большинстве регионов России практически истреблено местное производство, можно было бы утешиться тем, что и торговля, и логистика – тоже бизнес. Бизнес, перманентно нуждающийся в кредитной подпитке. Однако вопреки всему, лидером по темпам прироста в 2013 году в Новосибирской области оставался бизнес крупный (+63% годовых), от которого МСБ отставал более чем втрое (диаграмма 1).

Чрезвычайно важно отметить, что и заемщики из группы МСБ, и сами кредиторы очень разные. Кое-кто из числа последних вообще не кредитует субъектов МСБ, а кто-то вынужденно делает из них своего главного группового заемщика. В общем случае кредитование МСБ весьма рискованно. Достаточно сказать, что доля просроченной задолженности у субъектов МСБ, как правило, заметно выше, чем у крупного бизнеса. Рекордсменами по доле просроченной задолженности МСБ среди округов к концу III квартала 2013 года стали Южный (11,7%) и Сибирский (10,2%), а среди сибирских регионов – занявший сомнительное 2-е место в этом рейтинге Алтайский край (27,5%), Республика Алтай (23,3%), а также Кемеровская (10,2%) и Омская (10,1%) области. Явно лучшее положение в Новосибирской области (5,6%), Республике Бурятия (4,8%), Томской области (4,3%) и Красноярском крае (3,7%).

Говоря о привлекательности МСБ для кредитования, нельзя не отметить, что весьма невысокий интерес к нему большинства банкиров напрямую связан с масштабами самого бизнеса и уровнем его кредитоспособности, которая в последние годы в изрядной мере была подорвана резко возросшей фискальной нагрузкой, прежде всего, страховых сборов, введенных на смену ЕСН. Тем не менее, ряд «специализированных» и крупных универсальных банков (Банк ВТБ24, Банк «Интеза», Сбербанк и РСХБ) их весьма успешно кредитуют. Остается добавить, что сам банковский сектор предельно неоднороден. Благодаря масштабам капитала и дешевым кредитным ресурсам головных банков крупнейшие сетевые кредитные организации буквально «выдавливают» малых участников с лучших сегментов кредитного рынка. Именно поэтому для целого ряда региональных и малых сетевых банков МСБ становится главным «коллективным клиентом». Еще хуже обстоят дела у кредитных организаций, несущих значительную социальную или «профильную» нагрузку (Новосибирский муниципальный банк, РГС Банк).

Главная же беда состоит в том, что сегодня банковский сектор все меньше интересуется кредитованием активных субъектов экономики, уделяя приоритетное внимание потребительскому кредитованию. Достаточно сказать, что задолженность населения СФО перед банковским сектором уже сравнялась с задолженностью крупного бизнеса, и более чем вдвое (211 млрд. против 92 млрд.) превысила задолженность МСБ (диаграмма 2). При этом в силу особенностей (срочности) своей ресурсной базы многие кредиторы стремятся применять к МСБ те же требования, как и к населению – выдавать короткие ссуды, освобождая кредитные сделки от залога и страхования.

Говоря о трудности кредитования МСБ (отсутствие внятной государственной политики по его поддержке, «нестандартность» заемщиков) важно помнить, что малый и средний бизнес является основой и главной перспективой развития региональной экономики. И кредитные организации, несмотря на все трудности и издержки, продолжающие его кредитование, по сути, являются главными драйверами регионального развития.

При подготовке материала использованы данные Росстата (http://www.gks.ru/), Новосибирскстата (http://novosibstat.gks.ru/) и Банка России (http://www.cbr.ru/)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ