Балерины под снегом

«Венеция — это коробка шоколадных конфет с ликером, съеденная за один присест»

Трумэн Капоте

Новосибирску не повезло со скульптурой. И не потому, что многое слеплено или вытесано не на уровне Родена или Генри Мура. К сожалению, не приглашались в Новосибирск ни Альберто Джакометти, ни Эрнст Неизвестный. Конечно, Новосибирск не Венеция.

Нет у нас ничего такого в бронзе, тем более в камне, на мировом уровне, по большому Гамбургскому счету. Ни одной обнаженной модели, ни одной по-настоящему современной большой монументальной работы. Понятно, что такая скульптура — довольно дорогое приобретение для города. Тем не менее стоят же у нас суровые вожди и бородатые мужчины в сапогах и с винтовками. В бронзе. А это дорогое удовольствие. Или странное сооружение с гигантскими черными как бы соболями. Но есть и замечательный Высоцкий у «Глобуса», и несколько декоративных мраморов, вытесанных на хорошем уровне, и мастерски выполненные бюсты Крылова, Гоголя и Кутузова. Не повезло с Крячковым, его памятник у стоквартирного дома абсолютно не похож на известного архитектора, как это получилось — не понимаю, автор памятника — профессиональный скульптор.

В античные времена римские города были буквально насыщены мраморной или бронзовой скульптурой. Потрясает их количество и качество. В незапамятные времена в парках Новосибирска стояли девушки с веслами или дискоболки в трусах, но потом эту гипсовую красоту разрушили время и мода. К тому же полгода все эти фигуры засыпаны снегом, и даже самая распрекрасная скульптура с кучкой снега на голове и плечах выглядит довольно жутковато. Конечно, и в Европах бывает казус со снегом. Так, замерзают на пару дней фонтаны в Риме, и конного кондотьера Коллеони в Венеции может присыпать снегом часа на четыре. Но наш снежный завал посерьезнее, и главное, ничего с этим не поделаешь.

Новосибирск — очень идейный город. Этакий коммунистический заповедник. И потому удивительно появление на набережной большой фигуры в рост императора Александра III. Спасибо тем, кто это сделал. Я думал, что будут протесты коммунистов, пикеты под красным знаменем, но обошлось. Удивительно также появление в Нарымском сквере красивых фигур святых Петра и Февроньи Муромских. Понятно, что Новосибирск не имеет большой исторической глубины, а так хочется чего-нибудь уходящего вглубь веков. Хотя бы немного XVI века, какого-нибудь Ермака на коне. Правда у нас есть Ермак на коне, в аэропорту Толмачево, потрясающая интерьерная композиция английского скульптора.

Конные памятники очень украшают город и придают ему солидность. Человек на коне — это не человек в джипе или лимузине. Он кажется выше, монументальнее и просто красивее. Он немного похож на кентавра. В Париже, Лондоне, Риме и Москве стоят конные памятники. Хорошо бы и в Новосибирске поставить конный памятник, но кому? Все герои Новосибирска и близко не подходили к лошадям. Может, только первые инженеры строители моста, все же они были дворяне. Гарин-Михайловский ездил на коне. И император Николай II был прекрасный наездник, и Чехов, который был здесь проездом через Обь. И все.

Лет 15 назад я предлагал поставить вдоль оси Красного проспекта фигуры динозавров — миллионы лет назад на месте Новосибирска плескалось мелкое теплое море, и по отмелям бродили динозавры. Это было бы красиво — яркие, цветные динозавры в центре мегаполиса, идущие по проспекту к Оби, нигде такого нет. Зато у нас есть свой Колизей — самый большой оперный театр в мире. И на центральной аллее перед театром хорошо бы поставить танцующих балерин. Аллея танцующих балерин. И театр украсят, и Ленину такое соседство за спиной полуобнаженных танцовщиц было бы приятно. И даже под снегом балерины очень украсили бы наш город.