В связи с падением европейского рынка группа Peugeot-Citroen сейчас переживает во всем мире далеко не лучшие времена. Поэтому Россия и в частности Сибирь имеет особые перспективы для альянса. За этот год Citroen удалось нарастить свою дилерскую сеть в регионе, однако некоторые случаи были вынужденными. Так, в Кузбассе предыдущий партнер марки не выдал добросовестным клиентам оплаченные ими автомобили и со скандалом покинул рынок. О том, какие выводы Citroen сделал из этой ситуации, на что надеется в Сибири и поддерживает ли своих дилеров, корреспонденту «КС» АЛЕКСАНДРУ МЕСАРКИШВИЛИ рассказал глава Citroen в России ЖАН-ЛУИ ШАМЛА.
— Как вы оцениваете итоги продаж Citroen в России за три квартала текущего года? Удалось ли вам достичь желаемых показателей?
— Рост российского авторынка оказался намного меньше, чем это предполагалось в начале года. И последние шесть месяцев охарактеризовались его стабильным сокращением. Участникам рынка сейчас важно удерживать свои позиции, но мы со своей стороны стараемся делать больше. В частности, в марте нам удалось вывести на рынок новую модель C-Elysee, которая продемонстрировала весьма многообещающие результаты, а уже в июне — С4 Sedan, выпускаемый в Калуге и созданный специально для нужд российских покупателей. Его продажи ежемесячно увеличиваются, и думаю, они будут прогрессировать в течение всего года.
— Каковы ваши ожидания от дальнейшего развития российского авторынка?
— Уже несколько лет подряд аналитики различного уровня заверяют, что российский рынок в будущем станет первым по объему продаж в Европе. Мы разделяем это мнение, даже несмотря на сложную ситуацию на рынке, и то, что в следующем году продажи или незначительно вырастут, или вообще останутся на прежнем уровне.
— Как на фоне общероссийских результатов смотрится Сибирь? Какова ее текущая доля в общероссийских продажах Citroen? Какие перспективы видите для себя в этом регионе?
— Прежде всего, мне очень нравится Сибирь. За годы моей работы в российском подразделении Citroen я побывал в вашем регионе довольно много раз. Каждый раз, когда я посещал Сибирь, я восхищался красотой природы и людьми, с которыми там встречался. С коммерческой стороны Сибирь также становится все более важной для нас, и как следствие, у нас там появляются новые дилеры. На сегодняшний день мы присутствуем во всех крупных городах региона вплоть до Иркутска. Если говорить о цифрах, то сейчас доля Сибири в общероссийских продажах Citroen составляет 8%.
— Есть ли у Citroen планы по дальнейшему расширению дилерской сети в регионе или с учетом того, что все крупные города вами в этом году уже покрыты, эти планы можно считать уже реализованными?
— Дилерская сеть — живой организм, и наши планы никогда не заканчиваются. Мы будем продолжать развиваться, наращивая объем продаж и долю на рынке. Тем более, что две наши новинки — C-Elysee и C4 Sedan, которые мы запустили в этом году, — пользуются хорошей популярностью в регионе. На сегодняшний день мы «закрываем» нашей сетью около 90% городов-миллионников. Самое важное в этом процессе, я считаю, — это предложить клиенту должный уровень сервиса, а это как раз и означает иметь дилеров, которые должны обеспечить его на местах.
— В текущих сложных условиях на автомобильном рынке оказываете ли вы как дистрибьютор поддержку своим региональным дилерам? Если да, то в чем она проявляется?
— Мы регулярно встречаемся с дилерами, и у нас постоянно проходят совещания. Наш учебный центр помогает обучить персонал наших дилерских центров предоставлению как можно более высокого уровня сервиса как в продажах, так и в послепродажном обслуживании. Мы пытаемся помочь дилерам в их развитии. Но самое важное — предложить им продукцию, которую они смогли бы реализовать в своем регионе и которая бы в наибольшей степени соответствовала потребностям клиентов.
— Совсем недавно Citroen впервые для себя вышел в Омск, назначив там официального дилера — «Феникс Авто». Эта компания ради того, чтобы взять ваш бренд, отказалась от дилерства немецкой Audi. Однако многие ваши коллеги, например, управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ» Денис Петрунин, в интервью отмечали, что Омск в плане спроса на автомобили соответствует не городу-миллионнику, а городу с населением в 400 тысяч человек. Согласны ли вы с такой оценкой потенциала региона и каковы ваши ожидания от продаж в нем?
— На мой взгляд, у Омска существует реальный потенциал, это все же город-миллионник. Я уверен, что в Омске рынок новых автомобилей будет очень сильно развиваться и сейчас, и в будущем. Со своей стороны мы очень рады иметь в городе такого надежного партнера, как «Феникс Авто». Одним из первых наших пожеланий являлось то, чтобы жители Омска познакомились с нашим брендом и лучше его узнали. Это позволит нам лучше развиваться в этом регионе. Безусловно, нужно время, однако уже сейчас жители Омска интересуются «Ситроенами».
— В начале этого года у вас вынужденно сменился дилер в Кемерове. Прежний дилер — «Ситроен Центр Кузбасс» — покинул рынок, имея проблемы с клиентами, которым не выдал автомобили. В итоге получили ли покупатели, пострадавшие от недобросовестного дилера, свои автомобили? Какие меры вы предпринимаете для недопущения таких ситуаций с другими вашими партнерами?
— В нашей жизни случается всякое, и от этого, к сожалению, никто не застрахован. Случай с Кузбассом — исключение, единичный случай. Я в России на протяжении уже трех лет, и на моей памяти никогда не было таких прецедентов. В данном случае мы решили проблему, связались с клиентами, которые взаимодействовали с нашим бывшим дилером в Кузбассе, и они получили свои машины. С этого момента мы приняли определенные меры, чтобы такого никогда больше не случалось с нашей сетью.
— В 2011 году у вас сменился дилер в Иркутске — на смену «Люкс-Авто» пришел местный мультибрендовый дилер — группа «ТерраА». Довольны ли вы текущими результатами, которые показал ваш новый партнер?
— Мне неоднократно посчастливилось бывать в Иркутске, и могу сказать, что у этого города огромный потенциал и сейчас, и в будущем. В этом городе у нас действительно очень хороший партнер, который уже очень давно работает в городе и для которого очень важна удовлетворенность клиентов, и мы это видим. Судя по нашим опросам и анкетам, мы видим, что наши местные клиенты удовлетворены предлагаемым им сервисом, так что мы со своей стороны довольны.
— У многих брендов наибольшая доля продаж в Сибири закономерно приходится на Новосибирск и Красноярск. Однако у Citroen на текущий момент в Новосибирске объем продаж автомобилей, реализуемый вашим официальным дилером — компанией «Авто Сити», — не столь велик и соответствует городам-немиллионникам, уступая не только Красноярску, но и, к примеру, Барнаулу. Как вы намерены стимулировать спрос на автомобили в Новосибирске?
— Есть два способа, направленных на то, чтобы клиент покупал больше автомобилей. Необходимо предлагать, во-первых, хорошую продукцию по адекватной цене, а во-вторых, должный уровень сервиса. Я уверен, что наши продажи в Сибири будут развиваться, в особенности благодаря новым моделям C-Elysee и C4 Sedan. Также не стоит забывать про линейку коммерческих автомобилей. Все это должно нам помочь нарастить продажи в Сибири и непосредственно в Новосибирске. Также нельзя забывать, что Citroen пришел в города Сибири совсем недавно, в то время как у некоторых других марок там уже было запущено по нескольку автоцентров. Нам, безусловно, требуется время на развитие.
— Как вы оцениваете текущие позиции марки в сегменте коммерческих автомобилей LCV? Намерены ли вы дополнительно стимулировать продажи этого направления?
—- На мой взгляд, в сегменте LCV мы являемся очень сильным игроком. Сейчас у нас три автомобиля в этом секторе рынка. Позициями «младшей» модели — Berlingo — я доволен, она занимает первое место в своем сегменте с долей в 27% и нравится нашим клиентам. Также в России мы продаем«старшего брата» этой модели — Jumper, доля которого составляет 10%. За этот год его продажи продолжали увеличиваться. Наконец, в 2013 году на выставке «Комтранс» мы представили новый Jumpy, который занял нишу между Berlingo и Jumper и тем самым дополнил нашу линейку коммерческих автомобилей.
— Довольно интересным для сибирских дилеров сегментом является рынок маршрутных такси. Осуществляете ли вы какую-либо поддержку вашим партнерам в работе с этой категорией заказчиков?
— У Citroen очень много партнеров в России, которые занимаются трансформацией наших автомобилей в маршрутки, хорошо отвечающие потребностям заказчиков. Я как раз недавно был в Омске и разговаривал с людьми, которые покупают эти автомобили. Они достаточно позитивно о них высказывались и говорили об их комфорте, надежности, практичности и адаптированности к российским климатическим условиям. Могу сказать, что маршрутная версия Jumper занимает очень большую долю в наших продажах.
— Какую долю от общих продаж Citroen в России сейчас составляет премиумная линейка DS? Оправдала ли она ваши ожидания?
— Автомобили этой линейки пользуются большим спросом, составляя около 10% от общего объема реализации. 2/3 всех продаж семейства DS приходится на модель DS4. Кроме статусного облика и дизайна, она также практична, поскольку обладает большим клиренсом, что для российских потребителей немаловажно.
— На последнем автосалоне во Франкфурте вы продемонстрировали прототип Rubis. Известно ли уже, будет ли эта модель продаваться в России?
— Нет, это концепт-кар, и он больше призван продемонстрировать стилистику бренда, в которой Citroen будет развиваться в дальнейшем. Однако скорее всего, в будущем какой-то «кусочек» Rubis доедет до России.