«Дилерская сеть — живой организм»

В связи с падением европейского рынка группа Peugeot-Citroen сейчас переживает во всем мире далеко не лучшие времена. Поэтому Россия и в частности Сибирь имеет особые перспективы для альянса. За этот год Citroen удалось нарастить свою дилерскую сеть в регионе, однако некоторые случаи были вынужденными. Так, в Кузбассе предыдущий партнер марки не выдал добросовестным клиентам оплаченные ими автомобили и со скандалом покинул рынок. О том, какие выводы Citroen сделал из этой ситуации, на что надеется в Сибири и поддерживает ли своих дилеров, корреспонденту «КС» АЛЕКСАНДРУ МЕСАРКИШВИЛИ рассказал глава Citroen в России ЖАН-ЛУИ ШАМЛА.

— Как вы оцениваете итоги продаж Citroen в России за три квартала текущего года? Удалось ли вам достичь желаемых показателей?

Рост российского авторынка оказался намного меньше, чем это предполагалось в начале года. И последние шесть месяцев охарактеризовались его стабильным сокращением. Участникам рынка сейчас важно удерживать свои позиции, но мы со своей стороны стараемся делать больше. В частности, в марте нам удалось вывести на рынок новую модель C-Elysee, которая продемонстрировала весьма многообещающие результаты, а уже в июне С4 Sedan, выпускаемый в Калуге и созданный специально для нужд российских покупателей. Его продажи ежемесячно увеличиваются, и думаю, они будут прогрессировать в течение всего года.

Каковы ваши ожидания от дальнейшего развития российского авторынка?

Уже несколько лет подряд аналитики различного уровня заверяют, что российский рынок в будущем станет первым по объему продаж в Европе. Мы разделяем это мнение, даже несмотря на сложную ситуацию на рынке, и то, что в следующем году продажи или незначительно вырастут, или вообще останутся на прежнем уровне.

Как на фоне общероссийских результатов смотрится Сибирь? Какова ее текущая доля в общероссийских продажах Citroen? Какие перспективы видите для себя в этом регионе?

Прежде всего, мне очень нравится Сибирь. За годы моей работы в российском подразделении Citroen я побывал в вашем регионе довольно много раз. Каждый раз, когда я посещал Сибирь, я восхищался красотой природы и людьми, с которыми там встречался. С коммерческой стороны Сибирь также становится все более важной для нас, и как следствие, у нас там появляются новые дилеры. На сегодняшний день мы присутствуем во всех крупных городах региона вплоть до Иркутска. Если говорить о цифрах, то сейчас доля Сибири в общероссийских продажах Citroen составляет 8%.

Есть ли у Citroen планы по дальнейшему расширению дилерской сети в регионе или с учетом того, что все крупные города вами в этом году уже покрыты, эти планы можно считать уже реализованными?

— Дилерская сеть — живой организм, и наши планы никогда не заканчиваются. Мы будем продолжать развиваться, наращивая объем продаж и долю на рынке. Тем более, что две наши новинки — C-Elysee и C4 Sedan, которые мы запустили в этом году, пользуются хорошей популярностью в регионе. На сегодняшний день мы «закрываем» нашей сетью около 90% городов-миллионников. Самое важное в этом процессе, я считаю, — это предложить клиенту должный уровень сервиса, а это как раз и означает иметь дилеров, которые должны обеспечить его на местах.

В текущих сложных условиях на автомобильном рынке оказываете ли вы как дистрибьютор поддержку своим региональным дилерам? Если да, то в чем она проявляется?

Мы регулярно встречаемся с дилерами, и у нас постоянно проходят совещания. Наш учебный центр помогает обучить персонал наших дилерских центров предоставлению как можно более высокого уровня сервиса как в продажах, так и в послепродажном обслуживании. Мы пытаемся помочь дилерам в их развитии. Но самое важное предложить им продукцию, которую они смогли бы реализовать в своем регионе и которая бы в наибольшей степени соответствовала потребностям клиентов.

Совсем недавно Citroen впервые для себя вышел в Омск, назначив там официального дилера «Феникс Авто». Эта компания ради того, чтобы взять ваш бренд, отказалась от дилерства немецкой Audi. Однако многие ваши коллеги, например, управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ» Денис Петрунин, в интервью отмечали, что Омск в плане спроса на автомобили соответствует не городу-миллионнику, а городу с населением в 400 тысяч человек. Согласны ли вы с такой оценкой потенциала региона и каковы ваши ожидания от продаж в нем?

На мой взгляд, у Омска существует реальный потенциал, это все же город-миллионник. Я уверен, что в Омске рынок новых автомобилей будет очень сильно развиваться и сейчас, и в будущем. Со своей стороны мы очень рады иметь в городе такого надежного партнера, как «Феникс Авто». Одним из первых наших пожеланий являлось то, чтобы жители Омска познакомились с нашим брендом и лучше его узнали. Это позволит нам лучше развиваться в этом регионе. Безусловно, нужно время, однако уже сейчас жители Омска интересуются «Ситроенами».

В начале этого года у вас вынужденно сменился дилер в Кемерове. Прежний дилер«Ситроен Центр Кузбасс» покинул рынок, имея проблемы с клиентами, которым не выдал автомобили. В итоге получили ли покупатели, пострадавшие от недобросовестного дилера, свои автомобили? Какие меры вы предпринимаете для недопущения таких ситуаций с другими вашими партнерами?

В нашей жизни случается всякое, и от этого, к сожалению, никто не застрахован. Случай с Кузбассом исключение, единичный случай. Я в России на протяжении уже трех лет, и на моей памяти никогда не было таких прецедентов. В данном случае мы решили проблему, связались с клиентами, которые взаимодействовали с нашим бывшим дилером в Кузбассе, и они получили свои машины. С этого момента мы приняли определенные меры, чтобы такого никогда больше не случалось с нашей сетью.

— В 2011 году у вас сменился дилер в Иркутске на смену «Люкс-Авто» пришел местный мультибрендовый дилер группа «ТерраА». Довольны ли вы текущими результатами, которые показал ваш новый партнер?

Мне неоднократно посчастливилось бывать в Иркутске, и могу сказать, что у этого города огромный потенциал и сейчас, и в будущем. В этом городе у нас действительно очень хороший партнер, который уже очень давно работает в городе и для которого очень важна удовлетворенность клиентов, и мы это видим. Судя по нашим опросам и анкетам, мы видим, что наши местные клиенты удовлетворены предлагаемым им сервисом, так что мы со своей стороны довольны.

У многих брендов наибольшая доля продаж в Сибири закономерно приходится на Новосибирск и Красноярск. Однако у Citroen на текущий момент в Новосибирске объем продаж автомобилей, реализуемый вашим официальным дилером компанией «Авто Сити», — не столь велик и соответствует городам-немиллионникам, уступая не только Красноярску, но и, к примеру, Барнаулу. Как вы намерены стимулировать спрос на автомобили в Новосибирске?

Есть два способа, направленных на то, чтобы клиент покупал больше автомобилей. Необходимо предлагать, во-первых, хорошую продукцию по адекватной цене, а во-вторых, должный уровень сервиса. Я уверен, что наши продажи в Сибири будут развиваться, в особенности благодаря новым моделям C-Elysee и C4 Sedan. Также не стоит забывать про линейку коммерческих автомобилей. Все это должно нам помочь нарастить продажи в Сибири и непосредственно в Новосибирске. Также нельзя забывать, что Citroen пришел в города Сибири совсем недавно, в то время как у некоторых других марок там уже было запущено по нескольку автоцентров. Нам, безусловно, требуется время на развитие.

Как вы оцениваете текущие позиции марки в сегменте коммерческих автомобилей LCV? Намерены ли вы дополнительно стимулировать продажи этого направления?

—- На мой взгляд, в сегменте LCV мы являемся очень сильным игроком. Сейчас у нас три автомобиля в этом секторе рынка. Позициями «младшей» моделиBerlingo я доволен, она занимает первое место в своем сегменте с долей в 27% и нравится нашим клиентам. Также в России мы продаем«старшего брата» этой модели — Jumper, доля которого составляет 10%. За этот год его продажи продолжали увеличиваться. Наконец, в 2013 году на выставке «Комтранс» мы представили новый Jumpy, который занял нишу между Berlingo и Jumper и тем самым дополнил нашу линейку коммерческих автомобилей.

Довольно интересным для сибирских дилеров сегментом является рынок маршрутных такси. Осуществляете ли вы какую-либо поддержку вашим партнерам в работе с этой категорией заказчиков?

У Citroen очень много партнеров в России, которые занимаются трансформацией наших автомобилей в маршрутки, хорошо отвечающие потребностям заказчиков. Я как раз недавно был в Омске и разговаривал с людьми, которые покупают эти автомобили. Они достаточно позитивно о них высказывались и говорили об их комфорте, надежности, практичности и адаптированности к российским климатическим условиям. Могу сказать, что маршрутная версия Jumper занимает очень большую долю в наших продажах.

Какую долю от общих продаж Citroen в России сейчас составляет премиумная линейка DS? Оправдала ли она ваши ожидания?

Автомобили этой линейки пользуются большим спросом, составляя около 10% от общего объема реализации. 2/3 всех продаж семейства DS приходится на модель DS4. Кроме статусного облика и дизайна, она также практична, поскольку обладает большим клиренсом, что для российских потребителей немаловажно.

На последнем автосалоне во Франкфурте вы продемонстрировали прототип Rubis. Известно ли уже, будет ли эта модель продаваться в России?

Нет, это концепт-кар, и он больше призван продемонстрировать стилистику бренда, в которой Citroen будет развиваться в дальнейшем. Однако скорее всего, в будущем какой-то «кусочек» Rubis доедет до России.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ