«Центр мешает, а мы расхлебываем»

Участники круглого стола по проблемам малого бизнеса в Новосибирске узнали от представителя «Единой России» депутата горсовета Игоря Салова, что федеральные законодатели, включая депутата Госдумы от Новосибирской области Илью Пономарева, «вообще не в курсе того, что происходит на территории». Заявление на этот счет прозвучало, когда собравшиеся на территории городской ТПП бизнесмены, чиновники, члены общественных организаций попытались выяснить, каковы границы компетенции муниципальных и федеральных властей. Вывод, к которому искренне стремились собравшиеся, состоял в том, что во всем плохом виноват федеральный центр, а во всем хорошем – новосибирские муниципалитет и областная власть, но отдельные досадные факты мешали им остановиться на этой концепции.

В повестку дня мероприятия, организованного Новосибирской городской торгово-промышленной палатой и интернет-журналом SIB.FM, вошли такие вопросы, как налогообложение малых предприятий, деятельность властей по улучшению делового климата, структурированность бизнес-сообщества и управленческий потенциал современных предпринимателей, проблема взаимодействия бизнеса и властных структур. Цифры, характеризующие масштабы МСБ в Новосибирской области, и оглашенные в ходе разговора, производили впечатление своей внушительностью. На 1 июля 2013 года в области зарегистрировано около 150 000 субъектов малого и среднего бизнеса. В данном секторе работает более 300 000 человек, что составляет одну треть от общей численности трудящихся в регионе. Денежный оборот таких предприятий занимает большую долю в общем обороте всех региональных предприятий (в 2012 году составил 43,5%). В то же время, МСБ в России испытывает значительные трудности, что негативно сказывается на общей экономичекской и социальной ситуации.

Вследствие изменений в налоговом законодательстве с января 2013 года в России стало сокращаться количество индивидуальных предпринимателей: только за январь и февраль 2013 года в стране численность ИП стала меньше на 7%, в регионе — на 8%. После того, как в результате стремительного закрытия предприятий, суммы налоговых сборов не выросли, а уменьшились, государство скорректировало принятые решения. Уже 23 июля 2013 года президент подписал закон № 237 «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и статьи 14 и 16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ и т. д.», который вступает в силу с 1 января 2014 года и призван смягчить налоговую нагрузку на низкодоходный предпринимательский бизнес с небольшим оборотом. Помимо проблем федерального уровня индивидуальные предприниматели и малый бизнес испытывают трудности местного происхождения. Именно на соотношении федеральной и регионально-муниципальной политики в адрес МСБ и было сконцентрировано основное внимание участников круглого стола.

Начальник отдела развития малого и среднего бизнеса министерства промышленности и торговли Новосибирской области Сергей Паршиков рассказал о региональных программах по развитию МСБ, которые с каждым годом все активнеe внедряются и наращивают обороты. Так, с 2009 года около 650 млн. направляется на развитие малого и среднего предпринимательства. Эти деньги идут в сферу материального производства, на развитие инноваций и модернизацию, на создание объектов инфраструктуры, различных фондов, бизнес-инкубаторов, специальных центров, среди которых центр инжиниринга, центр прототипирования, Новосибирский региональный центр субконтрактации, центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Новосибирской области. Все эти структуры работают на малый и средний бизнес, предоставляя по своим каналам льготные возможности получения займов, кредитов, продвигая компании на участие в зарубежных выставках. Начиная с 2009 года, на конкурсной основе денежные средства регулярно направляются в муниципальные районы и городские округа Новосибирской области. Поощряются приоритетные направления, обозначенные Минэкономразвития РФ, среди которых, например, грантовая поддержка начинающих предпринимателей. Кроме того, в первые три года своей деятельности предприниматели могут получить субсидию арендных платежей офисных и производственных помещений.

На высоком уровне развито взаимодействие между советом депутатов, мэрией города Новосибирска и предпринимателями, считает депутат от фракции «Единая Россия» новосибирского совета депутатов Игорь Салов. Жизнь малому бизнесу, по мнению Игоря Салова, осложняет в основном не муниципальный, а федеральный уровень власти. Депутат подчеркнул безусловную значимость малого и микро-бизнеса для развития потребительского рынка, что в свою очередь приносит выгоду городской казне. Единоросс подтвердил, что независимо от организационно-правовой формы и масштаба, предприятия могут рассчитывать на финансовую, имущественную и другую поддержку. Вместе с тем, Салов осудил позицию российских банков, которые, по мнению спикера, нацелены лишь на извлечение прибыли и чаще всего отказывают в кредите начинающему предпринимателю без залога. С точки зрения Салова, начинающие региональные предприниматели при отсутствии областного фонда поддержки вообще не смогли бы начать свое дело. Для сравнения был приведен пример немецких банков, в которых с предпринимателя не спрашивают, а напротив предлагают бизнес-план. Такая модель предполагает заинтересованность финансовых институтов в развитии экономики.

В ходе обсуждения комплекса ограничительных мер на продажу табачной и алкогольной продукции Салову был задан вопрос, как он может прокомментировать заявление Ильи Пономарева о том, что принятые ограничения призваны лоббировать интересы больших торговых сетей и крупного бизнеса. «Разговаривайте с Пономаревым, — ответил депутат. — У него есть какая-то интерпретация событий, он, видимо, обладает какой-то уникальной информацией. Пускай он придет и расскажет о ней. Я, к сожалению, ни отрицать, ни поддержать такое мнение не могу. У нас все знают, как Россию обустроить, но не все могут убраться на собственном балконе».

Перейдя к теме эффективности и слаженности взаимодействия бизнеса и власти, Салов подчеркнул, что федеральные законодатели часто бывают не в курсе того, что происходит на местах, упомянув также об одной из встреч в стенах городского совета с Ильей Пономаревым, присутствовавшим среди прочих представителей федеральной власти: «Для того чтобы кого-то осчастливить, надо, наверное, все-таки пообщаться с субъектом, пропитаться темой, поизучать все возможные последствия. У нас сегодня, к сожалению, в законодательной деятельности на федеральном уровне это не прослеживается».

По поводу ликвидации киосков в метро Салов заявил: «Это вообще приключенческая история. До сих пор непонятно, кто был инициатором, какие были цели и задачи, какие были ожидаемые результаты». Депутат выразил недоумение касательно того, как и по какому принципу убирались киоски, почему не было принято аналогичное решение убрать киоски из подземных переходов. От более подробных комментариев Салов отказался, ссылаясь на то, что он не причастен к данному делу, а на вопросы по заявленной теме должна ответить мэрия. В завершении выступления депутат призвал предпринимателей как можно чаще обращаться к власти, в том числе в его комиссию по научно-производственному развитию и предпринимательству, и подчеркнул взаимовыгодность сотрудничества.

«Вопросы решаются. … До сих пор по шапке хлопают предпринимателей и будут хлопать, потому что государство у нас такое, как и во всем мире», — заявил председатель совета предпринимателей Заельцовского района Виктор Мокровицкий. В Заельцовском районе из зарегистрированных 15 000 предприятий МСБ только 2000, считает Мокровицкий, можно называть «живыми», т. е. реально работающими. Описывая картину взаимодействия бизнеса с властными и общественными структурами поддержки, Мокровицкий указал на большое количество организаций, способствующих развитию малого предпринимательства, назвав комиссию депутата Салова, различные советы предпринимателей и торгово-промышленную палату. Резюмируя свое выступление, Мокровицкий посоветовал предпринимателей проявлять личную инициативу: «Нужно обращаться, а не ждать, что тебе кто-то поможет».

Владелец сети быстрого питания «Дядя Дёнер» Антон Лыков выразил сходную с Мокровицким позицию, акцентируя внимание на том, что вся ответственность всегда лежит на самом бизнесмене, отметив также, что мэрия и областная власть делают очень много для поддержки предпринимателей. По мнению Антона Лыкова, сами предприниматели часто недостаточно организованны и образованны в вопросах ведения бизнеса и понимания современных управленческих концепций, без которых невозможно построить современный и согласованно функционирующий бизнес. «У меня есть четко сформированная позиция по поводу того, кто такой предприниматель и есть ли у предпринимателя проблемы. У меня нет проблем, у меня есть задачи. Задачи бывают решаемые и решаемые трудно, нерешаемых практически не бывает, — высказался Лыков. — Если задача вообще нерешаема, то это действительно проблема, и она от нас не зависит».

В качестве примера трудных задач Лыков привел ограничительные меры на продажу алкогольной и табачной продукции, однако заявил, что все предприниматели способны переквалифицироваться. «Когда предприниматель говорит, что мне никто не помогает, извините, мое отношение категоричное: значит, ты ничего не делаешь. Предприниматель на то и предприниматель, чтобы что-то предпринимать», — заявил Лыков. Бизнесмен отметил, что двери администрации всегда открыты, и рассказал о трудностях на стадии зарождения своего бизнеса: «У меня было четыре первых объекта в Калининском районе. У меня возникли там проблемы. Владелец «Горожанки» решил немножко проявить свою власть и убрать ряд объектов, среди которых был я. Игорь Дмитриевич (Салов) очень сильно нам помог. … Он поддержал нас, и в администрации Калининского района за круглым столом мы отстояли наши объекты». Лыков подтвердил действенность государственных программ поддержки предпринимателей, озвученных Сергеем Паршиковым, и несколько раз акцентировал внимание на неорганизованности непосредственно бизнес-сообщества. Помимо прочего, Лыков негативно отозвался о решении Совета депутатов г. Новосибирска от 22 июня 2011 г. № 403 «О Порядке размещения нестационарных объектов на территории города Новосибирска», обозначив, что этот акт ему не до конца ясен, и что предприниматели столкнулись с серьезной проблемой невозможности размещать точки на остановках маршрутных транспортных средств.

Продолжая обсуждение темы перепрофилирования объектов и постановления № 403, координатор коалиции киоскеров в СФО Наталья Кошелева выразила беспокойство в связи с огромными юридическими сложностями в части преобразования киосков в павильоны. Кошелева посетовала на крайнюю нестабильность своего сегодняшнего положения в качестве индивидуального предпринимателя и сообщила, что не видит рычагов изменения ситуации. Депутат Салов со своей стороны предложил предпринимателям, испытывающим данные трудности, обратиться за помощью в его комиссию горсовета по научно-производственному развитию и предпринимательству, отметив, что почему-то до сих пор обращений не поступало. К сожалению, проблема не была разобрана полностью. В дальнейшем обсуждении Андрей Усов, начальник отдела аренды управления доходов от имущества департамента земельных и имущественных отношений мэрии, выразил неготовность рассуждать о сути обозначенной проблемы, объяснив, что вопрос должен быть обращен к отвечающим за данный закон чиновникам, которые за круглым столом не присутствуют, и выразил свои сожаления на этот счет.

Таким образом, ввиду некоторой неразберихи зон ответственности различных подразделений мэрии, не на все обращенные к представителям власти вопросы были получены ответы.

Егор Казанцев, представляющий комитет по развитию малого и среднего предпринимательства мэрии Новосибирска, обратился к предпринимателям с просьбой: в случае недовольства какими-то действиями власти, не только критиковать муниципальные структуры, но и предлагать конструктивные решения проблем.

Генеральный директор «СА-Экспресс» Денис Крылов заявил, что в вопросе взаимодействия предпринимателей с властью «движение должно быть с двух сторон». Предприниматели, по его мнению, должны знать, куда они могут обращаться, с кем можно и нужно обсуждать свои насущные проблемы. По словам Крылова, политика местных властей в разных городах может сильно разниться, что же касается Новосибирска, в городе есть возможность открыто обсуждать все вопросы и в мэрии, и в городском совете. Крылов призвал налаживать информационный обмен между мэрией, городским советом и бизнес-сообществом. Спикер считает, что малый бизнес в России плохо структурирован, и главная причина этого кроется в государственной парадигме, которая уже исторически все ресурсы и налоги отдает центру, который впоследствии их распределяет по своему усмотрению. С точки зрения Крылова, на местном уровне едва ли какие-то проблемы разрешимы. «95% всех проблем можно решить лишь на федеральном уровне», — заявил он.

Таким образом, тема структурированности и слаженности работы власти в ходе дискуссии поднималась не один раз, при этом участники, в том числе непосредственно представители власти, до конца не смогли разобраться, где же искать ту конечную инстанцию, которая определяет глобальный деловой климат региона, каковы реальные границы полномочий местных властей, и где все-таки проходит пресловутый водораздел между федеральной и местной властью.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ