Андрей Головнин: «Ресурсные центры готовы наращивать свой потенциал»

Решение проблемы дефицита квалифицированных кадров — одна из задач министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области. В регионе происходит структурная перестройка системы профессионального образования, в частности, создаются центры прикладных квалификаций, ресурсные центры. На сегодняшний день в Новосибирской области насчитывается 17 отраслевых ресурсных центров, а в ближайшее время могут появиться еще несколько — в сфере подготовки рабочих и специалистов для предприятий энергетики, радиотехнических производств, малоэтажного строительства. Что представляют собой ресурсные центры, какие задачи решают и чем обеспечивается качество профессиональной подготовки в центрах, «КС» рассказал заместитель министра — начальник управления развития трудовых ресурсов и профессионального образования Новосибирской области АНДРЕЙ ГОЛОВНИН.

— Андрей Николаевич, что представляют собой ресурсные центры?

— Ресурсные центры — это образовательные площадки, на базе которых реализуется весь спектр профессиональных программ: от курсовой подготовки до программ среднего профессионального образования. Ресурсные центры создаются по отраслевому принципу, к примеру, если это центр легкой промышленности, то основное направление его деятельности — швейное производство с соответствующим набором профессий и специализаций, если центр самолетостроения — работы с металлом, сборка летательных аппаратов и весь спектр специальностей по данному перечню. Это сделано для того, чтобы максимально сконцентрировать материально-технические ресурсы и педагогические кадры.

В чем их принципиальное отличие от других образовательных учреждений?

Прежде всего оно заключается в том, что ресурсные центрыработают со всеми категориями населения — мы принимаем и выпускников школ, и взрослое население, желающее повысить квалификацию или пройти курс переподготовки, а также всех желающих получить новую профессию. Таким образом, работа ресурсных центров направлена не только на подготовку выпускников школ, но и на различные категории взрослого населения — тех людей, которые бы хотели изменить профессию, повысить квалификацию, освоить новый модуль профессиональной деятельности. Ресурсный центр — площадка, обеспечивающая возможность человеку учиться на протяжении всей жизни.

Второе отличие — специализация и концентрация ресурсов. Мы исключаем дублирование профессиональных программ в разных учреждениях. К примеру, есть ресурсный центр в области жилищно-коммунального хозяйства, профессиональные программы по профессиям и специальностям, которые там реализуются, не повторяются больше ни в одном из учреждений. Центр полностью профилирован под это направление — там есть необходимое для занятий оборудование, аудиторный и лабораторный фонд, специализированные кабинеты и учебные мастерские.

Какие задачи выполняют ресурсные центры?

— Основная задача центров — это повышение качества подготовки работников и специалистов. Согласно указу президента № 597 от 7 мая 2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», к 2020 году следует увеличить число высококвалифицированных работников, с тем, чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников. В свою очередь это означает, что заинтересованные в качестве рабочей силы руководители производств и предприятий должны обеспечить повышение квалификации своих работников, и мы готовы к этому. Сегодня в ресурсных центрах оборудование как минимум соответствует уровню современного производства, а в ряде центров установлено такое оборудование, которое не стало еще массовым на производстве, и туда приезжают производственники с коллегами для того, чтобы ознакомиться с новыми образцами, технологиями.

Какие именно ресурсные центры существуют в Новосибирской области?

— Центры, специализирующиеся на дорожном строительстве, транспорте, машиностроении, электротехнике, химбиотехнологиях, сельском хозяйстве, пищевой промышленности, легкой промышленности, пищевой переработке, информационных технологиях и другие. Также рассматривается возможность создания центров в сфере подготовки рабочих и специалистов для предприятий энергетики, радиотехнических производств, малоэтажного строительства, потому как специалисты в данных сферах востребованы на предприятиях Новосибирской области.

Однако сейчас перед нами стоит задача не увеличивать количество ресурсных центров, а наращивать эффективность их работы, повышать качество профессиональных компетенций, получаемых в них слушателями и студентами. Если ранее министерство активно занималось формированием структуры ресурсных центров, то теперь мы обращаем внимание на содержательность программ, их проработанность под конкретных работодателей, создание системы независимой оценки, которая должна стоять между образовательной площадкой и работодателем.

Чем отличаются от ресурсных центров многофункциональные центры профессиональных квалификаций?

— Отличительная особенность многофункциональных центров профессиональных квалификаций (МЦПК) состоит в том, что в них ведется профессиональное обучение по различным направлениям подготовки, по нескольку десятков различных квалификаций — от вальщика леса и до, скажем, токаря-универсала. Это могут быть самостоятельные образовательные организации, могут быть структурные подразделения колледжей, техникумов.

Их основная задача — обучить новой профессии, повысить рабочую квалификацию. Они не обеспечивают общеобразовательную подготовку, не дают новый уровень образования, их задача — обучение рабочих и служащих.

Наибольшим спросом в МЦПК пользуются программы подготовки водителей различных категорий, специалистов электротехнического хозяйства, монтажников, сварщиков, автомехаников, работников пищевой промышленности.

Помогают ли многофункциональные и ресурсные центры в проблеме нарастающего дефицита рабочих и специалистов всех уровней квалификации?

Безусловно.Наши учебно-производственные мощности работают сегодня с загрузкой около 90%, но мы готовы наращивать их, работать с большим контингентом слушателей и студентов. Мы открыты для тех предприятий и организаций, которые заинтересованы в повышении качества трудовых ресурсов своего персонала.

Чем обеспечивается качество профессиональной подготовки в центрах?

Двумя ресурсами. Первое — высоким уровнем оборудования центров, позволяющим давать слушателям актуальные знания и применять полученный опыт на практике. Второе — квалифицированным, тщательно подобранным педагогическим составом. Каждый преподаватель сегодня получает справедливую заработную плату и имеет возможность повысить квалификацию, пройти переподготовку в любом образовательном учреждении региона по той тематике, которая в данный момент требуется ему в большей степени.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ