От слов к звуку

В Красноярской краевой филармонии состоялся фестиваль «Ениjazz-2013». Достойная реинкарнация знаменитого на весь Союз фестиваля «Джаз над Енисеем» доказала, что в городе остались чувствительная к импровизационной музыке публика и принципиальные организаторы, готовые «плясать» не от кассы, а от идеи.

В отличие от «первого блина», а вернее, настоящей недельной «масленицы» «Ениjazz-2011» в этот раз обошлись без сопровождающих звуки событий — художественных выставок и философских лекций. Острые заявления гостя и ведущего действа, а по совместительству продюсера собственного передвижного фестиваля «МузЭнергоТур» Юрия Льноградского в узком кругу, пусть и в формате общественного диспута, не в счет. Закрытый танцевальный мастер-класс от свободного джаз-балета Валерия Терешкина тоже стоит отнести к числу экзотических опций. Даже смелый проект по скоропалительной подготовке молодых джазменов к сборному выступлению на главной городской площадке, поддержанный фондом Михаила Прохорова, может затеряться в общем зачете. Участник фестиваля, пианист Яков Окунь, наблюдавший за ходом воспитания молодежи со стороны, заметил, что, вне всякого сомнения, такие проекты необходимо сделать неотъемлемой частью гастрольной и фестивальной жизни музыкантов в сотрудничестве с музыкальными колледжами, институтами и консерваториями во всех крупных городах нашей страны. И все же участники «Ениjazz-резиденции», послушники уважаемых мэтров (американцев Слэгла и Фарнсворта, а также отца Якова — выдающегося пианиста Михаила Окуня, о которых речь пойдет ниже) едва ли повлияли на общее впечатление от фестиваля.

Джазовое варево «разлили» по двум «банкам». Джазовую среду — равно как и четверг — заселили корифеи новой генерации. Совсем не те мастодонты, на которых обычно заманивают публику. В первичный отбор филармонического куратора фестиваля Бориса Бородушкина, «открыженный» краевым министерством культуры, попали музыканты-открытия 2000-х, каждым своим визитом на сцену пишущие историю мирового джаза.

В первый день фестиваля клокотал Малый зал филармонии. Энергетика помещения, заполненного почти до краев самой разнокалиберной публикой — были здесь и власти, и студенчество, и представители бизнеса — наверняка позволила бы избежать провала самой экстремальной программы. Но небанальный отбор участников позволил удержаться от крайностей легковесности с одной стороны и творческого перегиба с другой. Открыл «Ениjazz» поляк Лешек Можджер. В образе благообразного белокурого Курта Кобейна к нам явился неудержимый импровизатор в духе Кейта Джаррета. Бережно, но настойчиво обхаживая и препарируя рояль, Лешек путешествовал от Шопена почти до конечной, до Сесила Тейлора. Сольная прогулка пианиста приковывает внимание только в том случае, если повелитель клавиш рассказывает историю, образно, не сбивчиво нанизывая предложение на предложение. У Можджера вышла настолько плотная словесная вязь, что его долго не отпускали со сцены.

Вторым номером выступал коллектив из Таллинна PeeduKassMomentum. Лидеры современного джаза Эстонии, выражаясь рок-языком, вместе образуют супертрио. Пианист Кристьян Рандалу, записывавшийся с самим Джафер Юссефом, между прочим, является официальным представителем фирмы Steinway. Барабанщик Томас Руллеще в 80-е входил в состав популярнейшей группы «Руя». А лидера банды Пеэду Касса называют лучшим басистом Таллинна. Пожалуй, на фестивале не было более сплоченной команды! Их «наваристую» музыку невозможно разъять на ингредиенты. В зале шептались о монолитном ECM-овском звуке. Публика гудела и взрывалась аплодисментами. После концерта Пеэду признался, что ему по душе выступать в Сибири. Русские, по его мнению, в отличие от северных европейцев, соучаствуют, не щадя эмоций. Импровизировать при такой поддержке — сплошное удовольствие.

Закрыл первый фестивальный день квартет Якова Окуня. Яков Михайлович, достойный сын своего отца, играет, как дышит. У него особый почерк, пианистический стиль узнаваем даже внешне — Яков выписывает джаз резкими виртуозными мазками и, кажется, готов размешать палитру любой эпохи. Возможно, из-за этого обстоятельства американским компаньонам Окуня Стиву Слэглу (альт-саксофон) и Джозефу Фарнсворту (ударные) трудно было что-либо добавить. Заодно с Яковом звучал контрабас Макара Новикова, прямолинейные барабаны спорили, да не переспорили, саксофон пускался в долгие и тяжкие, но рояль легко все ставил на место. Публика приветствовала громом аплодиментов. Ко времени пришлись слова ведущего концерта о том, что Яков первым из живущих в России музыкантов записал альбом на знаменитейшем американском лейбле CrissCross. Тут дело даже не во флаге, под которым действует фирма, скорее, это вопрос допуска в высшую гильдию самими родоначальниками стиля.

Второй фестивальный день начался снова с Окуня. На этот раз место лидера занял Михаил Окунь, а его сын пересел за ударные. За контрабасом остался Макар Новиков. Впрочем, вкрадчивые, интимные пианистические рассказы, на мой взгляд, не слишком нуждались в инструментальной поддержке. Вообще, почти дневниковые откровения Михаила Моисеевича лучше звучали бы в Камерном зале, но в этот раз фестивальной площадкой назначили Большой зал краевой филармонии. В результате изысканные нашептывания рояля полновесно читались не при всяком удалении от сцены.

Все лавры в этот раз выпали на долю закрывающего фестиваль коллектива Карлы Марчиано. Юрий Льноградский уверяет, что хрупкая итальянка, посвятившая свою профессиональную жизнь развитию наследия великого Джона Колтрейна, смогла обойтись без его страданий и болезненного рвения к лучам веры. Карла просто взяла музыку Колтрейна как данность, овладела сакральным языком и начала «петь» на нем вполне гражданские «песни». В целом так оно и есть. Итальянской саксофонистке, владеющей к тому же очень редким инструментом — сопранино-саксофоном, вполне по силам стать олицетворением всего фестивального процесса. Конечно, мы по большей части собираемся на концерты внимать отражениям. Но даже их лучи обжигающе горячи.

Завершился фестиваль традиционным «джемом», достойной кульминацией праздника стала пьеса BlueMonk Телониуса Монка, исполненная на двух контрабасах.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ