Перерыв на рекламу

На новосибирском рынке наружной рекламы подводят предварительные итоги кампании по «зачистке»: наведения порядка на рынке рекламных конструкций, инициированного губернатором Новосибирской области Василием Юрченко. Больше всего демонтировано щитов у лидеров рынка наружной рекламы — компаний «РИМ» и «Дизайн Мастер», у третьего крупного игрока — компании «АртБизнесЛайн» — пока потери меньше. Впрочем, правила игры городские власти только готовятся объяснить: на следующей неделе будет представлена концепция размещения рекламных носителей на Красном проспекте — центральной улице города. Рекламные агент-ства претензий к властям не высказывают, в отличие, например, от их коллег из Красноярска, где наведение порядка на рынке «наружки» в недавнем прошлом сопровождалось скандалами.

Наведение порядка на рынке наружной рекламы Василий Юрченко инициировал в конце прошлого года, отметив обилие рекламных щитов на дорогах города. Тогда же была обозначена программа минимум — убрать с улиц города 600 рекламных конструкций на первом этапе. На этой неделе, подводя предварительные итоги акции по «зачистке» рынка наружной рекламы, власти отчитались о выполнении плана.

«Около 70% демонтированных конструкций принадлежат компаниям «РИМ» и «Дизайн Мастер». Остальные — «АртБизнесЛайну», Gallery и «АПР-Сити» (News Outdor). Такой расклад объясняется просто: кто больше всех имеет, тот больше всех и теряет, — рассказал «КС» руководитель управления наружной рекламы Новосибирска Дмитрий Кузнецов. — Например, по результатам последней «зачистки» Красного проспекта на промежутке от ул. Ленина до ул. Потанинской недавно убрано 24 конструкции (порядка 50% рекламы), из них 16 принадлежали «РИМу» и «Дизайн Мастеру», так как их рекламных носителей там было объективно больше. Мало пострадал «АртБизнесЛайн»: у агентства на Красном проспекте было всего три постера, из которых один пришлось демонтировать».

Это пока только первый этап наведения порядка. По словам Дмитрия Кузнецова, сейчас в мэрии создается рабочая группа под руководством первого вице-мэра Владимира Знаткова, которая будет заниматься разработкой концепции рекламных носителей в Новосибирске. Исходя из этой концепции будет производиться сокращение или упорядочение рекламных конструкций. В комиссию войдут архитекторы как от мэрии, так и от общественности города, депутаты, представители финансового и правового управлений, ГИБДД, три или четыре представителя рекламных агентств. Разрабатывать концепцию будут поэтапно.

Определены два габарита, в которые должны укладываться рекламные конструкции: для так называемых постеров размеры 1,20 м на 1,80 м и верхний габарит для лайт-боксов на опорах освещения — 4,5 м. Все остальные конструкции, которые в этот формат не вписываются — «эскимо», тумбы и т. п., — подлежат демонтажу или переносу в другие места.

По оценкам специалистов, на наведение порядка в городе уйдет года два. «Это не может происходить быстро: надо учитывать, что мы должны остаться в правовом поле, в соответствии с согласованными бюджетными параметрами. Нельзя забывать, что это более 180 млн рублей доходов бюджета, от которых город не готов отказаться», — пояснил Кузнецов.

Агентства наружной рекламы тем временем подсчитывают убытки. «Сегодня работаем «с листа», поэтому не до учета — пока не могу назвать точное число демонтированных конструкций, — отметил генеральный директор компании «Дизайн Мастер» Валентин Тихонюк. — Одно могу сказать однозначно: приводить в соответствие требованиям безопасности будем все, что их нарушает. А такие места, к сожалению, исчисляются не штуками и не десятками. Город развивается, инфраструктура меняется. Рекламные конструкции, особенно в центре города, устанавливались лет 5–10 назад. На момент установки они соответствовали правилам установки, действовавшим в тот период в Новосибирске, и требованиям безопасности. За это время появились новые дорожные знаки, светофоры, изменилась дорожная обстановка, приняты новые законодательные акты. Если же конструкция полностью соответствует нормам и правилам, действующим на сегодняшний день, — будем отстаивать свои интересы всеми законными способами».

Валентин Тихонюк считает, что внимание властей к рынку рекламных конструкций вряд ли может изменить соотношение сил участников рекламного рынка: «Полностью исключить такую возможность не могу, но очень надеюсь, что этого не произойдет».

Коммерческий директор компании «АртБизнесЛайн» Нина Зотикова также полагает, что демонтаж в заявленном объеме не должен серьезно повлиять на соотношение сил, поскольку в данном случае все участники рынка находятся примерно в равных условиях. «Сложно давать оценку ситуации, так как нет законодательных и регулирующих актов относительно конструкций наружной рекламы, ГОСТ носит рекомендательный характер, и сотрудникам ГИБДД приходится самим определять степень влияния конструкций на безопасность движения. При этом все проводимые исследования говорят о том, что наружная реклама слабо влияет на дорожную обстановку. Но мы с пониманием относимся к новому взгляду властей на наружную рекламу и оперативно реагируем на предписания», — отмечает госпожа Зотикова.

В Красноярске, где наведение порядка на рынке наружной рекламы началось еще в 2009 году и сопровождалось жалобами от предпринимателей, отмечают, что эта работа не закончена до сих пор. В перспективе будет вводиться и новая концепция размещения рекламных конструкций, но, как предположил источник в городском управлении наружной рекламы, это будет происходить по мере истечения срока ныне действующих договоров с рекламными агентствами.

Отдельный вопрос в этой ситуации — интересы рекламодателей. Опрошенные «КС» компании не высказали позитивного отношения к происходящему. В руководстве Группы компаний «Обувь России», у которой сейчас в разгаре рекламная компания с использованием «наружки», не скрывают беспокойства. Демонтаж щитов наружной рекламы, организованный администрацией города, не затронул забронированных нами конструкций, — признает руководитель отдела рекламы ГК «Обувь России» Наталья Соловьева. — Однако подобные меры, предпринимаемые администрацией города, ущемляют интересы рекламодателей. Представьте себе ситуацию — компания бронирует щиты, рассчитывает на определенный эффект от рекламной кампании, планирует прирост продаж, а в итоге, вместо 10 щитов, например, получается только 5. Соответственно, снижается и эффективность рекламных мероприятий. Кроме того, для рекламодателя уменьшается вероятность разместить щиты в выгодных, проходимых местах. Из-за сокращения количества щитов в городе будет меньше возможностей для оперативного планирования рекламной кампании».

Один из представителей наружной рекламы отметил в разговоре с «КС», что пока удается с все проблемы брать на себя, находить компромиссные решения с заказчикам: «Решаем по-разному — например в одних случаях размещаем рекламу в других местах, в других — возвращаем деньги, подобные решения принимаются индивидуально».

«Континент Сибирь» №11 (704), 25 Марта 2011 года

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ