Иван Мороз: «Вектор развития обнадёживает»

Экономика России «проседает», а в политике время перемен. Формирование бюджета Новосибирской области впервые за многие годы проходит с уменьшением плановых показателей доходной части, а партия власти – тоже впервые – во всеуслышание отказывается от использования административного ресурса. На вопросы «КС» о том, какими в этой связи представляются экономические и политические перспективы, ближайшие и отдалённые, для региона и страны, отвечает председатель Законодательного собрания Новосибирской области ИВАН МОРОЗ.

– Иван Григорьевич, что, помимо бюджета, определит повестку работы Законодательного собрания осенью и зимой?

Действительно, самая большая и самая сложная работа, которая нам предстоит, – принятие бюджета. Чувствуется, что экономика немного «просела». Наблюдаются провалы в доходной части бюджета. Так, налог на прибыль предприятий сократился не только у нас, в Новосибирской области, это заметно и в федеральном бюджете, и в других регионах.

В октябре мы провели масштабные депутатские слушания – при большой заинтересованности депутатов законодательного собрания, глав районов, муниципальных поселений, председателей районных, городских и сельских советов и городских округов. Многие из них присутствовали, некоторые выступали со своими предложениями по проекту бюджета.

Мы прекрасно понимаем, что ситуация, складывающаяся в мировой экономике и в РФ, не могла не отразиться на нашем регионе. Нам не уйти от этой проблемы, несмотря на то, что по росту экономики Новосибирская область в этом году среди российских регионов держится в первой десятке. Проект регионального бюджета предполагает сокращение собственных доходов в 2014 году и постепенное повышение доходной части в 2015 – 2016-м. Расходная часть больше, дефицит бюджета предусматривается более девяти миллиардов рублей, что в пределах допустимого по действующему бюджетному законодательству РФ.

На депутатских слушаниях мы договорились, что при такой экономической обстановке необходимо четко определить основные приоритеты, чтобы бюджетные средства в 2014 году сработали как можно более эффективно. Да, придется, к сожалению, «ужаться» в том, что касается некоторых объектов, строительство которых предполагалось начать в 2014 г. Сейчас трудно пока сказать, каких именно: между первым и вторым чтением закона о бюджете будет идти работа по его корректировке. Основной принцип – завершение и сдача объектов высокой степени готовности.

При этом должны оставаться незыблемыми те социальные обязательства, которые возложены на область в соответствии с федеральным законодательством. По некоторым статьям расходы в 2014 году будут расти: увеличится, например, заработная плата бюджетников, что было предусмотрено уже с 1 октября. Сохранит силу ряд других мер социальной поддержки населения, предусмотренных областными законами, которые мы принимали.

Законодательному Собранию предстоит уже этой осенью принять новые социально важные решения: законодательно увеличить прожиточный минимум пенсионера в Новосибирской области на 2014 год, рассмотреть региональный закон о социальном обслуживании населения. Планируется также внесение изменений в целый ряд законов в сфере социальной защиты и поддержки ветеранов, усыновителей, приемных семей.

Кроме того, на ноябрьской сессии мы должны избрать уполномоченного по правам человека в Новосибирской области. Сейчас активно обсуждается кандидатура, которая должна устроить все политические партии, представленные в нашем региональном парламенте.

Есть еще ряд действующих региональных законов, которые нуждаются в корректировке, и есть такие, которые только предстоит разработать и принять. В целом же законопроекты, над которыми депутаты Законодательного Собрания работали и будут работать в 2013 году, касаются регулирования буквально всех сфер деятельности в Новосибирской области: оборота земель сельскохозяйственного назначения, охраны природных территорий, государственной поддержки промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиционной, дорожной, транспортной, градостроительной деятельности, развития государственных информационных ресурсов, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, оплаты жилья и коммунальных услуг, профилактики коррупции, защиты от чрезвычайных ситуаций… И это ещё не полный перечень, так что работы предстоит очень много.

– С учетом того, что значительную часть аудитории "Континента Сибирь", как делового издания, составляют люди, работающие в экономике, той самой, которая просела, логичен вопрос, ожидается ли в этот сезон 2013 – 2014 на законодательном уровне поддержка предприятий и компаний, работающих на территории Новосибирской области?

Да, в проекте бюджета области предусматривается поддержка малого и среднего бизнеса, сельхозтоваропроизводителей. Причем в последнем случае ее объем не просто сохраняется на уровне 2013 года, а даже немного прирастает. Поддержка малого и среднего бизнеса сокращается, но там цифры незначительные.

И, конечно же, мы в любом случае будем закладывать в бюджет средства на инвестиционную деятельность, хотя и не в таком объеме, как раньше. Еще раз повторюсь, что прогноз развития экономики не позволяет в полном объеме реализовать все планы. Но если мы не поддержим инвестиционную деятельность, то в перспективе неизбежны проблемы с доходной частью бюджета.

– Говорят о проблеме, которая может быть связана с реализацией депутатских наказов. Этот пункт называется в первую очередь среди подлежащих сокращению. Насколько болезненным будет это решение?

Очень болезненным. Оно вызывает очень неоднозначное восприятие у моих коллег депутатов, что не раз и не два прозвучало на депутатских слушаниях. Но надо реально смотреть на вещи. В сложившейся ситуации придется согласиться, что реализацию части наказов избирателей необходимо перенести на год или два позже. Иначе мы будем вынуждены сокращать социальные программы, что непозволительно. Мы можем не построить тот или иной спортивный объект, но все социальные программы должны профинансировать, несмотря на «трудный» бюджет.

Считаю, что именно это будет главной задачей и для правительства Новосибирской области, и для руководителей Законодательного собрания и партийных фракций – убедить депутатов и выверенно, согласованно определить, какие наказы будут финансироваться из бюджета в 2014 году, а какие будут перенесены. Непростой вопрос, но мы будем его решать.

– Не исключаете того, что депутаты могут заартачиться, в конце концов, они же у власти – и не проголосуют?

Думаю, в Законодательном собрании нет таких депутатов, которые хотели бы навредить населению Новосибирской области. Тем более что в процессе подготовке проекта бюджета ко второму чтению, как правило, происходит частичное перераспределение бюджетных средств. В этом году такие предложения были высказаны уже на депутатских слушаниях. Уверен, что последующая работа над бюджетом позволит депутатам и правительству найти взаимоприемлемые решения, максимально эффективные в сегодняшней экономической ситуации.

– В условиях нехватки средств и с учетом того, что часть расходов связана с решениями, принятыми на федеральном уровне, есть ли смысл добиваться от федерального центра дополнительной финансовой поддержки? По каким направлениям это можно делать? Можно ли при этом задействовать депутатов Госдумы от Новосибирской области?

– Сотрудничество регионального парламента с депутатами Госдумы – это очень важная и нужная часть нашей работы. Раз в год мы обязательно собираемся на общую встречу, независимо от политической принадлежности. Помимо думских депутатов и членов Совета Федерации от Новосибирской области в этой встрече обязательно участвуют председатели комитетов, руководителей фракций Законодательного Собрания. Отбрасывая политику, мы договариваемся о совместной работе. Ведь общие цели у нас одни и те же: повышать инвестиционную привлекательность области, лоббировать выделение из федерального бюджета средств на развитие нашего региона.

Ни один из депутатов никогда не отказывался от участия в этих мероприятиях. Надеюсь, что такую работу удастся провести и сейчас. Нас очень беспокоит резкое сокращение поступающих в областной бюджет федеральных средств. Тем более что с федерального уровня на региональный передается очень много полномочий, средства же предлагается изыскивать «внутри» региона, а это ложится нелегким бременем на наш бюджет. И в решении этой проблемы посильная помощь депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации становится особенно актуальной.

– Все ли вас устраивает в формате взаимодействия, которое сложилось сейчас между Законодательным Собранием, губернатором, правительством Новосибирской области? Что, на ваш взгляд, можно было бы в нем подкорректировать для пользы дела?

Меня лично – устраивает, у нас нормальный конструктивный диалог. Думаю, такой же ответ вы получили бы и от большинства депутатов. Если же кого-то не устраивает сложившийся формат взаимодействия, он высказывается об этом напрямую.

В этом году страна будет отмечать 20-летие российской Конституции, на основании которой существует разделение ветвей власти, их обязанностей и полномочий. Следуя конституционным правилам, мы стараемся не выходить за пределы наших полномочий, четко разграничивать их с полномочиями исполнительных органов власти.

Что же касается некоторых дискуссионных моментов, то, как говорится, в споре рождается истина. Да, мы всегда отстаиваем свою точку зрения, но это не мешает выслушивать все аргументы, принимать их во внимание и принимать в итоге всесторонне выверенное консолидированное решение. И дай нам бог, чтобы этот конструктивный диалог продолжался и дальше.

– В былые времена некоторые депутаты Заксобрания жаловались, что, например, при обсуждении бюджета аппарат областного правительства прибегает к неким техническим ухищрениям, чтобы быстрее провести все решения. Скажем, поправки к бюджету выдавались депутатам в распечатанном виде буквально за полчаса до начала заседания, на котором это должно было голосоваться, с тем, чтобы депутаты не успели вникнуть и не задавали неудобных вопросов.

Сейчас этого нет, хотя раньше нечто подобное случалось. Но я не назвал бы это «техническими ухищрениями с целью быстрейшего проведения решений». Такая срочность чаще всего бывает связана с непредвиденными изменениями федерального финансирования, когда перенос принятия поправок на следующую сессию означает, что бюджетные деньги уйдут в районы и города области на месяц, а то и на два позже. А может быть, и вообще не будут освоены. И депутаты, кстати, быстро разбирались в этих цифрах вместе с профильным комитетом и не всегда соглашались с тем вариантом, который предлагало правительство. Иногда они вносили свои предложения, которые получали поддержку и голоса большинства.

Но такой режим работы – это, разумеется, то редкое исключение, которое ни в коем случае не должно становиться правилом. Поэтому я несколько раз обращался губернатору с тем, чтобы регламент подачи проектов законов и прочих документов в Законодательное Собрание соблюдался неукоснительно. Понимание с его стороны есть – «сбоев» стало заметно меньше.

– Была ситуация, когда часть депутатов даже от «Единой России» отказалась голосовать за эти поправки, после чего собиралась фракция, чтобы «проработать» строптивых.

Сейчас для этого просто нет поводов. Всё в рамках нашего регламента, в рамках наших полномочий.

– Сообщалось о встречах первого заместителя главы администрации президента Володина со спикерами заксобраний, затем с экспертами. На них настойчиво, с повторами, утверждалось, что меняются подходы во внутренней политике. Приводились в пример московские и екатеринбургские выборы, шла речь, что так теперь будет везде, а именно, резко сокращается влияние административного ресурса во время избирательных компаний, поощряется конкуренция, вплоть до того что любая несистемная оппозиция объявляется системной, о чем свидетельствует пример Навального. На ваш взгляд, готова ли партия власти в Новосибирске (применяя этот термин расширенно) эффективно действовать в этих условиях? И не приведет ли реализация этих подходов к тем результатам, которые имели место, например, на муниципальных выборах в Екатеринбурге, где глава города сменился на оппозиционную фигуру?

Я принимал участие во встречах с первым заместителем руководителя администрации Президента, начальником Управления внутренней политики и рядом других ответственных лиц. Действительно, заявлено о повороте политического вектора в сторону отмены административного ресурса. О повороте в сторону конструктивной работы с оппозиционными партиями, соблюдения демократических принципов – чтобы все процессы были максимально легитимными.

Мне очень понравился этот разговор. Действительно, это будет правильно – дать людям возможность самим определять свою позицию, избавить их от административного давления.

– Власть-то готова, привыкшая работать определенным образом?

– Готова. Воля народа должна исполняться.

– Раньше на трибунах тоже декларировалось, что правит у нас народ. Но при этом по линии администрации президента спускалась контрольная цифра результатов голосования за «ЕР» или провластного кандидата. Фактически на практике переход к новым условиям политического регулирования может означать только то, что эта цифра больше спускаться не будет. Будет или не будет?

На встрече с Вячеславом Володиным как раз было сказано, что никаких контрольных цифр не будет, что следует как можно больше сократить использование административного ресурса. Это – самое главное. Так что вектор в этом направлении, мне кажется, действительно поменялся.

– Вы участвуете в работе руководящих инстанций регионального отделения "Единой России", реально на данный момент самой организованной и мощной политической структуры. На ваш взгляд, там все нормально? Есть предложения, что можно изменить?

Идеальных процессовв принципе не существует. Нигде в мире, и в нашей партии тоже. И нам много над чем надо поработать. Сейчас в партии выстроена нормальная структура, переизбраны руководители первичных организаций. Приложены все старания к тому, чтобы это были достойные, уважаемые в коллективах люди…

Но, на мой взгляд, надо все-таки шире обсуждать главные социальные и экономические вопросы, начиная это обсуждение с низовых партийных организаций. Не кулуарно, не на самом высоком уровне принимать решение, а вносить на заседание президиума политсовета уже выверенные, прошедшие через коллективное обсуждение приоритеты. А самые значительные вопросы – на конференции.

– Вы были на последнем съезде «Единой России». Как впечатления?

Съезд прошел вполне традиционно, работали в течение трех часов с довыборами. Отрадно, что руководитель первичной организации Октябрьского района Ирина Дроздецкая вошла в Генсовет партии «Единая Россия». Раньше такого никогда не было.

До начала работы съезда прошли встречи с президентом страны, председателем правительства, руководителем партии. Делегаты – секретари первичных партийных организаций – могли свободно общаться с ними в течение почти четырех часов. Причем никто не давал указаний, какие вопросы задавать. Был свободный микрофон, что желали, то и говорили.

Кроме того, был организован ряд площадок, где обсуждались действительно наболевшие темы развития страны. Я был на обсуждении экономического блока вопросов, был и партийный блок, и площадка, где обсуждались межнациональные отношения. Представляете, приходят первые или замещающие их лица, первые заместители министров, и отвечают на все вопросы… Многое из того, что мы услышали, можно применить и у нас в регионе.

– А председатель правительства и глава государства услышали что-то, на ваш взгляд?

Конечно. Ведь они вместо запланированных двух часов общались с секретарями первичных организаций почти четыре часа. Уверен, что услышали и, думаю, с некоторыми предложениями согласились. Было бы здорово, чтобы услышанное претворилось в жизнь.

– Если говорить об уменьшении значения административного ресурса, то "Единая Россия" как партийная структура тоже была подвержена его влиянию. Не секрет, что в значительной мере фактический контроль за деятельностью партийных организаций принадлежал исполнительной власти. Так было еще в период, когда партию возглавлял глава исполнительной власти страны, соответственно, некая традиция продолжалась. Из наблюдений на съезде и встреч с Володиным появилось ощущение, что что-то изменится?

Уверен, что начиная с этого съезда в партии начнутся какие-то перемены. Будет больше внутрипартийной демократии. Подтверждением тому – встреча руководителей региональных парламентов, партийных фракций с Вячеславом Володиным, с секретарем президиума Генсовета «Единой России» Сергеем Неверовым, другими видными партийными деятелями. Кроме того, в Высшем совете представлено как никогда много руководителей первичных партийных организаций.

И президент, и председатель правительства сказали, что опора на партию "Единая Россия" незыблема. Высказываются предположения, что партию пытаются похоронить, что для этого создали Общероссийский народный фронт. Но Фронт – общественная организация, в которой есть представители как "Единой России", так и других партий. А при решении государственных вопросов будем опираться на партию – это касается и правительства России и нас здесь, на региональном уровне. Потому что именно «Единия Россия» пользуется сейчас наибольшим доверием населения.

– Понятно. Иван Григорьевич, что происходит, на ваш взгляд, в сельских районах Новосибирской области? У нас готовится в ближайших номерах проект «Экономика АПК» с попыткой оценить финансово-экономическое положение зернопроизводителей. Здесь разные точки зрения приходится услышать. Одни говорят, что всё у них хорошо и закупочные цены нормальные, другие говорят, что всё плохо.

В сельском хозяйстве ситуация редко приближается к идеальной. Если в прошлом году была засуха, то в этом область залили дожди. Уже третья декада октября, а у нас хлеб еще не весь убран – это главная сегодняшняя проблема у селян. Хотя цены на рынке объявлены относительно приемлемые, экономика у сельхозпроизводителей проседает. Зерно не убрано, а затраты понесены, и семена, и топливо, и людские ресурсы – за все надо платить. Понятно, что нужна будет поддержка и страховых компаний, и федерального правительства, и мы предусматриваем в региональном бюджете расходы, которые позволят сельхозпроизводителям подготовиться к весенне-полевым работам.

Если говорить о региональной политике в целом, то Новосибирская область была одной из первых в России, разработавшей и реализовавшей программу поддержки хозяйств в АПК. Областной закон «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства…» сыграл очень большую положительную роль. Благодаря ему, многие сельскохозяйственные предприятия обзавелись новой современной техникой, приобрели элитные семена, племенной скот, построили животноводческие помещения. Наш закон стал своего рода образцом для многих российских регионов, которые приняли и используют подобные нормативно-правовые акты на своей территории.

Наш закон о поддержке АПК мобилен, мы корректируем его каждый год. Если надо было производить в области больше зерна – направляли усиленные меры поддержки в растениеводство. Решая проблему сезонной занятости, перенаправляли часть бюджетных средств на птицеводство, молочное и мясное животноводство. И всегда, прежде чем принять решение, мы обсуждаем его с руководителями хозяйств.

Сельские территории в силу многих экономических и социальных причин требуют особого внимания и постоянной поддержки. Поэтому с прошлого года мы начали перераспределение бюджетных средств, увеличили долю НДФЛ, которая остается в собственных бюджетах поселений. Полностью перевели с местного на региональный уровень финансирование здравоохранения, но ни копейки не отвлекли от сельских муниципалитетов, всё им оставили. Эта работа – по финансовому обеспечению деятельности муниципалитетов – будет продолжена и в 2014 – 2016 годах.

– Иван Григорьевич, как вы оцениваете развитие политической ситуации в стране в целом? Куда мы идем, на ваш взгляд? Какие тенденции вы готовы поддержать, а с какими не согласны?

Страна развивается. Развивается экономически, несмотря на то, что 2014 год будет, как ожидается, очень непростым, что уже в 2013 наметились «проседания» в экономике. Развивается и с позиции укрепления демократических принципов, хотя, как водится, есть и определенные недостатки.

– Какие?

– Меньше, чем нужно, советуемся с людьми. Надо больше. Все-таки, одна голова хорошо, а коллективное обсуждение лучше.

Но в целом направление развития страны очень обнадеживает. Да, не всё получается сделать сразу. Но мы хорошо помним, что было 20 лет назад и знаем, что происходит сейчас. Жизнь людей становится более стабильной и обеспеченной, растут социальные гарантии и заработная плата, сокращается безработица. Мы ощущаем эту разницу? Ощущаем. Значит, идем правильным путем.

Что же касается недостатков, то не ошибается только тот, кто не работает. Какие-то ошибки были, есть и будут, на них мы учимся. Их надо исправлять и двигаться дальше – вперед. В России есть легитимно избранный президент, сформированное работоспособное правительство. Кому-то они нравятся, кому-то нет… А мы должны помогать им и здесь, на местах, в рамках своих полномочий делать всё, чтобы общими усилиями привести страну к процветанию, чтобы народ жил лучше.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ