ТОП-5 интернет-магазинов в Сибири

Весной этого года «КС» публиковал второй по счету рейтинг лучших корпоративных сайтов Сибири за 2012 год. Его результаты были оглашены на проведенном нами неформальном круглом столе веб-разработчиков. На этот раз мы впервые решили составить рейтинг интернет-магазинов, разработанных сибирскими веб-студиями.

На первоначальном этапе «КС» попросил членов жюри, среди которых были как независимые эксперты рынка, так и веб-разработчики, выделить пять лучших интернет-магазинов компаний, сданных с 1 сентября 2012-го по 1 сентября 2013 года. Речь шла о сайтах, разработанных именно сибирскими веб-студиями, а участие корпоративных сайтов, промосайтов, порталов в конкурсе не допускалось. При этом веб-разработчикам — членам жюри допускалось называть интенет-магазины, разработанные ими самими, однако не разрешалось, чтобы их количество в списке было больше 50% (то есть более трех из пяти перечисленных). Свой выбор необходимо было аргументировать. На втором этапе «КС» составил шорт-лист из семи интернет-магазинов и попросил жюри выставить им оценки по пятибалльной шкале, аргументировав свой выбор.

Стоит отметить, что составить рейтинг интернет-магазинов по аналогии с рейтингом корпоративных сайтов оказалось не так просто. Во-первых, доля таких проектов в общем объеме заказов сибирских студий ниже, чем по корпоративным сайтам. Во-вторых, назвать самые знаковые интернет-магазины, сданные сибирскими веб-разработчиками с 1 сентября 2012-го по 1 сентября 2013 года, для экспертного жюри оказалось нетривиальной задачей. Тем не менее на первом этапе «КС» составил шорт-лист интернет-магазинов, по которым в дальнейшем и проходило голосование.

1-е место — интернет-магазин поставщика строительных материалов «ДиСтрой»

Разработчик сайта — Kinetica

Победу в конкурсе, пусть и с небольшим перевесом, одержал интернет-магазин поставщика строительных материалов «ДиСтрой».

«На мой взгляд, это лучший магазин из всех конкурсантов — и по наполнению, и по виду. У каждого товара присутствует фотография, все выполнено на хорошем уровне. Также магазин отличает удобный поиск», — отмечает директор студий EAMedia и Rindo Евгений Гришаков.

Примечательно, что несмотря на высокие оценки, другие члены жюри не так позитивно оценили сайт. «Неплохая подача так называемых «базовых экранов» от креативного агентства CPeople в целом вытягивает данный проект. Однако уровень реализации прочего функционала и отсутствие «внимания к мелочам» не позволяют поставить проекту высокую оценку. Типовые «внутрянки», плохо вырезанные фотографии для категорий товаров, неверное подчеркивание ссылок, и т. д.», — перечисляет глава Just Look Михаил Кириченко. В свою очередь директор ITConstruct Роман Петров посетовал, что на сайте не заполнен раздел «Гарантии и сервис».

Еще одного члена жюри смутила надпись в шапке сайта под «Поставщик строительных материалов», которая говорит о том, что речь о поставщике материалов, которому не очень интересна розница. «Сомнение, не исчезнувшее у покупателя за 8 секунд, уведет его с сайта. Если он за это время в подвале увидит правильную надпись «Интернет-магазин строительных и отделочных материалов», он не уйдет», — считает эксперт.

2-е место — интернет-супермаркет «Если Пусто»

Разработчик сайта — Deepsign

До недавнего времени самым ярким примером интернет-торговли продуктами питания являлся московский «Утконос». Аналитики очень неоднозначно оценивали перспективы такого вида торговли в Новосибирска, однако в итоге в городе все же появился интернет-супермаркет, получивший название «Если Пусто». «Квадратиш. Практиш. Гут!» — шутливо выносит вердикт директор Kinetica Алексей Самойлов.

«В целом сайт не отпугивает целевую аудиторию и не мешает процессу оформления заказа. Но считаю, что для продуктовой отрасли можно реализовать больше интересных решений и идей», — оценивает конкурсанта Михаил Кириченко. «Радости бы добавило только более бережное отношение к контенту — подаче и структурированности. Страницы вроде описания способов оплаты заставляют расстроиться, что в это придется вгрызаться», — делится опытом директор digital-агентства WOW Николай Глухих.

Также стоит отметить, что хотя в фокусе рассмотрения была лишь «оболочка» магазина, многие члены жюри обратили внимание и на содержательную сторону магазина. «Цена сыра дается за 300 граммов. Это обман», — посетовал топ-менеджер одного из веб-разработчиков.

3-е место — интернет-магазин торгово-сервисного центра «Автолэнд»

Разработчики сайта — Quatt и Combart

Строго говоря, данный конкурсант не является полноценным интернет-магазином — в нем можно выбрать желаемый товар, но пока нельзя довести процесс до его покупки. Пройдя весь процесс и сформировав заказ, клиенту предлагается его распечатать и предъявить менеджеру в магазине. Поэтому некоторые члены жюри за это снизили конкурсанту оценку, в то же время отметив, что дизайн и функционал у сайта отличные. «Это лучшее из представленных решений. Полагаю, перед разработчиком стояла достаточно серьезная проблема по упрощению процедуры подбора автозапчастей для непрофессиональных пользователей. Внешне найденное решение выглядит неплохо, на практике же использовать не довелось, поэтому об удобстве «подбора» судить пока сложно», — считает Михаил Кириченко.

Впрочем, отдельные веб-разработчики в то же время посчитали сайт неудобным. «Все качественно, но искать немного неудобно», — сетует Евгений Гришаков. С ним согласен и Николай Глухих. «Вроде бы все выглядит очень мило, но найти запчасти не на типовую модель, а именно на свой автомобиль (по VIN номеру, например) с главной страницы нельзя. Хотя это самый правильный способ», — поясняет эксперт. Еще один член жюри не сумел вычленить на сайте стоимость любой сервисной работы. «На сайте есть несколько групп цен, но нигде нет описания, к какой группе относится конкретный автовладелец, ну или я не нашел за 10 минут. Кроме того, красивые иконки отвлекают от мелкого названия раздела белым по черному. Попробуй, что называется, разобрать, что имел в виду в иконке дизайнер. Сплошные ребусы. Минус еще один покупатель», — добавляет еще один эксперт.

4-е место — интернет-магазин тканей Star-tex

Разработчик — «Студия ЯЛ»

В интернет-магазине тканей Star-tex некоторые члены жюри даже не признали участника конкурса, отметив, что с ходу сложно сориентироваться, находитесь ли вы в интернет-магазине или на корпоративном сайте. «После длительного знакомства с сайтом оказывается, что это сайт оптовой торговли тканями и т. п. Почему бы об этом не написать в дескрипторе у логотипа? На первом экране нет ничего про опт. Покупательница начнет выбирать ткани и только на второй странице в заголовках каталога увидит «опт», и ее постигнет разочарование», — отметил один из экспертов.

Также члены жюри оказались недовольны функционалом проекта. «Возможно, целевая аудитория данного магазина и разберется с реализованным функционалом, но лично для меня не понятно, почему после выбора расцветки ткани рядом с ценой нет кнопки «Купить». А для добавления товара в корзину нужно нажать на кнопку «Добавить» уже под расцветкой», — солидарен с коллегой Михаил Кириченко. Также члены жюри обнаружили, что в каталоге нет информации о способах оплаты и возврате товаров.

Наконец, не понравилось экспертам и то, что сайт «резиновый», а не фиксированный по ширине. За это отдельные члены жюри снизили свои оценки. «При просмотре товаров там навигация сделана с помощью боковых вкладок, как правило, 85% посетителей их не замечают, что делает их бесполезными», — поясняет еще один веб-разработчик.

Также жюри снизило оценки за сервис. «Баллы могли бы быть и выше, ведь, вроде, все удобно, но на сайте меня встретила перекрывающая контент надпись «Сейчас на сайте нет ни одного консультанта». Вряд ли за этой информацией кто-либо ходит», — сетует Николай Глухих.

5-е место — интернет-магазин иностранной книги Magellan Books

Разработчик сайта — ITConstruct

Мнения членов жюри относительно сайта по продаже иностранных книг Magellan разошлись. «Это добротный интернет-магазин: функциональный, удобный, большой. Дизайн хороший, но не отличный в плане трендовости и эстетики», — поясняет Алексей Самойлов. С его оценкой не согласны другие члены жюри. «Вроде бы все быстро находится и просто покупается, но хаотичный интерфейс смазывает радость от использования», — комментирует Николай Глухих.

Также члены жюри посетовали на то, что пользователю нельзя добавить товар в корзину, пока он не зарегистрируется. При этом, зарегистрировавшись, надо снова положить книгу в корзину. Не срабатывает и обновление суммы при изменении количества книг в корзине под заказ. «Списки покупок можно было бы создавать автоматически, а не заставлять покупателя это делать вручную, не объясняя при этом, что ничего не происходит», — отмечает один из экспертов.

Другие члены жюри высказываются еще более категорично. «Ощущение, что дизайн делали в прошлом веке, но отнюдь не из-за использованной географической стилистики. На сайте есть проблемы с контентом и его подачей, очевидные проблемы технической реализации. Обязательная регистрация при покупке и показ ссылок личного кабинета до момента авторизации лишь подтверждают общую картину недоделанности проекта», — констатирует директор Just Look Михаил Кириченко. «Ужасный сайт, все разъехалось», — солидарен с коллегой еще один член жюри.

Итог

Удивить публику качественным и интересным корпоративным сайтом гораздо сложнее, чем интернет-магазином, ведь в последнем главное — функциональность и пресловутое «юзабилити». Однако несмотря на это, интернет-магазины справились с «экзаменом» хуже, чем корпоративные сайты. Некоторые конкурсанты, не попавшие в Топ-5, были практически с треском разгромлены жюри, хотя были разработаны опытными крупными студиями для не менее известных компаний. Да и те интернет-магазины, которые оказались в первой пятерке, тоже имели в себе немало изъянов именно в области удобства использования.

«Все рассматриваемые магазины достойны внимания. Над ними много работали и, казалось бы, учли все важное для покупателей. И тем не менее, попытайтесь повести себя на каждом из них как покупатель — найти и купить что-то, отправить сообщение менеджеру, найти способы оплаты и доставки, подписаться на акции и новинки. Не всегда эти целевые действия увенчаются ожидаемым событием, даже если вы «понимаете», как ведут себя женщины при покупке ткани, например, или мужчины, выбирая специнструмент, — рассуждает глава Deepsign Владимир Верхоланцев. — Успех интернет-магазина кроется в деталях, порой пока незаметных для разработчика и собственника. Их увидят обычные покупатели. Некоторые мелочи убьют число их покупок, другие — снизят размер чека, третьи не оставят им шанса на покупку. К сожалению, такие «детали» есть почти в каждом из номинантов. Кому-то из них нужно время, чтобы отшлифовать недостатки. А кто-то из собственников, ничего не меняя, потом скажет: «Интернет не работает», — резюмирует член жюри Владимир Верхоланцев.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ