Будем выбирать мэра в один тур и ждать дополнительных доходов

На прошлой неделе состоялась первая после летних каникул сессия Совета депутатов города Новосибирска. Представительный орган власти рассмотрел 30 вопросов, среди которых наибольшее внимание общественности, по всей видимости, приковало к себе внесение изменения в Устав города Новосибирска в части системы выборов мэра. Интересны также изменения в решение о городском бюджете, продиктованные ожиданием дополнительных доходов.

Как известно, дилемма о применении двухтуровой или однотуровой систем на выборах мэра города вызвала прошедшим летом определенное напряжение в новосибирских политических кругах и гражданских сообществах. Вероятно, правильно будет напомнить юридически выверенным языком содержание изменения в Устав Новосибирска, повлекшее активное противодействие ряда новосибирских оппозиционеров действующей власти и некоторых политических партий. В частности, на положенных по законодательству общественных слушаниях, состоявшихся в начале сентября, о которых уже писал «КС».

Закон Новосибирской области от 07.11.2012 г. № 267-03 «О внесении изменений в отдельные законы Новосибирской области, регулирующие порядок подготовки и проведения выборов и референдумов в Новосибирской области, правовой статус избирательных комиссий, комиссий референдума в Новосибирской области» предусматривает, что на выборах главы муниципального образования могут применяться мажоритарные системы относительного или абсолютного большинства. Обе системы равнозначно демократичны и легитимны. По крайней мере, именно такой вывод делает экспертное юридическое сообщество. Предлагаемое Советом депутатов города Новосибирска изменение — перейти от действующей системы выборов в два тура (абсолютного большинства) к системе в один тур (относительного большинства). Резоны инициаторов изменения аполитичны: экономия бюджетных средств, эффективная российская практика применения однотуровой системы и ряд других. На сессии горсовета 25 сентября с информацией о внесении в Устав Новосибирска этого и иных изменений выступил мэр Владимир Городецкий. В обсуждении со стороны противников изменения приняли участие депутаты Ренат Сулейманов и Александр Люлько. В поддержку высказались депутаты Сергей Бондаренко, Игорь Кудин и Дмитрий Асанцев.

«Я не помню вопроса, который бы так активно обсуждался на публичных слушаниях, — отметил Ренат Сулейманов. — Сегодня депутатам розданы обращения шести политических партий, в которых высказывается отрицательное отношение к этим поправкам/изменению в Устав. Это говорит о том, что люди не верят в стабильность избирательной системы и не верят действующей власти. Мы считаем, что данные поправки приведут к снижению легитимности следующего мэра города».

Александр Люлько высказал предположение, что выборы в один тур могут привести в кресло мэра некомпетентного и неэффективного управленца. Также он сделал гипотетическое сравнение с недавно состоявшимися выборами мэра Екатеринбурга и сформулировал выборы в два тура, как более «безопасные» с позиции прихода к власти «случайного» руководителя одного из крупных российских мегаполисов.

Сергей Бондаренко и Игорь Кудин на сессии подчеркнули, что существует устойчивая тенденция сокращения избирателей, голосующих во втором туре. Новосибирск остается одним из последних муниципалитетов в стране, где на выборах главы применяется система абсолютного большинства. Они призвали всех коллег — депутатов проголосовать за внесение изменения по выборной системе в Устав города.

И в ходе обсуждения, и в комментариях после завершения сессии заместитель председателя Совета депутатов города Новосибирска Дмитрий Асанцев поддержал высказывания коллег. Он отметил, что практика последних десяти лет показывает, что на второй тур приходит гораздо меньше людей. Депутат убежден, что несмотря на принадлежность к той или иной партии, мэром города должен быть человек, хорошо разбирающийся в управлении мегаполисом, не только знающий его проблематику, но и представляющий себе конкретные пути его поступательного развития.

«В отличие от оппонентов, мы подошли к вопросу исключительно с практической точки зрения, — подчеркнул Дмитрий Асанцев. — Избирательная культура жителей города на данный момент соответствует нашей инициативе. Мы считаем, что это правильное решение в интересах большинства активных избирателей».

Ряд наблюдателей за ходом обсуждения и принятия на сессии этого изменения в Устав Новосибирска сошлись во мнении, что оно не принесло излишней эмоциональности и какой-либо сомнительной аргументации оппонирующих сторон. Отсюда можно сделать вывод о том, что в конечном счете возобладал прагматический депутатский подход большинства. 27 голосов из 34 присутствующих на сессии депутатов горсовета были отданы за принятие изменений в Устав города Новосибирска в двух чтениях. Шесть депутатов проголосовали против.

Представляя изменения в решение Совета депутатов города Новосибирска «О бюджете города на 2013 год и плановый период 2014-го и 2015 годов» сосредоточимся на цифрах. Изменения связаны с прогнозом увеличения доходной и расходной частей городского бюджета. Ожидаются дополнительные доходы и ряд межбюджетных трансфертов из бюджета Новосибирской области. В связи с этим на сессии в проект решения предложено было внести следующие увеличения. Общий объем доходов — на 1 418 420,6 тыс. рублей (на 3,8%). Общий объем расходов — на 2 209 103,5 тыс. рублей (на 5,7%). Дефицит бюджета города — на 790 682,9 тыс. рублей (на 46,2%). На 2014 год было предложено увеличить доходную и расходную части бюджета города Новосибирска на 142 427,7 тыс. рублей, а на 2015 год — на 62 191,7 тыс. рублей. Данные изменения были приняты на сессии в первом чтении.

«Бюджет города будет очень напряженным в связи с изменениями на федеральном уровне, — резюмировала чтение председатель Совета депутатов города Новосибирска Надежда Болтенко. — Тем более что последние несколько лет у нас по сравнению с другими городами он был достаточно наполненным».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ