Лизинг «по-простому»

По наблюдениям «КС», многие бизнесмены до сих пор опасаются пользоваться лизингом, считая его слишком сложным инструментом. Лизинговые же компании, напротив, уверены, что это не сложность, а «продвинутость» продукта. Как же все-таки сделать лизинг простым и доступным? На эту тему по просьбе «КС» рассуждают участники рынка.

Михаил Талапов, директор филиала в г. Новосибирске ГК «Балтийский лизинг»:

— Мы проводили опрос среди действующих клиентов, результаты которого показали, что лизинг занимает у них наибольшую долю среди инструментов по приобретению имущества. Это говорит о том, что те компании, которые определили для себя плюсы данной услуги, активно используют этот механизм для развития своего бизнеса.

Поэтому многим нашим клиентам мы рекомендовали приобрести автомобиль или одну единицу техники в лизинг «для пробы». И затем руководители предприятий, уже на себе оценив все удобство и экономическую выгоду от налоговых льгот, переходят на этот инструмент как основной при реализации более крупных проектов — приобретении автопарков или производственных линий.

Другой важный аспект данного вопроса — качество и скорость процедур в лизинговой компании, условий продукта.

Осознавая потребности наших клиентов в простом и быстром продукте, мы многое поменяли в компании для достижения поставленной задачи. Основная идея состояла в том, чтобы сместить фокус оценки с клиента на предмет лизинга, поскольку предмет лизинга — будь то легковой автомобиль или бульдозер — является собственностью лизинговой компании до окончания срока действия договора. Поэтому мы унифицировали наши подходы к рискам, определили целевые группы имущества и в прошлом году запустили линейку так называемых «розничных» продуктов, сделав упор на скорость и прозрачность процедуры получения лизинговой услуги. В настоящее время данное направление пользуется повышенным спросом, поэтому мы постоянно его расширяем.

Елена Дергач, заместитель генерального директора по Западно-Сибирскому региону «Сименс Финанс»:

— «Сименс Финанс» активно работает на лизинговом рынке уже 14 лет, в Сибири компания представлена с 2003 года. Многолетний опыт работы позволяет судить об уровне финансовой грамотности в регионе, и надо сказать, он достаточно высок. На наш взгляд, лизинг как инвестиционный инструмент доступен и понятен клиентам. Широкая линейка предлагаемых сегодня финансовых решений актуальна для предприятий самых различных сфер деятельности. Однако стагнация экономики приводит к торможению развития лизинговой отрасли и оказывает существенное влияние на спрос.

Если сравнивать европейский и российский рынок лизинга, то нам не хватает полноценного бюро кредитных историй, наличие которого значительно сократило бы срок принятия решения по проектам. Как показывает практика, оперативность зачастую является ключевым фактором при выборе финансового партнера. Также до сих пор остается открытым вопрос оперативного лизинга. Но к подобному продукту региональный рынок еще не готов. Для этого необходимы серьезные вложения в развитие сервисных служб и заинтересованность самого лизингополучателя в качественном сервисном обслуживании предмета лизинга, который он должен будет вернуть лизингодателю в конце срока финансовой аренды.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ:

О том, как сделать лизинг более простым и доступным, «КС» рассказал руководитель региональных филиалов ООО «Райффайзен-Лизинг» Андрей Донченко.

Лизинг «по-простому» - Фотография

 

На сегодняшний день лизинг известен и понятен самому широкому кругу предприятий в России. Поэтому говорить о том, что этот финансовый продукт внушает страх и пугает потребителей, конечно же, не приходится. Пожалуй, в данном контексте уместнее было бы рассмотреть вопрос о тех шагах, которые могли бы привлечь еще больше внимания предприятий к этому уникальному инвестиционному механизму.

Одним из факторов, которые мешают более активному приходу клиентов в лизинг, является сложность этого продукта. Ведь лизинговая сделка — это непростая комбинация очень разных факторов, относящихся к финансовой, бухгалтерской, правовой, страховой, технической и другим сферам. Пожалуй, на сегодня по структуре лизинг является самым сложным из развитых на рынке инвестиционных продуктов. И воспринять эту комбинацию в целом, оценить все ее плюсы и минусы человеку без достаточного опыта и знаний весьма непросто. Тем не менее количество предприятий, использующих лизинг, неуклонно растет. Информация о выгодности и удобстве лизинга распространяется на рынке очень быстро. К тому же позитивным фактором является постоянное повышение уровня и качества управления бизнесом. Все больше менеджеров осведомлены о лизинге достаточно хорошо.

Другим фактором, способным помочь лизингу развиваться более активно, является государственная поддержка лизинговой отрасли. Ведь в условиях глобального запроса на модернизацию основных фондов в экономике лизинг является практически идеальным инструментом реализации этих программ. На сегодня рынок лизинга напрямую практически не регулируется государством. С одной стороны, это плюс, т. к. лизинговые компании не ограничены в своей работе регламентами и инструкциями. С другой стороны, такое невнимание к лизингу со стороны государства косвенно негативно влияет на имидж лизинга. А ведь речь идет об отрасли, которая только в 2012 году обеспечила приток инвестиций в российскую экономику в размере более 1,3 трлн рублей (по данным РА «Эксперт»).

Что может улучшить ситуацию? Во-первых, понимая эти проблемы, лизинговая отрасль активно развивает саморегулирование, растет уровень кооперации и профессионального объединения лизингового сообщества с целью выработки единых стандартов работы, общих подходов к риск-менеджменту, требований к лизинговым компаниям. Активно работает и развивается Объединенная Лизинговая Ассоциация (ОЛА) — крупнейшее в России объединение профессионалов лизингового рынка. ОЛА делает очень много активных шагов для продвижения и развития отрасли в части законодательных инициатив, развития коммуникаций с государственными органами, обучения лизингу по широкому кругу образовательных программ. В настоящее время активно обсуждается вопрос о создании СРО (Саморегулируемой организации) в лизинге. Это может стать серьезным шагом в развитии и популяризации лизинга. Ведь рост запроса участников рынка на стандартизацию и унификацию правил работы на рынке является индикатором развития лизинговой отрасли в целом.

Очень приятно, что постепенно государство осознает важность лизинга как инструмента реальной модернизации в экономике. Например, на завершившемся недавно автосалоне МАКС–2013 с самых высоких трибун говорилось о значительных суммах лизинговых контрактов, заключенных на выставке. Уже сегодня лизинг стал основным инвестиционным механизмом при приобретении воздушных судов. Надеемся, что это только начало, и такая же перспектива ждет и другие отрасли экономики, к примеру, ЖКХ.

Опыт европейских коллег подтверждает высказанные выше подходы к данному вопросу. Европейский лизинг также на протяжении многих лет пробивал себе дорогу, завоевывал уважение бизнеса. И сейчас во многих отраслях европейской экономики, таких как, например, автотранспорт и энергетика, лизинг является одним из основных и незаменимых инструментов финансирования. Помимо этого, в сегменте SME (малый и средний бизнес) лизинг за последнее время стал приоритетным инвестиционным механизмом. Во многих исследованиях и заключениях европейских институтов и агентств (в рамках проводимых Еврокомиссией исследований) говорится о том, что сегмент SME уже не может нормально существовать, а тем более развиваться без лизинга. И конечно, нельзя не сказать, что основная лизинговая ассоциация Европы LEASEUROPE эффективно и действенно участвует во всех общеевропейских процессах, связанных с регламентацией и регулированием финансового рынка.

В заключение необходимо отметить, что и в России, и в Европе складывается очень позитивная для лизинга тенденция — число клиентов, обращающихся за лизингом повторно, постоянно увеличивается. Это факт хорошо подчеркивает, что тот, кто хоть раз попробовал лизинг «на вкус», с удовольствием продолжает им пользоваться в дальнейшем.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ