«Сибирские Сети» окутают рынок планшетов

Один из крупнейших региональных телеком-операторов — «Сибирские Сети» — недавно отметил, что стал первым интернет-провайдером, который вышел на рынок планшетов, запустив продажи 7- и 8-дюймовых моделей Prestigio. В компании прогнозируют объемы продаж на уровне 1000 единиц в месяц. Насколько оправдан выход провайдера на рынок планшетов, на какой сегмент он сможет претендовать и существуют ли на данный момент успешные прецеденты подобных проектов, «КС» разбирался вместе с представителями крупнейших новосибирских интернет-провайдеров.

Напомним, что летом 2013 года «Сибирские Сети» заявили о полном отказе от проводного Интернета и запуске услуг «Лайк» и «Лайк ТВ». По данным оператора, за два месяца к ним подключились более 10 тысяч абонентов. «Мы увидели, что абоненты нуждаются не только в беспроводном Интернете, — поясняет коммерческий директор «Сибирских Сетей» Сергей Вепренцев. — Для полноценного использования беспроводной технологии необходимо доступное современное оборудование». Первыми устройствами, которые начал продавать провайдер, стали планшеты. По словам Сергея Вепренцева, пока это устройство малодоступно сибирякам. «В Новосибирской области мобильными устройствами пользуются 24% интернет-пользователей, в Кемеровской области — 10%, в Алтайском крае — всего 9%. Если же говорить об использовании технологии Wi-Fi, только 15% абонентов в Сибири пользуются домашним беспроводным Интернетом. Остальные 85% применяют более понятную для них «проводную технологию», — поясняет собеседник «КС».

«По результатам тестов выбор был сделан в пользу планшетов Prestigio, которые показали лучшие характеристики в интересующем нас ценовом сегменте», — комментирует Сергей Вепренцев. На девайсах установлено популярное программное обеспечение, а также специальный ТВ-плеер «Лайк ТВ». Таким образом, планшет закроет несколько потребностей абонента: гаджет можно использовать как переносной телевизор (например, на кухню или в ванную), как электронную книгу или как мобильный центр развлечений с играми и социальными сетями. Планшеты работают на бесплатной операционной системе Android 4.1. В компании прогнозируют объемы продаж на уровне 1000 единиц беспроводного оборудования в месяц.

Опрошенные «КС» интернет-провайдеры отмечают, что идею предоставления оператором какого-либо оборудования, смежного с его услугами, нельзя считать революционной. Так, директор новосибирского филиала «Авантел» Сергей Бойко отмечает, что его компания тоже продает сопутствующее сетевое оборудование, но это направление служит не для получения какой-либо прибыли, а для того, чтобы предоставить клиентам определенный уровень сервиса. Например, клиент может получить готовое решение по телефонии.

С ним согласен директор по развитию бизнеса на массовом рынке Сибирского филиала «МегаФона» Денис Маликов, по словам которого, мобильные операторы еще в 2010–2011 годах начали продажи планшетов под собственной торговой маркой. Самое доступное брендированное устройство стоит около 5000 рублей, работает под управлением ОС Android и, помимо поддержки Wi-Fi, позволяет пользователям выходить в Интернет через сеть 3G.

Что касается удобства самой технологии, некоторые провайдеры выражают скепсис в отношении того, насколько она способна стать реальной альтернативой проводному Интернету. По словам участника рынка, пожелавшего остаться неназванным, большинство россиян покупают планшеты в первую очередь для просмотра фильмов, чтения книг и интернет-серфинга, и заявленное преимущество — возможность смотреть телевизионные передачи — не будет являться достаточным поводом для приобретения предлагаемых устройств: «Реально попробуют новую функцию только 1% или даже 0,5% населения, потому что это — «фишка» для так называемых «гиков» или тех, кто сначала сделал ремонт в квартире и только потом подумал о том, как провести дома Интернет. Но нужно помнить, что какой бы хорошей ни была нынешняя беспроводная связь, изначально весь сигнал идет по проводам, — объясняет собеседник «КС». — Передавать по Wi-Fi HD-картинку без проводов поначалу получится, но со временем могут возникнуть сложности, потому что подключения в одном доме приведут к тому, что сеть все равно будет загружена».

Причем, как утверждают эксперты, прочно закрепиться на рынке электроники и составить серьезную конкуренцию уже известным магазинам цифровой техники телекоммуникационный оператор вряд ли будет способен. «Претендовать на долю рынка цифровой техники «Сибирские Сети» не смогут, так как для этого нужны сеть продаж и ассортимент, которых у данного оператора нет», — категорично отметил руководитель отдела маркетинга «Новотелекома» Илья Булгаков. «По продажам «Сибирские Сети» ни в коем случае не будут конкурировать с уже закрепившимися на рынке магазинами. По количеству отгрузок они, может быть, и составят какую-то конкуренцию, но я убежден, что к ним не будут приходить и разбирать эти планшеты по 1000 штук в месяц», — поясняет другой участник рынка на условиях анонимности.

Впрочем, некоторые провайдеры, пусть и оценивая схему скептически, считают, что ее можно доработать, и в этом случае она будет более успешной. «Сращивание двух разных бизнесов — ритейлерского и телекоммуникационного — весьма опасно. Так, «Сибирские Сети» зашли на тот рынок, где они ничего не понимают, и если бы они начали выпускать планшеты под своим собственным брендом, эта бизнес-модель была бы абсолютно нерабочей. В рамках нынешней концепции ни «Сибирские Сети», ни поставщики планшетов никаких бонусов, на мой взгляд, не получат. Но если они вдруг пойдут по тому пути, каким в Америке продают «контрактные» телефоны, пользователи смогут выбрать тот планшет, который им нравится, и купить его, например, не за 20 000 рублей, а, допустим, за 3 000 рублей, пользуясь потом в течение года какой-либо из услуг компании и выплачивая ей абонентскую плату, к примеру, по тысяче рублей в месяц. И вот такая схема действительно будет успешно работать», — уверен генеральный директор компании «Стартелеком-Новосибирск» Михаил Куницын.

Успешным маркетинговым решением «Сибирских Сетей», касающимся данного проекта, новосибирские провайдеры, как выяснилось, считают выбор оператором бюджетного сегмента планшетного рынка: «Если человек хочет купить какой-то брендовый гаджет, например, планшет Apple или Samsung, решение о покупке он принимает скорее из имиджевых соображений, нежели технологических. Ведь сам этот процесс — это уже целая акция: нужно выбрать магазин, выбрать планшет, потрогать его, поразглядывать. А вот в случае с бюджетным сегментом электронные устройства часто попадают в разряд спонтанных покупок: человек, может, и не планировал покупать планшет, но увидел, что он стоит всего 3500 рублей — взял и купил, причем его сразу настроили и показали, как все работает. Так что в рассматриваемой нами ситуации бюджетный сегмент даже выгоднее топового», — подчеркнул Сергей Бойко.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ