«Красный факел» рассказал «Все о женщинах»

За неделю до официального открытия театрального сезона театр «Красный факел» выпустил премьеру на малой сцене — спектакль молодого режиссера Константина Колесника по пьесе хорватского драматурга Миро Гаврана «Все о женщинах». Полтора часа и полтора десятка ролей на трех актрис — Татьяну Классину, Викторию Левченко и Антонину Кузнецову — не оставили никого из зрителей равнодушными. Корреспондент «КС» попросил новосибирских деятелей культуры и искусства рассказать о впечатлениях от спектакля.

Наталья Ярославцева, министр культуры Новосибирской области:

— Я думаю, к этому спектаклю надо будет вернуться через какое-то время. Меня он очень задел, считаю, что актрисы безупречно сыграли свои роли. Безукоризненно точное попадание, при том что темы были сложнейшие — жизнь женщины во всех ее аспектах, от детства до старости. Очень интересны режиссерские ходы: к концу зрителя уже почти расслабили — и вдруг, можно сказать, самая мощная финальная сцена…

Могу сказать, что если человек этот спектакль смотрит, и у него есть голова на плечах, он равнодушным, конечно, остаться не может. Все это — о жизни, это правда, и пусть не каждая женщина переживает все сцены, которые происходят с героинями — это неважно, потому что есть и люди, которые рядом, ты за них переживаешь…

Очень точный подбор актрис, просто безупречный. Молодой режиссер — хотя и зрелый актер, и отец семейства, но по факту — студент четвертого курса отделения режиссуры. Вместе они нашли замечательный материал. Я, честно говоря, не была знакома с этим автором, но несмотря на то что не знаю первоисточника, мне кажется, что в этом спектакле все были сорежиссерами. Конечно, Костя шел от природы именно этих актрис, но и они ему, естественно, подбрасывали какие-то находки.

Я просто говорю «браво» — и режиссеру, и актрисам, и подбору музыки и слайдов. Безусловно, женщинам спектакль будет более интересен, но, слава Богу, у нас есть умные мужчины, способные оценить его по достоинству. Да и потом, в спектакле так много юмора, что настоящие мужчины, посмотрев его, только прочтут, что вообще о них думают настоящие женщины.

Анатолий Узденский, артист театра «Современник» (с 1982-го по 2004 год — артист театра «Старый дом»):

— Во-первых, мне очень понравились актрисы, они очень хорошо сыграли свои роли. На мой взгляд, от них не требовалось особого перевоплощения, поскольку мы же понимаем, что все происходящее — условность. Они не накладывали другой грим, не меняли полностью костюмы, а просто показывали: вот теперь мы — женщины преклонного возраста; а теперь среднего; а теперь мы платочки повязали, мы теперь девочки маленькие. И мы как хорошие зрители это воспринимаем и в это верим.

В спектакле «Все о женщинах» очень культурная режиссура, интеллигентная, без нажима. Я вообще редко хвалю чужие спектакли (а свои — еще реже): здесь же я могу от чистого сердца сказать, что спектакль удался. И закончился он на такой ноте, что некоторое время печаль тянется за тобой из зала, и печаль эта светла.

Безусловно, я бы рекомендовал этот спектакль мужчинам, чтобы побольше узнать о женщинах.

Яков Таубес, президент телерадиокомпании «Мир»:

— С удовольствием посмотрел спектакль благодаря сложной режиссуре, которая позволила несколько сюжетов в одном полуторачасовом спектакле раскрыть мастерски, учитывая, что тематики хватило бы часов на пять разговора. И девчонки мгновенно смогли перевоплощаться — это вызывает уважение и подбрасывает самые высокие примеры для сравнения — фильмы Феллини и Тарковского, там, где кино очень долго готовят. А здесь, на сцене, это происходит мгновенно. Просто здорово. Про возраст героинь забываешь абсолютно. Нет никакой искусственности — мы понимаем, что это игра, но игра другого уровня; это та простота, которая приносит удовольствие, а не разочарование.

Спектакль, безусловно, и для женщин, и для мужчин — вообще, мне кажется достаточно искусственным это разделение. Я считаю, что Колесник с его улыбкой — очень хорошо, когда режиссер выходит на сцену с улыбкой, а не угрюмым и как бы отстраненным от действа — находится внутри, вместе с актрисами и я думаю, мужское восприятие им помогает. Уверен, женщине было бы сложнее поставить спектакль о женщинах.

Виталий Юмашев, главный специалист отдела профессионального искусства и культурного наследия министерства культуры Новосибирской области:

— Мое мнение — это слова не профессионала, не чиновника, но мужчины. Я шел на этот спектакль и думал: что еще мы, довольно сложившиеся мужчины, можем узнать о женщинах? Но когда с первых минут я ощутил погружение в этот уникальный мир, психологию, артистическое созвездие трех актрис, я совершенно забыл, что я мужчина, и жил вместе с героинями.

Как ни странно, почти все в этом спектакле о нас, и подано одновременно с юмором и глубиной. Если я смотрю на взаимоотношения, они каким-то образом связаны с моей жизнью — не потому, что именно у меня происходит так, но я вижу подобные ситуации рядом с собой, несмотря на то что героини проживают их в Хорватии.

Конечно, отношение к этой постановке у мужчин сложится свое, а у женщин — свое, иначе бы мы не были мужчинами и женщинами. Но сейчас, в зале, я смотрел на окружающих меня зрителей-мужчин — и они воспринимали происходящее так же на ура, как и женщины.

Владимир Миллер, начальник отдела развития Новосибирской государственной филармонии:

— Впечатления в целом положительные, и никаких больших претензий к спектаклю нет. Понятно, что это только начало, и будет лучше и лучше — мне, например, хотелось бы больше разнообразия в персонажах. В остальном и пьеса любопытная, и сделан спектакль неплохо. Больше всех мне понравилась игра Антонины Кузнецовой — возможно, роли ее оказались более интересными. Искренне желаю спектаклю хорошего плавания, тем более что и тема его живая — скоро большинство из нас как раз в дом престарелых и попадет.

Наталья Кузнецова, пресс-секретарь министерства культуры Новосибирской области:

— Я думаю, что задача, которую Костя поставил перед собой и актрисами, очень сложная, потому что в этом спектакле в основном работают текст и актерское мастерство. Никаких рюшечек и загородок, за которые можно было бы спрятаться — наверняка все сознательно было ограничено такими лаконичными средствами, и сценическими, и режиссерскими. И это очень здорово, потому что тенденции современной драмы уводят нас от психологического театра и того человеческого, за которым люди в театр приходят. Хотя это и не плохо, это нормальный ход времени.

И задача показалась мне тем более сложной, что пьеса изначально написана не на русском языке. Архисложно удерживать внимание зрителей в своем пребывании на сцене, когда и язык, и психологические особенности героев — чужие. А здесь все удалось.

Я думаю, спектакль в большей степени для женщин. Образы героинь получились удивительно женскими. И особенно это важно сегодня, когда женственность не всегда бывает модна и уловима.

Надеюсь, что спектакль еще обыграется, потому что, на мой критический взгляд, есть неровности в некоторых сценах. Всегда умудряюсь следить за залом, и если кто-то закашлял — значит, уже немного выпал из спектакля. А когда зал абсолютно замирает — а такое было, и не один раз, — это самое драгоценное в театре.

Владимир Державец, начальник управления культуры мэрии Новосибирска:

— В последнее время я люблю попадать на премьеры в «Красный факел» — театр начал удивлять, и очень сильно. Просто в мое прежнее время лично для меня этот театр был академическим, серьезным — не в плохом смысле слова, но очень тяжеловесным. И прорывных вещей я больше ожидал от «Глобуса». А последние года четыре, попадая на каждую следующую премьеру в «Красный факел», я не могу предугадать, что будет.

Так случилось и с «Все о женщинах» — это очередное событие, психологичный спектакль на прекрасном драматическом материале. Причем эту постановку необходимо смотреть не один раз, чтобы она целиком в тебя проникла. Актрисы великолепны, как и режиссура — и радует, что постановкой занимался уже не Тимофей, а другой молодой парень, точно так же вышедший из «Красного факела». Я очень доволен, что в Новосибирске есть такой театр — это и правда гордость нашего города.

Не могу выделить одну из трех актрис, потому что в разных ипостасях, в том числе и возрастных, они хороши по-разному. Но это очень талантливо и необычно, и у меня есть желание прийти и посмотреть этот спектакль снова — что, кстати, дорогого стоит, поскольку не все спектакли хочется пересматривать.

Мне трудно судить о женских переживаниях, но взаимоотношения и судьбы в любом случае трогают. Дело даже не в узнавании: в таких вещах я часто любуюсь структурой, а сегодня полюбовался еще и режиссурой. Кроме того, литературная составляющая великолепна — это волны, которые бросают зрителя от смеха к драме. Наверное, это и есть самое интересное в театре.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ