Радислав Гандапас: «Лидерство — это не когда ты ведешь за собой, а когда тебя в спину не толкают»

Сибирь скоро посетит один из самых харизматичных тренеров РАДИСЛАВ ГАНДАПАС. В Новосибирске он выступит с программой «SelfMadeMan: самоменеджмент и самомотивация». Что нового можно ждать от господина Гандапаса, узнала ВИКТОРИЯ АНТОНОВА.

— Радислав, расскажите о вашем новом семинаре. Что будете проводить в Новосибирске?

— «SelfMadeMan: самоменеджмент и самомотивация», действительно, совершенно новая программа. И в формате семинара в Новосибирске будет премьера. Я бы даже обозначил жанр смелее — это тренинг. Участники не только послушают и запишут механизмы самоуправления, они смогут проработать вопросы самоменеджмента и самомотивации на практике. И, как задумано, выйти с конкретными планами и достаточной мотивацией для их реализации.

— А вообще какие способы есть для того, чтобы себя мотивировать?

— С детства мы привыкаем жить в мотивационной модели «стимул — реакция». Сделаешь уроки — пойдешь гулять. Посидишь с сестрой — получишь мороженое. Закончишь год без троек — купим велосипед. Или не сделаешь уроки — не пойдешь гулять, и так далее. Это очень простая модель, но у нее есть изъян: требуется постоянный контроль, а при отсутствии контроля ничего не делается. Мы вырастаем, но мотивационная модель нами уже усвоена. Родители больше не имеют такого влияния на нашу жизнь, и человек оказывается перед сложной задачей самомотивации. Люди, добившиеся выдающихся успехов, — это всегда люди, которые смогли взять власть над собой. А способы самомотивации и есть ядро предстоящего тренинга. Рассказывать о них без раскрытия закономерностей мотивации было бы неправильно.

— Были ли у вас самого когда-либо проблемы с самомотивацией?

— Были. Вот, к примеру, я все никак не мог заставить себя отвечать на ваши вопросы. Но этому есть трогательное оправдание. У меня недавно родилась дочь, которой еще нет и месяца. Даже работая дома за компьютером, я ловлю себя на том, что попеременно смотрю то на экран, то на нее.

— Радислав, поздравляем вас! А теперь уже старшая ваша дочь, несмотря на детсадовский возраст, проявляет в себе лидерские качества, вы наблюдаете за этим?

— Старшая использует совершенно адекватные для своего возраста инструменты влияния — все разновидности манипуляции. Это нормально, но со временем, под воздействием естественного взросления и бессознательно усваивая модели поведения родителей, доля манипуляции будет постепенно уменьшаться, уступая инструментам влияния на себя и окружения по самой эффективной и самой взрослой модели — лидерской. Я считаю, что лучшее воспитание, которое могут дать родители, — показывать собственный пример.

— Правильно ли утверждение о том, что лидер должен всегда заниматься самомотивацией?

— Как гласит одно из шутливых изречений, «Лидерство — это не когда ты ведешь за собой, а когда тебя в спину не толкают». Можно считать его исчерпывающим ответом на этот вопрос.

— Некоторые компании сегодня взялись за воспитание лидеров если не с пеленок, так с подросткового возраста, к примеру, бизнес-центр «Харизма», который скоро и организует ваш тренинг в Новосибирске, сейчас открывает «Фабрику лидеров» — проект для детей от 14 до 17 лет. Что вы думаете об этом, с какого возраста в детях нужно взращивать лидерские навыки и нужно ли это вообще?

— Существует четыре модели выживания. Ребенок рождается в модели паразитической. Но это естественное паразитирование. В подростковые годы он склоняется к модели героической. Это тоже вполне закономерно. Дальше, с момента вступления во взрослую жизнь, перед ним возникает выбор — оставаться ли на одной из уже усвоенных или перейти во взрослые модели — лидерскую или аутсайдерскую. Подробнее о моделях выживания мы поговорим на тренинге. Но, мне кажется, в целом это понятно. В детских сказках и литературе для юношества персонажи либо неожиданно и незаслуженно получают необычайную награду (паразитическая модель), либо совершают немыслимые подвиги, не ожидая награды (героическая модель). Мы не видим литературы о взрослых моделях — лидерской и аутсайдерской. Чем раньше дети получат представление о лидерской модели, тем раньше они станут на себя ее примерять. Наверное, не стоит говорить, что аутсайдерская модель не приближает человека к тому, что мы называем успехом. По моему мнению, лидерские поведенческие модели могут начать проявляться только с момента активной социализации ребенка. То есть с его поступления в школу. Детский сад, семья и двор — неконкурентные среды, и здесь от моделей поведения мало что зависит. Школа — другое дело. По большому счету, основы лидерства, так или иначе, должны прививаться с младших классов. Но возникает вопрос: «Кто будет их прививать?» Ведь для привития идеологии лидерства нужно, чтобы прививающий сам был ее носителем. На школу в этом вопросе надежды мало. А вот организации, подобные центру «Харизма», которые работают с самыми успешными людьми, — как раз то самое место, где идеология лидерства — естественная среда обитания.

Год назад в интервью «Континенту Сибирь» вы говорили о том, что нацелены на то, чтобы проводить тренинги за рубежом на английском языке. Как вы продвинулись в этом направлении?

— Сейчас я ежедневно занимаюсь английским. Прихожу к мысли, что любое обучение в моем возрасте — это самообучение, где специалисты могут лишь помочь, но не заставить. Среди этих занятий — прослушивание подкастов, просмотр фильмов, переписка и беседы с коренным лондонцем. Очень сожалею, что упустил время, когда было больше сил и способностей к усвоению новой информации. Бывая за рубежом, говорю только по-английски. Этим летом дважды побывал в Лондоне. К слову, у меня там состоялись переговоры об издании моей книги «Камасутра для оратора» в Великобритании. Издательство настаивает на моем активном участии в продвижении книги, к которым, в частности, относятся публичные выступления. Это может стать прекрасным промежуточным звеном для проведения тренингов за пределами русскоязычного пространства и безграничного расширения аудитории.

На своем сайте вы пишете о том, что не все могут быть готовы к роли лидера, к власти. Как человек себя может подготовить к этому? Есть ли какие-то методики?

— А стоит ли? Лидерство — это не только стратегия жизни, но и социальная функция. Обществу не полезно, если эту функцию будет реализовывать значительно большее количество членов социума, чем это необходимо для равновесия. Вот в США, например, вследствие специфического культурно-исторического опыта и основанной на нем системы обучения и воспитания перепроизводство лидеров. Им там тесно. Слишком много людей лезет в предпринимательство, в активную общественную жизнь, в политику. Это тоже создает напряжение в социуме. Именно поэтому, из Штатов идет такой мощный отток социально активных людей, которые стремятся в менее конкурентные среды и достигают в них успеха. В частности, довольно часто мы можем видеть американцев, которые строят успешный бизнес и успешную личную жизнь в нашей стране, где пока наблюдается дефицит лидеров. К слову, нашу страну может ждать судьба многих колоний, где через короткое время на лидирующих позициях оказывались исключительно представители иностранных культур, более ориентированных на лидерство. Опасаясь этого, государство законодательно ограничило иностранцам возможность участвовать в политической жизни, занимать руководящие позиции в государственных учреждениях, становиться российскими государственными чиновниками.

— «Лидерство — это смелость взять ответственность на себя» — согласны ли вы с этим утверждением и каковы для вас основные признаки лидера?

— Это очень справедливое утверждение, хотя и не исчерпывающее. Приходится признать, что сейчас, во всяком случае в нашей стране, нет никакой борьбы за власть, необходимым компонентом которой является ответственность. Идет жестокая, бескомпромиссная борьба за безвластие. Борьба за то, чтобы ни за что не отвечать. В этой обстановке довольно часто бывает так, что власть достается тому, кто просто не успел отскочить в сторону. Или тому, кто стремится к власти не для того, чтобы изменить к лучшему жизнь группы и свою собственную, а кому нужна власть для компенсации своих невротических состояний. Ничего хорошего из этого обычно не выходит. Поэтому я так настойчиво пропагандирую идеи лидерства. Приходится признать, что, как ни парадоксально, ни государственная власть, ни современная система обучения в развитии лидерства не заинтересованы. Развитие лидерства — это не только возможность сделать себя и свою жизнь совершеннее, это возможность сделать совершеннее жизнь того социума, в котором лидеры живут и действуют. И хотя в названии и программе предстоящего в Новосибирске тренинга «SelfMadeMan: самоменеджмент и самомотивация» понятие «лидерство» не заявлено, этот тренинг, несомненно, о лидерстве.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ