И климат улучшится?

Дело с подключением объектов к энергосетям обстоит настолько неблагополучно, что кроме как на действие дорожной карты «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», предложенной Агентством стратегических инициатив (АСИ), уповать бизнесу не на что. Стоит отметить, что на данный момент после мероприятий агентства у присутствующих остается больше вопросов, чем ответов. Тем не менее эксперты и предприниматели с этим документом связывают большие надежды. Впрочем, сама карта выполнять присущую ей функцию «путеводной» пока не начала. Выяснилось это 17 сентября на круглом столе, посвященном перспективам реализации документа.

«На данный момент мы дома строим быстрее, чем нас присоединяют к электрическим сетям. Процедура обеспечения энергетической инфраструктуры длится два года, а мы возводим объекты за девять месяцев», — говорит директор департамента энергетики и ЖКХ концерна «Сибирь» Александр Кожин. Это заявление поддержит вербально или хотя бы одобрительно промолчит большая часть предпринимателей. Вряд ли кто с этим поспорит. Бороться со сложившейся ситуацией вызвалась такая государственная структура, 90% финансирования которой составляют пожертвования бизнесменов, как АСИ.

Напомним, что цель работы агентства — улучшить предпринимательский климат в Российской Федерации. «На сегодняшний день РФ занимает в рейтинге Всемирного банка DOI Business 112-е место», — так охарактеризовала на открытии в Новосибирске представительства агентства в СФО развитость условий для ведения бизнеса в целом корпоративный директор АСИ Светлана Чупшева. Из-за этого низкого положения президент РФ Владимир Путин поставил следующую задачу — через пятилетку Россия должна войти в двадцатку. С этой целью функциональным органом совместно с органами власти и предпринимателями разработано 22 документа, в том числе и дорожные карты по упрощению и ускорению технического подключения (ТП), выдачи разрешений на строительство и так далее. Также подписаны соглашения о сотрудничестве с Томской областью и Красноярским краем. По словам Светланы Чупшевой, до конца текущего года планируется открытие еще восьми представительств по всей стране.

И если в целом благоприятность российского инвестклимата оценивается 112-м местом в рейтинге (в 2012 году Россия занимала 120-е место), то по процедуре обеспечения ТП Россия и вовсе находится на предпоследнем 184-м месте, по данным Всемирного банка DOI Business. Сразу стоит отметить, что рейтинг основывается только на столичных данных. Таким образом, РФ оценивают по состоянию дел с ТП в Москве.

«Низкое место в рейтинге обусловлено большим количеством документов, которые нужно собрать, — для Новосибирска это количество исчисляется 10, длительность — 265 днями, а также высокой ценой», — объясняет причины низкого положения страны в топ-листе президент НТПП Вячеслав Маркелов, один из разработчиков дорожной карты.

«Если взять, к примеру, Красноярский край, то там эти нормативы уже давно сокращены, если сравнить с Новосибирской областью, то фактически в 2,5 раза, — замечает заместитель председателя комитета по строительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам ЗС Новосибирской области Андрей Панферов. С незавидным положением региона по сравнению с соседями по СФО соглашается и Вячеслав Маркелов, но поясняет: «В Новосибирске с обеспечением техусловиями по сравнению с соседними регионами складывается наиболее плачевная ситуация. Будем выяснять, почему сроки и стоимость подключения в Алтайском крае иные, нежели в нашем регионе. По каким причинам Кемерово занимает в рейтинге более высокую позицию. И ведь в данном случае не сошлешься на то, что Новосибирск находится в совершенно иных географических и климатических условиях. В то время как Кемеровская область — это не энергоизбыточный регион, как, например, Иркутская область или Красноярский край, где много дешевой электроэнергии».

Разработчики дорожной карты считают, что для решения проблемы с подключением к энергосетям необходимо сократить как количество документов с 10 до 5, так и срок оформления — с 265 до 40 дней. Снижение затрат к 2015 году должно сократиться в два раза, а к 2018-му — в 274 раза. С полной версией документа можно ознакомиться на сайте АСИ.

Как Андрей Панферов, так и Вячеслав Маркелов уверены, что прежде чем сокращать сроки, следует установить истинные возможности профильных ведомств, которые их выдают. «По поводу 40 дней я думаю, что этот срок на сегодняшний день нереальный, — анализирует ситуацию депутат. — Надо брать 2–2,5 месяца, так как на данный момент за получением этих киловатт выстроилась такая очередь просителей! Хотя бы в переходный период стоит установить более реальные сроки».

В отличие от предыдущих комментаторов в эффективности дорожной карты сомневается управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков: «Само по себе уменьшение количества согласовательных процедур вряд ли является очень сложной задачей. Перевести некоторые процедуры из согласовательного порядка в уведомительный — это освободить девелоперов мощностей от многих ненужных движений. Но, во-первых, как выполнены те пункты плана, срок исполнения которых уже наступил? А во-вторых, как государство и конкретно АСИ собираются заставить того же новосибирского монополиста, которому принадлежат и сети, «СИБЭКО», все это исполнять? Ответственности же за саботаж исполнения плана, как я понимаю, не предусмотрено», — скептичен аналитик. По мнению Сергея Дьячкова, для обеспечения доступности ТП следует «ужесточить меры ответственности за использование монопольного положения во вред независимым операторам рынка. И применять эти меры жестко и непреклонно».

И все же некоторые положительные сдвиги в энергетическом секторе наметились, считает директор ЗАО «Мелькомбинат № 3» Владимир Пытель. Приятно отметить, что в последнее время не вводится штрафных санкций за недобор или перебор элетромощностей. Также сейчас все конечные потребители по закону должны получать электричество по единой цене. «Кстати, это позволило нам обратиться в арбитражный суд и взыскать с сетевой компании, которая поставляла нам электроэнергию, штраф за то, что в течение трех лет предприятие незаконно обогащалось за наш счет», — говорит предприниматель. «И конечно же, оплата всех услуг по ТП должна «лежать» внутри тарифа за подключение электричества. По моему мнению, этой дорожной карте не хватает прозрачности, разбираться в ней довольно сложно», — резюмирует Владимир Пытель.

Говоря о целях круглого стола, который состоялся в Экспоцентре 17 сентября, Вячеслав Маркелов сообщил корреспонденту «КС», что эксперты и предприниматели решили разобраться в причинах, выслушать мнения участников энергетического рынка, потребителей и найти консолидированное решение проблемы. «В результате мы решили рассмотреть эту проблему комплексно, потому что мне на самом деле не совсем понятно, по какой причине возникают такие трудности. Либо вследствие неправильного реформирования энергосистемы РФ, либо это проявления коррупции или технические возможности нашей энергосистемы привели ее такой в ступор?» — задается вопросом президент НТПП.

В принципе, выступающих первоисточники волновали уже в меньше степени. В основном обсуждения развернулись непосредственно вокруг реализации документа. Руководитель представительства АСИ в СФО Илья Воронов доложил том, что всего в карте 47 мероприятий. «По данным на 10 сентября, выполнены 17 мероприятий, не выполнены три и в процессе выполнения — 18», — по собственному замечанию директора представительства АСИ в СФО, внедрение карты «немного хромает». По словам Ильи Воронова, не удалось ускорить сроки выделения земель под строительство энергетической инфраструктуры, а также сроки на проведение земляных работ. Помимо этого, не установлены тарифы на временное подключение и порядок компенсации выпадающих доходов сетевым организациям, связанным с ТП потребителей.

Непосредственно внедрение пилотного проекта происходит на территории Москвы. Как отметил глава представительства Илья Воронов, положительная динамика решения вопроса с ТП зафиксирована в Томской области, эффективные решения по упрощению процедур выделения земельных участков найдены и в Республике Бурятии, оценил депутат инициативу регионов. В том числе и в связи с этим руководитель Новосибирского УФАС Сергей Гаврилов, как и некоторые предыдущие собеседники «КС», отметил, что на данный момент отсутствует единый механизм формирования дорожных карт на территории всей Федерации: «Мы видим, что нужно менять многие нормативные документы, акты. Также мы видим, что все субъекты по-разному пытаются решать эту проблему, и сегодня мы пытаемся разработать некий стандарт, который одновременно был бы как увязан на федеральном уровне, так и был бы понятным на уровне местном. Дорожная карта должна содержать этапы, как и что должно быть сделано в каждом субъекте, чтобы реализовать этот документ, привлечь к этому процессу общественность и определить того, кто будет его контролировать. Но на сегодня единого механизма нет», — резюмировал Сергей Гаврилов.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Директор департамента энергетики и ЖКХ концерна «Сибирь» Александр Кожин

Принципов и условий, которые прописаны в этой дорожной карте, ждали давным-давно, так как именно эти меры позволят ускорить присоединение к энергетическим сетям, а также сократить стоимость процедуры. На данный момент также необходимо проработать критерии, по которым организация может иметь статус сетевой организации. Так как сейчас любое предприятие, имеющее на своем балансе хотя бы 2 метра как электро-, так и теплосетей, может причислить себя к сетевой. Таким образом, наличие этого определения позволило бы закрепиться в дорожной карте только тем организациям, которые эксплуатируют большое количество сетей. И эта мера также бы привела к процессам укрупнения предприятий и инвентаризации сетевого хозяйства. ОАО «РЭС» имеет на своем балансе порядка 8,5 тыс. погонных метров сетей, кроме этого 2 тыс. находится за балансом и принадлежит тем же строительным организациям, которые их просто не передали и не следят за ними. И вот в результате определения статуса эти компании будут вынуждены либо продать эти сети, либо сдать в аренду. Сопряжен с этим и острый вопрос перераспределение свободных мощностей, которых в НСО практически не осталось. Так как еще с советских времен за предприятиями остались закреплены огромные лимиты, которые не используются. В нашем регионе в свое время проводилась программа по инвентаризации. Цель программы заключалась в том, чтобы выявить резервные мощности и высвободить их, правда, до конца она доведена так и не была. В области сейчас много закрытых подстанций, то есть таких, к которым нельзя подсоединить дополнительные мощности. А в случае инвентаризации мы бы немало их получили и могли распределить между нуждающимися предприятиями. Например, тот же завод «Север» в Калининском районе тепловую мощность которого на сегодняшний день можно оценить в 72 гигакалории, в то время как используется всего 18, то есть 20%. А лимиты «сидят» на заводе, они учтены в сетях, подстанциях, в скачивающих насосах, но подключить к нему ничего нельзя. Также очень важным пунктом документа является уровень раскрытия информации. На данный момент раскрывается лишь ее малая часть. Указаны в основном прибыль и убытки. На том же сайте ОАО «РЭС» до сих пор отсутствует инвестиционная программа. Согласно условиям карты, компании буду обязаны это делать.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ