«Задача руководителя — не мешать сотрудникам работать»

Старший партнер, директор по развитию SCC Group, кандидат экономических наук ВЛАДИСЛАВ НИКИТЕНКО рассказал «КС» о том, как руководители могут мотивировать сотрудников работать «взапой», и поделился мнением по поводу того, легко ли менеджеру стать бизнесменом.

SCC Group — Siberian Consulting Center Group. Консалтинговая компания, образованная в Томске в 1993 году, занимается организационными изменениями в идеологии Total Quality Management. Сегодня имеет филиалы в Кемерове, Москве, Новосибирске, Эдинбурге, Томске и Новокузнецке. Идея компании— «Мы помогаем вам измениться», слоган — «Качество — наш стиль жизни».

— Владислав, у вашей компании достаточно яркий слоган «Качество — наш стиль жизни». А что именно вы вкладываете в понятие «качество»?

— Для меня качество — это то, с чего когда-то начался человек. Это основа эволюции. Потому что главное, что отличает человека, — это осознанный выбор. Когда мы бедны, к примеру, живем в неразвитом обществе, конечно, мы выбираем только по объективным характеристикам, почти инстинктами, почти как звери. Стол — для того чтобы за ним есть, тетрадь — чтобы в ней писать. Вспомните «великие» бренды советского времени — кухонный гарнитур или мягкая мебель, машина или копченая колбаса, когда сама характеристика предмета являлась основой для выбора. Тогда не было важно, какая марка у производителя мебели или какое качество у быстрорастворимого кофе. Но чем богаче общество, чем мы более развиты, тем больше субъективного в таинстве выбора, тем больше мы делаем выбор, основываясь на ощущениях, на эмоциях, не имеющих ничего общего с объективными характеристиками продукта. И качество в итоге трансформируется в совокупность эмоций вокруг бренда. Вот у телефона Apple, по-моему, отвратительная связь, но все вокруг ходят с ним, потому что Стив Джобс подсадил весь мир на эмоцию. Он сделал так, что в последней деревне мальчишки из первого класса мечтают о телефоне с яблоком. Возможность выбирать, умение выбирать, желание выбирать заставляют наш мир двигаться все быстрее и быстрее.

Кто-то из великих сказал, что свобода — это расстояние между стимулом и моментом принятия решения». Ты позволяешь себе выбирать — ты свободен. У тебя возникнет некая потребность — ты делаешь паузу, и чем длиннее пауза, тем больше ощущение свободы, тем выше качество жизни.

— Но все-таки этот слоган у вас появился спонтанно или вы его долго формулировали?

— Все произошло достаточно естественно. Компания так живет. Собрались люди, для которых качество — не пустой звук. У нас никто никого не мотивирует преднамеренно, нет жесткой привязки: «С 8 до 5 ты должен быть на работе». У нас нет принуждения и дисциплины в привычном понимании. Самодисциплина — вещь гораздо более жесткая.

— То есть главное мерило для вас — эффективность работы сотрудников?

— Не то чтобы эффективность. Тут дело в другом. К примеру, у вас есть любимое дело? Чем вы любите дома заниматься?

— Читать.

— Нужно ли вам придумывать систему мотивации и оплаты за то, чтобы вы занимались любимым делом?

— Нет, мне главное, чтобы время на это было.

— Ну вот. Ты смотришь на время и не думаешь: «Когда же наступит 17:00 и мне можно будет закрыть книгу», — а сожалеешь, что оно так быстро проходит. Потому что заняться любимым делом — это и есть главный мотив жизни. И если вместе собираются люди, для которых выбор деятельности не случаен, — все получается!

— Да, сегодня очень часто говорят о том, что в работе должна быть страсть, вкус к своему делу…

— Мы все с вами большие дети. Страшно, когда в нас умирает ребенок. Поэтому задача любой организации — переместить возможность играть в любимые игрушки внутрь организации. На самом деле неважно, чем занимается эта организация, это может быть добыча угля или производство металла, если вы можете создать атмосферу, когда люди приходят и играют в любимые игрушки, то вам не надо их мотивировать, не надо контролировать — они просто «взапой» играют, то есть работают.

— Вы могли бы привести какой-нибудь пример, чтобы наши читатели поняли, как это возможно?

— Легко! У меня есть опыт работы на шахте, когда я был начальником участка, какую-то даже сделал карьеру в этой отрасли…У меня был каптерщик, человек, который отвечал за состояние оборудования. К нему вся шахта носила будильники, электронные часы, кипятильники, телевизоры и прочее. Он в свободное время в этом всем разбирался и ремонтировал. Ему было даже скучно, когда он знал причину поломки. Это 80-е годы, Советский Союз, там не было никаких супермотивационных систем, я даже ему зарплату высокую не мог платить. Но когда вдруг в забое комбайн ломался каким-то невероятным образом, он радостный бежал в шахту. Он не был тусовщиком — ему было скучно на каких-то общегрупповых мероприятиях. Он «горел» в хорошем смысле этого слова на работе, и дома у него был порядок с техникой — все включалось по хлопку. И все потому, что человек занимался любимым делом. Он был Художник, Луи Армстронг, Сальвадор Дали — и это происходило на рабочем месте, в шахте. Не очень образованный, увлеченный своим делом, он всю жизнь прожил в потоке. Его не надо было мотивировать. И я вас уверяю: в каждом коллективе такой есть. Если ты грамотный руководитель, то твоя задача — собрать таких и дать им возможность играть в любимые игрушки. И главное, самое невероятно сложное — не мешать им в этом!

— Часто бывает, что человек любит только некоторые свои обязанности на работе выполнять, а другие для него в тягость. Что тогда ему делать?

— Нет ничего проще — дайте каждому только то, что он любит, и уберите то, что ему мешает. И дайте возможность самому контролировать результаты своего труда. Я для себя когда-то разделил людей на три части. Есть специалисты, которых «прет» от того, чем они занимаются: это художники, это тот самый Михаил, каптерщик, про которого я вам рассказывал. Они не очень любят людей, потому что «люди вокруг мешают мне заниматься моим любимым делом. Они бестолковые, потому что они в моем деле не понимают так, как я, и они еще приходят и пытаются меня научить». Есть второй тип людей, управленцы — это как раз те самые, которые приходят учить. Существует несколько характеристик, по которым их можно опознать. Первая — они немного бездельники, им нравится делегировать, организовывать, чтобы все вокруг крутилось. Вторая их характеристика — они любят общаться с людьми. Их можно увидеть в любом классе и даже в группе детского сада. Можно назвать их лидерами, если угодно. Управленец всегда немножко лидер. Есть третья категория — это предприниматели. Это золотой ресурс любой нации. Они тоже не очень любят людей, потому что «у меня идея такая классная, а мне их нужно убеждать, что моя идея самая классная». И они используют организации как средство для достижения своих целей.

Эта классификация позволяет мне определить мотивы каждого. В нас эти трое живут. Главный бухгалтер, у которого в подчинении 300 человек, уже не бухгалтер, не специалист — это руководитель. И мотивы у него другие, и характеристики его выбора — скорее эмоциональный интеллект, чем знание Налогового кодекса. Таким образом, каждому сотруднику нужно помочь выбрать, что ему ближе, и дать возможность идти по выбранному пути.

— Часто ли люди в состоянии с этим определиться?

— Это навык, ему можно научить.

У меня есть пример, которым я горжусь. Периодически приходят руководители со своими проблемами. Одна из таких руководителей среднего звена в небольшой компании приходит и говорит: «Я карьеру делаю, я уже хочу и готова быть первой, а у меня все как-то не получается. Год, два, три… я уже устала ждать, что мне делать?» Мы с ней сели и очень задушевно поговорили: «Вспомни себя в детстве, в школе, в институте…Чем ты любила заниматься?» Она говорит: «Вообще, мне всегда нравилось писать, в детстве я писала в журналы». Я говорю: «Ну а зачем тебе карьера, если тебе нравится писать? Хороший журналист — редкость! Попробуй!» Проходит год-полтора… я как-то даже забыл про эту историю, вдруг вижу сообщение в «Фейсбуке» от нее: «Спасибо!». Я спрашиваю: «За что?» — «Что пишу! Завязала с карьерой». Все внутри нас. У вас есть много ограничений: есть любимый муж, дети, мама с папой, есть работа, есть место, где вы живете, но… вы пришли в этот мир что-то сделать. Когда вы были ребенком, вы знали, зачем вы пришли. Потом социум вам все испортил, загнал в какие-то шоры, заставил учить какие-то безумные формулы, непонятно кому нужные, и после этого вы вдруг забыли… Важно шелуху снять, посмотреть внутрь себя и заняться своим любимым делом. В этот момент все вокруг начинает складываться, ваш мир начинает приходить в норму. Вы даже по поведению мира можете судить, тем ли вы занимаетесь.

— По поводу снятия шелухи. Тут есть какие-то отработанные инструменты?

— Каждый по-своему это делает. Тут мы сейчас можем далеко уйти, потому что это и религия, и медитация, и психоанализ, это просто обращение к самому себе. Если вы позволяете себе хотя бы 10–15 минут в день посидеть и подумать про себя, проанализировать, что вам нравится, а что нет, понять, чего вы хотите… этого чаще всего достаточно. При этом техник, конечно же, много. Мне очень понравилось, как кто-то из великих сказал: «В какой момент закончится религия? Когда люди начнут возвращаться к себе». Если вы захотите вернуться к самому себе, техники найдут вас сами.

— А как вы относитесь к тому, что многие руководители как раз в поиске себя начинают заниматься собственным бизнесом?

— Мне это знакомо. Работал и как менеджер, и как предприниматель. Понимаю, что в момент перехода из одной стадии в другую у многих руководителей есть внутренний конфликт, и я им сочувствую. Ко мне очень часто приходят клиенты — собственники бизнеса. И у многих из них в голове есть борьба этих двух полярных векторов: первый направлен на то, чтобы повышать объемы производства, воспроизводить ресурсы, мотивировать людей — значит, тратить деньги. А второй, предпринимательский, призван зарабатывать меньшим ресурсом больше денег. Эту войну всегда кто-то выигрывает, баланса там нет. И по состоянию бизнеса можно понять, кто выигрывает. Если в бизнесе нет денег — значит, выигрывает менеджер. Когда в бизнесе все зажаты, все боятся потерять прибыль, то выиграл предприниматель. Наемный сотрудник — это возможность переложить ответственность на другого, ты застрахован от рисков, зарплату всегда получишь.. А предприниматель берет на себя все риски. Есть очень хорошая фраза: «Тот, кто не рискует, работает на тех, кто рискует». Для меня предпринимательство — это творчество, возможность самореализации. Говорят, только 7–10% населения способны к предпринимательству. Я не очень верю в эти цифры, мы обязаны развивать этот ресурс, культивировать предпринимательство. В 90-е годы никто не думал, что, например, педагоги и медики станут предпринимателями. Но людей загнали в угол, и они были вынуждены этим заниматься… Неважно, есть у тебя мегаидея для бизнеса или нет. Потому что когда ты начинаешь предпринимать, то идеи сами к тебе приходят. Ты фокусируешься — и у тебя сразу появляется возможность.

— Должен ли предприниматель быть топ-менеджером в своей же компании? Правильно ли это?

— Вернемся еще раз к тому, о чем мы говорили. Предпринимательство — это очень редкий в наше время ресурс. Это сродни художнику. Менеджмент, по-моему, это просто технология. Это набор инструментов, которыми можно овладеть. Лично мне всегда жаль предпринимателей, которые управляют своим бизнесом. Уходит полет, уходит творчество, мне обидно видеть художника, занятого покупкой краски или натягивающего холст. Художник должен творить, не отвлекаясь на рутину.

— Владислав, вы занимаетесь консалтингом, со многими компаниями общаетесь, могли бы охарактеризовать, что сегодня происходит в нашем обществе?

— На постсоветском пространстве два лагеря. Первый — сырьевой советский. Советский Союз нам очень сильно покорежил мироощущение, ценностную основу. Он живет и по сей день, особенно в монопольных структурах, к примеру, в Почте России, в ЖКХ, во власти. Там, естественно, есть апологеты, носители, которые говорят: «Вчера было лучше. Сталин, Ленин, Брежнев — наше все».

Второй — это мир доткомов. IT, бренды, сетевые проекты, Hilton и Apple. Facebook и «ВКонтакте».

Разрыв между первыми и вторыми подобен пропасти, они не слышат, не понимают друг друга. Усугубляется все это еще и большой экономической силой первых. Нефть, газ, уголь. Наши недра приводят нас все больше к «банановой» экономике и, что самое страшное, к «банановой» идеологии.

Все это ведет к дикому расслоению общества. У меня есть ощущение кризиса, большого-большого кризиса доверия в нашем обществе.

Хотелось бы, чтобы здравый смысл и разумный баланс были найдены, пока есть еще прослойка людей, которые сегодня шевелятся и пытаются сдвинуть систему. Тот самый средний класс, те, кто еще не уехал.

— В бизнес-среде, мне кажется, как раз сегодня много людей, желающих что-то изменить…

— Можно сказать, что и вам, и мне повезло, потому что мы как раз «варимся» в той части, и понятно, что когда из 100 человек, с которыми ты встречаешься, 90 тебя понимают и с тобой, как говорится, на одной волне, у тебя складывается впечатление, что весь мир такой. Но я могу привести пример, который меня «вырубил». Это было лет пять или шесть назад. Еду в машине, и по радио объявляют: «Филипп Киркоров заработал за этот год какое-то большое количество млн долларов». Я начал думать: «Я не слушаю Филиппа Киркорова. Я знаю очень много людей и не знаю таких, которые слушают Филиппа Киркорова… Но кто-то же покупает его диски и платит ему деньги? То есть мы живем в одной стране, разговариваем на одном языке, ходим по одним улицам, но мы даже не встречаемся!» И вот это расслоение общества, собственно, меня и пугает. Надо подумать, что с этим делать, как с этим жить.

— И в завершение, ваш рецепт выхода из кризиса, рецепт счастья?

— В вашем вопросе две дороги, и они даже не пересекаются. Счастье — это дорога внутрь себя, дорога к дружбе души, разума и тела. И это весьма и весьма непросто. А кризис… Нам предсказывают самое динамичное десятилетие в истории человечества, и лично мне это очень нравится. Против ветра можно строить стены, а можно паруса. Ни нефть, ни газ, ни автоматы Калашникова и зенитные комплексы не обеспечат нашей стране счастливого будущего. Значит, нужно подумать о чем-то другом, более умном, с большей добавленной стоимостью, а главное, более полезное для всех людей, для Земли. Ведь именно за этим каждый из нас пришел в этот мир. Не убивать, а созидать!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ