«Первым на рынке достается многое, если не все»

В минувшие выходные вертолетный клуб «РосИнсталАвиа» отметил свое двухлетие. О том, каковы перспективы развития этого бизнеса в Сибири, насколько выгодно им заниматься, и кто в регионе в принципе готов покупать вертолеты, корреспонденту «КС» рассказал исполнительный директор «РосИнсталАвиа» АНДРЕЙ БОЛОКОВ.

— Андрей Сергеевич, каковы основные направления деятельности компании, на чем строятся доходы компании?
— Нашими основными направлениями деятельности являются продажа вертолетов и совместно с государственным авиационным учебным заведением обучение нашими пилотами-инструкторами частных пилотов, а дополнительными — аренда, техническое обслуживание и базирование вертолетов. Если говорить о структуре доходов, то основную долю занимают услуги по обучению пилотированию. Продажа вертолетов немного уступает, а на дополнительные услуги приходится не более 20%. Причем, если рассматривать более детально услугу аренды вертолетов, то 80% всех доходов в этой сфере приходится на выпускников нашей летной школы — пилотов-любителей.

— Когда основатели «РосИнсталАвиа» открывали клуб, наверняка опирались на развитие рынка в других регионах России. Как направление продажи вертолетных услуг развивается на территории страны «до Урала», и какие надежды в связи с этим возлагаются на Новосибирск?
— В европейской части России вертолетный бизнес развивается с начала 2000-х. Становление рынка там шло планомерно. Все начиналось с аэроклуба, ангара и одного вертолета. При этом как таковой инфраструктуры не было ни для собственных нужд, ни для клиента. Все развивалось по мере готовности рынка к потреблению этой услуги. Мы не могли идти по этому пути, потому что в этом случае отстали бы от рынка на десятилетие.

Поэтому мы со своей стороны решили, что клиент, изъявивший желание пройти обучение или купить вертолет, все же должен получать полный комплекс сопутствующих услуг, начиная от консультации по выбору вертолета и заканчивая услугами по базированию (хранению) и сервисному обслуживанию.

В России вертолетный рынок находится на этапе становления, в Европе, США он уже сформирован, поэтому именно там находятся наши основные ориентиры для развития. На сегодняшний день в Новосибирске мы развиваемся быстрее самого рынка, и могу сказать, что где-то он даже не готов был к нашему появлению. Сейчас количество членов клуба растет, и в ближайшее время мы сможем говорить о том, что рынок для данной услуги нами уже создан.

— С чего началось создание вертолетного клуба?
— Все начиналось с хобби. У одного из основателей компании (известного новосибирского бизнесмена Дмитрия Пингасова — «КС»), после того как он прошел обучение пилотированию, стоял выбор: либо купить вертолет и летать для себя, либо создать всю необходимую инфраструктуру для владельцев вертолетов и пилотов-любителей, продвигая тем самым свое увлечение в массы. К тому же весомым фактором для основания именно этого бизнеса стало то, что первым на рынке достается многое, если не все.

«Достичь в этом успехов на уровне различных международных соревнований можно в любом возрасте»

— На какую аудиторию клиентов ориентирован клуб? Это только випы, или, к примеру, «романтики», просто поклонники вертолетов, спортсмены?
— Двери клуба открыты для всех желающих. Нет никаких специальных требований. Среди наших членов клуба есть и просто люди, увлеченные вертолетами, которые пока не могут позволить себе приобрести вертолет или пройти обучение, поэтому они просто наслаждаются полетом с пилотом-инструктором.

Однако есть и клиенты, которые прошли или еще проходят обучение, уже купившие вертолеты тоже с нами. Мы собираемся и видимся каждые выходные, обсуждаем планы полетов, новые направления и маршруты. Каждый привносит что-то свое, что он видел в отпуске за границей, например, посещая местный аэроклуб или Чемпионат России.

Действительно, среди членов клуба есть клиенты, которые берут в аренду вертолет для того, чтобы очень эффектно появиться на публике, например, на каком-нибудь VIP-мероприятии. Но это лишь один из мотивов. Другие, к примеру, делают выбор в пользу вертолета, потому что ценят свое время, и благодаря полету избегают пробок и добираются из Бердска до Новосибирска за гораздо более короткий срок.

— Есть ли в Сибири потенциальные покупатели вертолетов, были ли уже продажи в Новосибирске?
— Безусловно, есть, но, конечно, не в таком количестве, как в европейской части России и на Урале. Если говорить непосредственно о Новосибирске, то продажи уже имели место быть, а в сентябре состоится передача еще одного вертолета клиенту. В октябре-ноябре в свободную продажу приходят два вертолета, а на весну 2014 года заказаны еще два для определенных покупателей.

— Каков портрет покупателя вертолета?
— Это, преимущественно, мужчина, 35–45 лет. Чаще всего успешный владелец бизнеса, который сначала прошел обучение, а потом принял решение о покупке вертолета. А вот цели его приобретения могут быть различными. С одной стороны, для туризма с друзьями и семьей на территории России и за ее пределами. С другой стороны, бизнесмены часто используют вертолет как средство передвижения по городу и по региону. Также не стоит забывать и о вертолетном спорте, который многие открывают для себя именно в более зрелом возрасте. Стоит подчеркнуть тот факт, что Чемпионат России в этом году выиграл Максим Сотников, которому 56 лет, хотя он начал заниматься вертолетным спортом только в 48. За восемь лет он выиграл несколько чемпионатов России, а также открытые чемпионаты Германии, Швейцарии и других стран. Поэтому освоить пилотирование вертолета и, что немаловажно, достичь в этом успехов на уровне различных международных соревнований можно в любом возрасте.

— Есть ли девушки среди покупателей вертолетов или обучающихся в летной школе?
— Да, есть девушки, которые учатся и рассматривают вопрос приобретения вертолета. Одна из выпускниц нашей летной школы недавно вернулась с Чемпионата России по вертолетному спорту, до этого посетила этап Кубка России, а в сентябре-октябре планирует выступить на Открытом чемпионате Бельгии.

— Сколько времени обычно занимает обучение, которое позволит самостоятельно и уверенно пилотировать вертолет?
— Все индивидуально и зависит, в первую очередь, от того, сколько времени вы готовы этому посвящать. Если в плотном графике, то можно уложиться за три месяца, а если в комфортном режиме, то от четырех до шести месяцев. Но нужно учитывать, что при обучении можно «растянуть» только теорию. Практику необходимо максимально ужать, дабы выработать навык. За это время курсант получает 208 часов теоретических знаний и 42 часа летной практики.

— Каковы у компании планы по развитию? Планируется ли получение статуса официального дилера по представляемым маркам вертолетов, и если да, то что это для вас может дать?
— На сегодняшний день в России всего три официальных дилера вертолетов Robinson: два в Москве и один в Екатеринбурге. С географической точки зрения, представительство, естественно, напрашивается. Но необходимо понимать, что наличие статуса дилера подразумевает и гарантированный объем сбыта. Над этим мы сейчас и работаем.

— Будет ли увеличено число вертолетных площадок в городе?
— Однозначно, и останавливаться в этом направлении мы не собираемся, потому что для развития малой авиации это просто необходимо. Наличие сети вертолетных площадок существенно расширяет возможности использования вертолета в городе, а это немаловажно для потенциального покупателя.

— По каким правилам сейчас можно осуществлять полеты на территории Новосибирской области?
— С 1 ноября 2010 года полеты на вертолетах стали носить уведомительный характер, вместо разрешительного. Это значит, что теперь для вылета достаточно за 20–30 минут до полета подать уведомление диспетчеру по телефону или через Интернет. То есть нужно указать маршрут, время вылета и возвращения, и после положительного ответа можно лететь.

— На ваш взгляд, есть ли у вертолета, как у вида транспорта, будущее в Новосибирске?
— Будущее однозначно есть. Во-первых, полеты на вертолете удобны на расстояния от 200 до 500 км, преодолевать такие дистанции на автомобиле долго, а самолеты, соответственно, не летают. Полет на вертолете, например, до Барнаула, Кемерово или Томска занимает около часа, а до Горно-Алтайска менее двух часов. Здесь, конечно, нужно вспомнить про субсидированные государством маршруты на самолетах до Кемерово, Новокузнецка и Горно-Алтайска, но я их всерьез пока что не воспринимаю, так как это временная мера, которая закончит действовать в октябре этого года.

Во-вторых, не стоит забывать о том, что парк автомобилей прирастает ежегодно на 10%, т. е. через шесть-семь лет он удвоится. Строительство дорожной инфраструктуры не успевает за ростом автопарка. Альтернативой быстрого перемещения из точки А в точку Б как раз и может выступить вертолет.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ