Рекламные компании финансово нагрузят

Пока депутаты горсовета отдыхают на каникулах, вокруг распространителей наружной рекламы вновь сгущаются тучи. Увеличения корректирующего коэффициента К2 до 0,8, скорее всего, стоит ожидать уже в ближайшее время. По крайней мере областные власти настроены решительно.

Губернатор НСО Василий Юрченко сказал об этом уже дважды. Первый раз, ответив на запрос депутата горсовета, — глава региона посчитал обоснованным повышение коэффициента до 0,8. Об этом «КС» писал в материале «А сколько корова дает молока?». К слову, этот вопрос до сих остается открытым несмотря на наличие официальных данных о налоговых отчислениях в бюджет города и доходах рекламораспространителей. Во второй раз губернатор высказался по этому поводу намедни, направив рекомендательное письмо на имя мэра Новосибирска Владимира Городецкого и председателя Совета депутатов Надежды Болтенко. Сторонники повышения не исключают, что сверхдоходов рекламных компаний вполне хватает на лоббирование своих интересов в Совете депутатов. В свою очередь противники повышения готовы доказывать свою непричастность в суде. Но бессребренниками себя все же не считают…

В горсовете Новосибирска продолжается острое противостояние между противниками и сторонниками увеличения корректирующего коэффициента. Казалось бы, вопрос об изменении величины корректирующего коэффициента К2 отложен до сентября, и даже результат был предсказуем: если бы коэффициент и увеличился, то весьма незначительно. Но в августе губернатор Новосибирской области Василий Юрченко направил рекомендательное письмо на имя мэра и председателя Совета депутатов, в котором указал на необходимость увеличения коэффициента К2 до 0,8 вместо нынешних 0,25. Напомним, что на последней сессии Совета депутатов парламентарии отказались повышать его даже до 0,4. А это, по подсчетам депутата Совета депутатов Алексея Андреева, увеличило бы поступления в бюджет на 90 млн рублей. В то время, как достижение величины К2 показателя 0,8 и вовсе бы позволило пополнить казну на 500 миллионов дополнительных рублей.

Игорь Кудин

В 2013 году за счет размещения «наружки» в бюджет города за I квартал было привлечено чуть более 22 млн. рублей. Всего же за текущий год в Совете депутатов планируют собрать за счет разрешений на размещение конструкций порядка 71 млн рублей. В то время как общий оборот операторов рекламного рынка, занимающихся распространением наружной рекламы, по неофициальным данным составляет порядка 1,5 млрд. рублей. Будь же коэффициент увеличен до 0,8, налоговая нагрузка на рекламные агентства возрастет до 32%, в то время как текущая составляет 13,5%. Алексею Андрееву, как и его коллеге Александру Манцурову нынешняя нагрузка кажется недостаточной. Не согласным с решением горсовета оказался и глава региона Василий Юрченко, направивший рекомендательное письмо. Получить комментариев по этому поводу от Надежды Болтенко «КС» не удалось. Так или иначе письмо поступит на рассмотрение в комиссию по бюджету и налоговой политике, а также и в комиссию по научно-производственному развитию и предпринимательству под председательством Игоря Салова, а затем будет вынесено и на сессию.

Как рассказал Александр Манцуров, по его данным, годовой доход ГК «РИМ» составляет порядка 250 млн рублей в то время, как в бюджет города компания отчисляет только 8 миллионов. Также депутат отметил: «На данный момент у нас нет достоверной информации об объемах рекламного рынка, налогов, а также денежных поступлений в бюджет города».

«Пускай инициаторы повышения предлагают свою информацию, — говорит Игорь Салов. — На данный момент налоговая инспекция не предоставляет отдельных данных по ЕНВД от рекламной деятельности. В инспекции не разделяют ЕНВД по видам деятельности, а общая сумма составляет порядка 1,3 млрд рублей. Тем не менее, мы продолжаем вести с налоговым органом переговоры о предоставлении данных. В то же время доходы предприятий являются коммерческой тайной, и они не обязаны предоставлять такую информацию, тем не менее, рекламные операторы это делают, но предполагаю, что эта информация может быть недостоверной», — пояснил депутат. Также Игорь Салов отметил, что постоянно варьируется и сумма будущих дополнительных поступлений в бюджет от увеличения коэффициента К2: «Недавно Андрей Ксензов на одном из совещаний заявил о том, что отказ о принятии величины коэффициента до 0,8 приводит к потерям бюджета в размере 1 миллиарда рублей, напомню, что начиналось все со 100 миллионов. Мы предлагаем встретиться с экономистами Андрея Евгеньевича и совместно со специалистами нашего ИАУ, данные которых получены непосредственно с рынка, подсчитать увеличение доходов в бюджет города и установить, кто же в данном случае заблуждается относительно величины доходов».

Тем не менее Игорь Салов, депутаты Владимир Алексеев, Сергей Бондаренко и Игорь Кудин, которые высказали свое мнение на прошедшей сессии, считают, что увеличение налогового бремени может обернуться оттоком налогоплательщиков, что в свою очередь обернется и сокращением поступлений в бюджет. По данным источника «КС», такой позиции придерживается и Надежда Болтенко. Игорь Кудин, комментируя инициативу губернатору, сообщил корреспонденту «КС»: «Я в данном случае однозначно буду поддерживать председателя комиссии по научно-производственному комплексу и предпринимательству. Комиссия этот вопрос изучила настолько досконально, что в своем исследовании они как археологи, наверное, уже докопались и до артефактов».

Александр Манцуров

Александр Манцуров, несмотря на то, что губернатор также «понимает абстрактность льгот для предприятий наружной рекламы», настроен пессимистично: «Считаю, что ничего не изменится, потому что очень сильно депутатское лобби». «Доказательств у меня нет, но я считаю, что депутаты делятся на три категории. Первая — депутаты, которые хорошо разбираются в ситуации и лоббируют интересы рекламных компаний, полагаю, что не бескорыстно, а также есть еще парламентарии, которые просто не разобрались в вопросе, и третья группа, кто считает, что город теряет сотни миллионов оттого, что коэффициент не увеличен», — делится размышлениями Александр Манцуров. Тем не менее депутат уверен, что ситуация все же будет иметь продолжение. «Уверен, что коэффициент будет увеличен до 0,8. Думаю, что на сентябрьской или на октябрьской сессии все решится», — говорит в свою очередь Алексей Андреев.

«Мы не защищаем чьи-то интересы, этим занимаются суды. Мы защищаем права предпринимателей на создание условий для развития бизнеса, а в обмен мы требуем качественного оказания услуг, — отвечает Игорь Салов. — А если я получу подобные обвинения, то буду вынужден обращаться в суд за защитой своей чести и достоинства». Депутат добавил, что по данным некоторых рекламных агентств, расчеты которых будут представлены на комиссии, «операционные расходы в части аренды возросли в 11,5 раза, и это называется поддержкой и лоббированием интересов? Во-вторых, налоговая нагрузка от доходов увеличилась с 17% до более чем 20%».

Наличие преференций участникам рекламного рынка председатель комиссии по научно-производственному комплексу и предпринимательству объяснил необходимостью формирования рынка: «Да, в свое время применялись разные способы льготирования и по арендной плате, и по налогам. Все это делалось для того, чтобы сформировать рынок. Это практикуется во всем мире. Также мы рассчитываем на то, что федеральное правительство также озаботится тем, чтобы были созданы условия для развития малого бизнеса в реальном секторе. Пока что у нас развиваются только торговля, общественное питание и бытовое обслуживание».

Как стало известно корреспонденту «КС», активно взялись рекламораспространители и за экспансию Академгородка. Правда, «захватить» научный центр, по заверениям Алексея Андреева, им не удается. «Рекламные компании вышли с предложением разместить рекламу в Академгородке. Но муниципалитету принадлежат земли только вдоль дорог, а остальные территории — в федеральном ведомстве, которые находятся в бессрочном пользовании СО РАН. Была предложена следующая концепция: снять щиты со столбов и установить более масштабные конструкции, размером 3 м на 6 м. Тем не менее, эта инициатива встретила сопротивление активной общественности Академгородка», — пояснил ситуацию депутат. В свою очередь Игорь Салов о ситуации в Советском районе не наслышан, но заметил, что все, что касается размещения рекламных конструкций на землях муниципалитета, осуществляется по общему порядку. Александр Манцуров считает, что причиной фиаско рекламных агентств послужили не активная общественность, а непосредственно отсутствие рычагов влияния на федеральные земли у рекламных компаний.

По его мнению, доходы игроков рекламного рынка помимо повышения К2 до 0,8 вполне перенесут и еще ряд дополнительных финансовых нагрузок. «Считаю, что сейчас в рамках комиссии по муниципальной собственности следует создать рабочую группу и разобраться со ставками аренды муниципальной собственности под конструкции», — предлагает депутат. Далее Манцуров отметил, что с этой целью необходимо принять новую формулу. И другая проблема, на которую стоило бы обратить внимание, по мнению депутата,— это соответствие рекламных конструкций, размещенных в городе, отчетам исполнительной власти. Напомним, что по заверениям и. о. председателя комитета рекламы и информации мэрии города Новосибирска Сергея Мурзинцева, Новосибирск из всех городов Сибири является в этом отношении наиболее благополучным.

Игорь Салов

Сами участники рекламного рынка, комментируя перспективу повышения коэффициента К2, грозятся перейти на иную систему налогообложения, не платя таким образом в городскую казну вообще ничего. Как уже сообщал корреспонденту «КС» генеральный директор группы компаний «РИМ» Марк Василенко: «Принятое решение о размере К2 в пределах 0,25 для участников рынка, выплачивающих ЕНВД, вполне приемлемо. Но стоит учесть, что решением горсовета в апреле фактически в 10 раз был увеличен сбор по договорам на размещение рекламы для плательщиков налогов на вмененный доход, которыми являются собственники рекламных сетей. И если значение коэффициента установят значительно выше 0,25, то операторы рекламных сетей, безусловно, перейдут на более выгодную классическую форму налогообложения и начнут направлять налоговые отчисления в федеральный бюджет. В результате размер «выпадающих» отчислений из городской казны составит порядка 90 млн рублей». Поддерживает коллегу и директор филиала ООО «Гэллэри Сервис» в Новосибирске Константин Крутихин, который хоть и является плательщиком НДС, но значительного увеличения размера коэффициента также не одобряет: «Повышение до 0,4 и тем более до 0,8 является радикальной мерой. В этом году уже повысились как базовый тариф, так и арендные платежи, и если плюс ко всему увеличить налоговую нагрузку, то это уже перебор. В первую очередь это скажется на клиентах — малом и среднем бизнесе. Ведь увеличение налоговой нагрузки и арендных платежей повлечет за собой увеличение расценок на наружную рекламу. И тогда уже встанет другой вопрос: а справится ли потребитель?», — говорит Константин Крутихин.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ