Где найти фермерские продукты в Новосибирске?

Миниатюра для: Где найти фермерские продукты в Новосибирске?

Регулярные занятия спортом, отказ от курения и алкоголя, позитивное мышление и употребление в пищу исключительно натуральных и полезных продуктов — современный тренд, не заметить который сегодня довольно трудно. Редакция «КС» решила сосредоточиться на последнем пункте и всерьез разобраться, где в Новосибирске можно купить действительно натуральные фермерские продукты и реально ли это в принципе. Как выяснилось, это вполне по силам: в городе обнаружились и фермерские лавки, и интернет-магазины со свежей продукцией прямиком с грядки, и крупные сети супермаркетов, закупающие определенные продукты питания у частных поставщиков из сел и деревень Новосибирской области.

«Я всерьез озаботился вопросом покупки натуральных, экологически чистых продуктов в Новосибирске довольно давно. Однако продолжительные поиски не увенчались успехом, а если и удавалось что-то найти, то все это находилось абсолютно в разных частях города: за молоком надо было ехать в одну сторону, за мясом — в другую, за чаем и соками — в третью. Это было три года назад. И чтобы не бегать за “здоровьем” в разные концы города, мне в голову пришла идея открыть собственный магазин, где все самое необходимое будет собрано в одном месте», — рассказывает владелец сети магазинов натуральных продуктов «На здоровье!» Александр Сидоров.

Сегодня у Александра уже четыре магазина и останавливаться на достигнутых результатах он не планирует, потому что спрос на натуральную продукцию в городе есть: бабушка с загородной резиденцией по выращиванию овощей, зелени и ягод в промышленных масштабах имеется сегодня далеко не у каждого горожанина, а здоровым быть хочется. Магазины «На здоровье!» совсем небольшие, буквально по три квадратных метра, соседствуют с типичными отделами рыночного формата «товаров с прилавка». Корреспондент «КС» лично заглянул в один из них на улице Романова и отметил, что покупатели целенаправленно идут в магазины господина Сидорова и спрашивают конкретную, интересующую их продукцию.

Тренд на здоровое питание нельзя не заметить: за последние два года в Новосибирске появилось сразу несколько лавок и интернет-магазинов, предлагающих продукцию от фермеров и местных производителей. В прошлом году на рынок вышел проект Ecoproduct-nsk, сделавший ставку на северную рыбу, оленину, фермерские продукты. «Заказов было не очень много, тогда мы решили расширить ассортимент готовыми блюдами и гастрономией, заказов стало больше, — говорит шеф-повар Ecoproduct-nsk Дмитрий Михалев. — В основном это молодые семьи с маленькими детьми, которые делают заказы к обеду и ужину».

Наибольшим спросом, по словам Дмитрия Михалева, пользуются заливное (террин) и пельмени. Рыбу и мясо оленя Ecoproduct-nsk закупает в Красноярске, птицу и мясо — в фермерских хозяйствах Новосибирской области. «Продуктовая» география господина Сидорова гораздо шире: Алтайский край, Кемерово, Курган, Томск, Бердск и несколько районов Новосибирской области. Однако в дальнейшем расширении географии предприниматель перспективы не видит, так как «это не те продукты, которые можно везти неделями и с ними ничего не произойдет».

«Это ведь просто другой продукт»

Порядка 95% продукции Александр Сидоров реализует в формате оффлайн-магазинов и лишь 5% заказов приходится на интернет-версию «На здоровье!». Причина этого, по его мнению, кроется в том, что большинство аудитории — это все-таки не молодежь, а люди от 35 лет, которым проще прийти в магазин, пощупать, понюхать, проверить состав вживую: действительно ли продукт содержит исключительно натуральные компоненты и только потом купить его.

Противоположной точки зрения относительно возраста потребителей придерживается менеджер по развитию центра здорового и вегетарианского питания «Джаганнат» Кристина Зубарева: «Когда “Джаганнат” только открылся, мы отмечали, что ассортиментом нашего магазина в основном интересуются люди от 25 лет и старше, которые задумываются о своем здоровье и о том, что они едят. Сейчас, спустя три года, к нам приходят и студенты, и школьники».

За время существования магазина его аудитория, по словам госпожи Зубаревой, исходя из оборота и выручки, увеличилась в три раза. К тому же в ближайшее время «Джаганнат» станет сетью, которая к концу 2013 года будет насчитывать четыре точки. Новые магазины откроются на площади Маркса, площади Калинина и в районе станции метро «Золотая нива».

Развивается «здоровое» направление и в области кейтеринга. «Пожалуй, это основной вектор в нашей работе, — отмечает Дмитрий Михалев. — Клиенты часто делают заказы, попробовав наши блюда на банкетах или фуршетах, и заказывают их к ужину. Нескольким семьям мы привозим ежедневные обеды. Вся наша еда и продукты абсолютно натуральные, в приготовлении мы не используем специи, так что даже маленьким детям можно готовить такую еду».

Говоря о рынке фермерской продукции и здорового питания, нельзя не упомянуть и магазин «Компас здоровья» — настоящий рай для вегетарианцев и любителей каш, чаев из натуральных трав и бальзамов, а также новичка рынка натуральных фермерских продуктов, реализующего свою продукцию исключительно в формате интернет-магазина Salud.

Магазин начал свою деятельность в июле 2012 года, директор Salud — Владимир Бухмак. Сейчас проект имеет внушительный сайт с подробной информацией о поставщиках и широкий ассортимент продуктов — мясо, молочная продукция, грибы, овощи, ягоды, полезные десерты, мед и многое другое. Здесь продукты немного дороже, чем в лавке Александра Сидорова: к примеру, Salud предлагает 1,5 литра коровьего молока жирностью 3,5–4% за 90 рублей, «На здоровье!» — 1 литр за 55 рублей жирностью 3,5–4,5%, тушку цыпленка-бройлера в Salud можно приобрести за 295 руб./кг, в магазине «На здоровье!» — за 160 руб./кг. Однако Salud в отличие от остальных фермерских магазинов предлагает также овощи и ягоды. Цена, конечно, впечатляет — 110 рублей за 1 кг огурцов или 200 рублей за 1 кг помидоров в разгар сезона.

Разница в цене, по мнению предпринимателей, обусловлена тем, что Salud работает исключительно с частными поставщиками, а продукцию, представленную в магазине «На здоровье!», при желании можно найти и в крупных торговых сетях, например, в супермаркетах «Бахетле» и «Добрянка».

Известный федеральный проект (Москва), также специализирующийся на продаже натуральной продукции частных поставщиков LavkaLavka, очень часто пытается объяснять покупателям, из чего складывается столь высокая цена для, казалось бы, самых обычных продуктов, составляющих основу рациона. «Мраморная австралийская баранина премиум-класса за 1000 рублей — это понятно. А “тульская баранина романовской породы от фермера Ярышевского” за 1000 — это возмутительно! — говорит основатель фермерского кооператива LavkaLavka Борис Акимов. — Да, такое мясо в два раза дороже, чем мясо на рынке. Но это ведь просто другой продукт, выращенный без комбикормов, антибиотиков, гормонов. Скот действительно пасся на лугах и набирал массу ровно столько, сколько ему положено в живой природе».

Наступают на пятки

Не отступают от малого бизнеса и крупные представители продуктового ритейла. Так, в супермаркетах домашней еды «Бахетле» и «Добрянка» при пристальном внимании можно обнаружить продукцию местных производителей и даже, по словам PR-директора холдинга «Новые Торговые Системы» Дениса Соболева, экологически чистые продукты из фермерских хозяйств региона.

«В “Добрянке” ассортимент продукции фермерских хозяйств представлен шире, чем в “Бахетле”, — говорит Денис Соболев. — Здесь есть домашние сыры, сухие и рассольные, ежеутренняя поставка свежего молока и творога. Там же мы закупаем топленое масло, сливочное масло, сливки, двухжелтковое куриное яйцо, мясо птицы: курицу, гуся, утку».

Кроме этого, специально для «Добрянки» в фермерских хозяйствах готовят грудинку и соленое по-домашнему сало, оттуда поставляют кефир, изготовленный еще по советским ГОСТам. Наибольшим спросом покупателей, по оценке господина Соболева, пользуется вся молочная продукция, яйцо, сыры.

Закупка производится у фермерских хозяйств, каждое из которых прошло жесткий отбор: «В течение шести месяцев данные хозяйства поставляли нам образцы продукции для испытаний. Дегустационные комиссии и собственная лаборатория выверяли качество как готовой продукции, так и сырья. Задача, которую мы ставили перед хозяйствами на этапе отбора, — подтвердить стабильность высокого качества поставляемой продукции. Именно те хозяйства, которые смогли выдерживать постоянное высокое качество, и стали нашими поставщиками», — уточнил процедуру отбора фермеров-поставщиков Денис Соболев.

Здоровое питание сегодня действительно является трендом, отмечают в компании «МЕТРО Кэш энд Керри». «Экологически чистая продукция у нас представлена в ассортименте зелени, выращенной и продаваемой в горшках, зелени упакованной, овощах, а именно томатах и огурцах из местных теплиц Сибирского региона — Новосибирска, Омска, Иркутска, Кемерово, ранних сортах корнеплодов, собранных в Красноярском крае и Новосибирской области. Есть мороженое специально для любителей здорового питания — бифидо-пломбир на сливочном масле. Потому как сейчас лето, могу сказать, что наибольшим спросом пользуются зелень и тепличная продукция. К осени обычно возрастает спрос на корнеплоды», — говорит PR-менеджер по региональным проектам «МЕТРО Кэш энд Керри» Анна Малеина.

В качестве «мясного» примера наличия натуральной продукции в «МЕТРО Кэш энд Керри» приводят ассортимент замороженной рыбы дикого вылова. Это горбуша, палтус синекорый, окунь красный, гребешок мурманский, креветки и кальмары. «Рыба и морепродукты росли в естественных условиях, однако, к сожалению, пока производители специально никак не маркируют аква-культуру и дикий вылов», — добавляет госпожа Малеина. В ближайшее время пополнить «мясную» коллекцию от фермеров в супермаркете также планируется уткой из Алтайского края.

Постепенно начали отдавать предпочтение натуральной продукции и заведения общественного питания. К примеру, в открывающемся в конце сентября в Новосибирске центре здорового отдыха «Мира» будет работать ресторан, меню которого разработано исключительно из натуральных, фермерских продуктов.

«В ресторане центра “Мира” будет собрано сразу несколько типов питания в одном меню — по группе крови, диетическое, вегетарианское и сыроедческое, питание по аюрведе, — рассказывает директор ресторана центра здорового отдыха «Мира» Владимир Камионко. — Главный критерий качества — сезонное меню. В течение десяти месяцев мы искали поставщиков и налаживали с ними связи. В результате к нам попали здоровые и экологически чистые продукты».

По мнению бренд-повара ресторана центра здорового отдыха «Мира» Марии Таран, рынок экопродукции в Новосибирске, к сожалению, находится на стадии формирования. «Там, где есть возможность, между крупными тепличными концернами и маленькими сертифицированными хозяйствами, мы отдавали предпочтения вторым», — добавляет Мария.

Заведение откроется по тому же адресу, что и новый ресторан Дениса Иванова «Beerman на Речке», и можно будет смело судить, какой еде отдадут свое предпочтение новосибирцы. Представители центра «Мира» убеждены: «Конкурентов у нас нет не только в Новосибирске, но и в России. Мы первые, кто предлагает здоровое меню в формате шведского стола». Средний чек в новом заведении обещают невысокий. «Здоровую еду мы сделаем доступной», — добавил господин Камионко.

Прямая речь

Директор сети стоматологических клиник «Блеск» Дмитрий Воробьев:

— Предпочитаю покупать продукты возле дома, в какие-то конкретные продуктовые сети специально не езжу. Наличие в магазинах экологической продукции с фермерских хозяйств я не отслеживаю, потому как считаю, что торговать ею не совсем реально, поскольку фермерские хозяйства не могут сертифицировать свою продукцию. Конечно, стараюсь употреблять здоровую пищу, но откуда мне знать, что молоко, которое я покупаю, натуральное, а рыба — не искусственно выращенная? Отследить это сегодня покупателю, на мой взгляд, не представляется возможным. В специализированные фермерские лавки специально обращаться ради отдельных продуктов я не пробовал.

Директор сети ТРЦ «Континент» Наталья Патрина:

— В связи с отсутствием свободного времени продукты чаще всего я покупаю в магазинах «по дороге к дому». Если говорить в целом, очень нравятся супермаркеты «Бахетле» и «Добрянка». Натуральные продукты летом стараюсь покупать в деревне, там уже налажены контакты с местными жителями, и я точно знаю, у кого покупать молочные продукты, овощи, ягоду, мед. Конечно, было бы идеально, если бы фермеры принимали заявки на все это по Интернету и доставляли на дом, но есть риск, что за большие деньги будешь покупать продукты из магазина.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ