Александр Кулябин: «Время надо чувствовать»

На пост директора Новосибирского драматического театра «Красный факел» Александр Кулябин пришел в непростом 1999 году и за 14 лет успел сделать многое. Помог театру преодолеть экономические трудности — кроме актерского и режиссерского, у него есть диплом антикризисного управляющего. Организовал фестивали «Сибирский транзит» и «Ново-Сибирский транзит», которые стали важным шагом к созданию единого культурного пространства Сибирского региона. Провел большую реконструкцию здания театра. Под руководством Александра Кулябина театр ежегодно выпускает разножанровые премьеры, внедряет новые формы маркетинга, участвует в фестивалях, ездит на гастроли. Словом, театральная жизнь кипит на радость всем поклонникам «Красного факела». Накануне юбилея с АЛЕКСАНДРОМ КУЛЯБИНЫМ побеседовала корреспондент «КС» АННА ОГОРОДНИКОВА.

— Александр Прокопьевич, вам ни за что не дашь шестидесяти. Вы чувствуете себя настолько взрослым?
— В разных ипостасях я ощущаю свой возраст по-разному. Когда со мной остаются внуки, чувствую себя немного старше. В компании своих ровесников — с ними наравне. В окружении молодежи и сам становлюсь моложе. Но никогда не даю поблажки свойственным возрасту недомоганиям, их надо прогонять. Два года назад бросил курить и стал чувствовать себя гораздо лучше — ушла одышка, шаг стал бодрее. А теперь и в театре в соответствии с законом мы приняли решение полностью запретить курение. Недаром существует статистика — одна сигарета отнимает две минуты жизни.

— Ваша биография разнообразна, что было самым интересным?
— Мне очень нравилось быть актером. В свое время один из режиссеров написал мне важные слова: «Саша, никогда не теряй нежности к театру». Фантастически прекрасное послание, которое всегда оставалось для меня важным. Значит, эта нежность к театру всегда была во мне, и, надеюсь, остается со мной и по сей день. Неслучайно с 12 лет я в художественной самодеятельности, выбрал театральное образование и так далее. Вся моя жизнь связана с театром, в театре работает моя жена Ирина Васильевна (заместитель директора театра по международным связям — «КС».) и мой младший сын Тимофей Кулябин. В свое время с театром студенческих миниатюр «Ризориус» (так называется мышца смеха), в котором был художественным руководителем и режиссером, объездил чуть не всю страну. Конечно, в жизни были разные периоды. В какой-то момент, работая в провинциальном театре, я начал охладевать к актерской профессии — стало безумно скучно оттого, что мы идем по кругу. Потом настали времена, когда театр оказался заброшен и никому не нужен. В 90-е годы многие актеры открывали свои антрепризы, и я был одним из этой когорты. В 1994 году я окончательно перешел в театральный менеджмент и ни дня об этом не жалею. Хотя подсознательно, наверное, тянет на сцену.

— Как вы это чувствуете?
— Знаете, у всех актеров есть один сон: человек выходит на сцену и забывает текст. Просыпаешься в холодном поту. Со мной такое до сих пор иногда случается. Но я рад, что делаю хорошее дело и вижу результаты. Получается, что спектакль для меня немного длиннее, чем те три часа, которые он длится для актера. Мой спектакль — вся жизнь в «Красном факеле». Каждый день новые мизансцены, эпизоды, темпоритмы. Театр — это большой спектакль длиною в жизнь.

— Самого знаменитого театрального менеджера в литературе зовут Карабасом-Барабасом. Как вы умудряетесь сочетать нежность к театру, о которой вы говорили, с необходимой управленческой жесткостью?
— Жесткость ради жесткости — конечно, нет. Прежде всего я стараюсь соблюдать нравственные законы. Чтобы делать что-то в коллективе, нужна прочная платформа. Платформа одна — уважение и любовь к тому, что ты делаешь, и к тем, с кем ты это делаешь. Это отнюдь не прекраснодушное «ах, как я вас всех обожаю», и если есть необходимость, я могу применить административные меры. Бывает, что мы расстаемся с людьми. Но я никогда не испытываю от этого радости, только огорчение. К счастью, это бывает редко. В нашем театре работают люди, которые помнят, что у театра, как у искусства в целом, одно предназначение — сеять разумное, доброе, вечное. Думаю, нам удалось найти золотой ключик и приоткрыть для зрителей заветную дверцу в мир искусства. Дело за малым — постоянно делать хорошие спектакли.

— На встрече с труппой вы объявили о том, что театру предстоит смена главного режиссера. Какого человека вы хотите видеть на этом посту?
— Это должен быть вдумчивый, грамотный, умный режиссер, возраст и другие формальные критерии не так важны. За время работы в «Красном факеле» я три года плодотворно работал с Валерием Гришко, потом появился Александр Зыков, за годы сотрудничества с которым мы тоже сделали много интересного. Но театр — это постоянное обновление, омоложение труппы и режиссуры. Время меняется, и нужно двигаться вперед. Лучшее время что-то менять — на высшей точке, до того, как траектория пойдет на снижение. Недавно мы сняли из репертуара спектакль «Макбет», он ушел на взлете и останется красивой легендой.

— Что еще нужно делать в театре, чтобы он набирал высоту?
— Ничего особенного, надо просто крутить педали с утра до вечера. Как только перестаешь это делать, велосипед падает. Нужно все время двигаться, идти в ногу со временем, быть здесь и сейчас. Театр должен быть современен во всем, от сознания до технического оснащения. Мы живем в век информации, роста скоростей. Еще недавно мы не знали, что такое фейсбук, а теперь я скучаю, если пару дней не общаюсь там с друзьями. Меняется мера общения, мера восприятия, мы уже не говорим и не слушаем так, как пятнадцать лет назад.

— Что нового ждет зрителей в новом, 94-м сезоне «Красного факела»?

— Мы откроем сезон 20 сентября премьерой спектакля «KILL» по мотивам пьесы «Коварство и любовь» Фридриха Шиллера, режиссер Тимофей Кулябин. Еще до начала сезона на малой сцене покажем премьеру по пьесе хорватского драматурга Миро Гаврана «Всё о женщинах…» в постановке Константина Колесника. В декабре по традиции будет две премьеры. Для взрослых — шекспировская комедия «Укрощение строптивой» в постановке Владимира Золотаря, который был режиссером нашего главного хита «Только для женщин!!!». Юных зрителей ждет сказка в постановке молодого режиссера Анны Морозовой. Режиссер Екатерина Гранитова 14 марта представит свою версию пьесы Островского «Невольницы». В апреле ожидается еще одна экспериментальная премьера на малой сцене, а в мае — постановка режиссера Дмитрия Егорова на большой сцене. Новые музыкальные программы мы готовим на «третьей сцене» театра — в нашем театральном «КаФе». Уже 4 сентября спектакль «Без слов» примет участие в VIII Международном театральном фестивале «Встречи в Одессе». Из Одессы сразу в Екатеринбург отправятся артисты, занятые в спектакле «Онегин», который будет показан в рамках 12-го Всероссийского театрального фестиваля «Реальный театр». В этом сезоне «Красный факел» примет участие в Рождественском фестивале искусств. А в мае 2014 года нас ждет радостное и ответственное событие — III фестиваль «Ново-Сибирский транзит».

— Что еще, кроме работы, вас привлекает в жизни?

— Все традиционно. У меня есть небольшой участок в несколько соток, и в мои обязанности входит косить траву на полянке, которая становится похожа на маленькую Швейцарию. Я делаю это с удовольствием. На даче почти нет грядок, зато есть прекрасный цветник, который мы очень любим. Я говорю «мы», потому что мы с Ириной любим все делать вместе. Например, путешествовать, и это совсем не обязательно зарубежье. В этом году мы получили огромное удовольствие от десятидневного автомобильного путешествия по Горному Алтаю. Мы проехали по Чуйскому тракту до Кош-Агача, добрались почти до Монголии. К тому же у меня большая семья: три сына, четыре внука. Старшие сыновья живут в разных городах, надо находить время, чтобы повидаться и побыть с ними. Так что дел хватает.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ