Наталья Ярославцева: «Нестандартное мышление — двигатель развития экономики»

Глядя из зрительного зала, можно подумать, что работа чиновников от культуры заключается в том, чтобы сказать пару красивых фраз перед премьерой или вручить грамоту на юбилее. О том, из чего на самом деле складываются министерские будни, о приоритетах и ценностях и даже о своей заветной мечте министр культуры Новосибирской области НАТАЛЬЯ ЯРОСЛАВЦЕВА рассказала в эксклюзивном интервью корреспонденту «КС» АННЕ ОГОРОДНИКОВОЙ.

— Наталья Васильевна, что вы считаете самым важным в своей работе?
— Придя в министерство культуры, я задала себе вопрос: чем же занимается власть, за что она отвечает? И ответила очень просто: мы отвечаем за создание условий. В культуре мало объективных критериев, каждый оценивает ее субъективно. Например, в Новосибирске 365 зрителей театров на каждую тысячу человек — это третий в стране показатель после Москвы и Санкт-Петербурга; в области 440 коллективов художественной самодеятельности, имеющих звание «народный» (образцовый), и так далее. Придя на эту работу, я поняла, что программно-целевой метод задает перспективу развития сферы культуры, помогает планировать деятельность руководителям учреждений, позволяет «дышать полной грудью» творческим работникам. Исходя из этого удалось выделить три приоритета.

— С чего вы решили начать?
— С кардинального решения вопроса материально-технической базы, ведь почти 20 лет в культуру практически ничего не вкладывалось. Первой появилась программа строительства и реконструкции учреждений культуры, которая выросла до масштабной программы «Культура Новосибирской области на 2012–2016 годы». Ее основная цель — формирование условий для развития духовности, высокой культуры и нравственного здоровья населения.

— Что в нее входит?
— Это пятилетняя программа с бюджетом в 3 млрд рублей, и она успешно реализуется. Когда мы начинали, 27 из 63 учреждений культуры были в аварийном и плачевном состоянии. Сегодня мы привели в порядок 70–75%, а к 2015 году достигнем 82–83%. Это хороший темп. Мы заложили строительство восьми новых школ искусств, построили три музея, новые районные Дома культуры в Купино и Убинском, выделили по 300 млн рублей на строительство современных культурных комплексов в Карасуке и Чистоозерном. Всего в год мы строим и реконструируем 105 объектов в сельской местности на сумму около 650 млн рублей, и еще примерно 140 млн направляем на мероприятия и имиджевые проекты.

— Какие направления финансирования, кроме строительства, заложены в программе?
— Мы выделяем средства на приобретение оборудования, музыкальных инструментов и сценических костюмов в сумме от 5 до 12 млн. рублей, осуществляем межбюджетные трансферты на формирование библиотечных и музейных фондов (в области 34 музея и 489 библиотек), распределяем средства на приобретение книг. На покупку музыкальных инструментов второй год выделяем средства для каждой из 91 школs искусств в области.

— Можно ли решить проблемы культуры только финансовыми вливаниями?
— Безусловно, важен кадровый потенциал. Четыре года назад мы обнаружили, что переподготовку проходит не более 5% руководителей в год вместо положенных 20%.Так как это вопрос местного бюджета, я лично общалась с руководителями районов и главами муниципальных поселений, и могу с гордостью сказать, что сегодня мы охватили переподготовкой уже 16–17% работников культуры, а к 2016 году решим проблему полностью. Кроме того, существует вопрос подготовки кадров. Сегодня лишь 33% работников в сфере культуры имеют профильное образование. Мы выпускаем из специальных учебных заведений 750–800 специалистов в год при потребности в 430–450 человек, но все равно испытываем кадровый дефицит в 100–120 человек. Причина в том, что большинство выпускников уходят в вузы, армию или находят работу во внебюджетной сфере.

— Как преодолеть этот кадровый разрыв?
— В тесном диалоге с ректорами новосибирских вузов, которые оперативно откликнулись на наш заказ. Так, НГПУ открыл 10 новых специальностей, в том числе технология и менеджмент социокультурной деятельности, арт-менеджмент, продюсерское мастерство. Недавно мы общались с представителями факультета бизнеса НГТУ, и я была очень обрадована: кафедра экономики сервиса открывает специальность «Туризм и краеведение». Это очень важно.

— Что стало третьим приоритетом?
— Концепция духовно-нравственного воспитания и развития. Не секрет, что мы остались без идеалов и нравственных ориентиров, поэтому сейчас особенно важно развитие толерантности, взаимодействие с религиозными конфессиями, культурно-национальными автономиями, которых на территории области зарегистрировано 26. Всего у нас проживает более 120 наций и народностей, после русских по численности лидируют немцы, татары, украинцы и белорусы, хотя в последние годы статистика заметно меняется. В наших приоритетах межнациональные праздники и деятельность национальных культурных центров, мы усилили работу с ними через Дом национальных культур им. Заволокина, помогаем методиками, объясняем, как сотрудничать с правоохранительными органами при организации массовых праздников. Вместе с региональным министерством образования помогаем решать вопросы изучения национальных языков в школе и одновременно создаем центры развития русского языка, форпосты вдоль границ с Казахстаном и Китаем. Это часть госпрограммы по защите русского языка. Наши усилия не так наглядны, но результативны: в репертуаре новосибирских театров почти не осталось спектаклей, в которых со сцены звучит ненормативная лексика.

— Что еще укладывается в концепцию нравственного здоровья?
— Мы создаем совместные проекты с Русской Православной Церковью, например, проводим фестиваль духовной музыки. Я вообще за то, чтобы люди пели. Нужно, чтобы дети занимались в хоре, чтобы будущие мамочки ходили на концерты по специальному абонементу, чтобы дошкольники приобщались к музыке с малых лет. Для них в Филармонии есть три абонемента, и еще 17 — для взрослых. Я мечтаю о тематических музейных абонементах, и мы над этим работаем.

— Похоже, просветительство — ваш конек?
— Просветительство в тесной связи с духовно-нравственным воспитанием — первый пункт нашей программы, и здесь важно поддержать существующие инициативы. Например, Городской центр изобразительных искусств проводит лектории, а учителя и дети из школ и гимназий регулярно их посещают. Вернемся к идее школьного хора, который сплачивает, настраивает на одну волну, учит толерантности. Коллективизм в хоре рождается естественно. К счастью, у нас богатая хоровая культура, активно работает хоровое общество, которое возглавляет Игорь Викторович Юдин. Достаточно вспомнить хор консерватории, Новосибирского музыкального колледжа, Новосибирского областного колледжа культуры и искусств, «АХ-НЭТИ», другие академические, детские и народные коллективы. Каждый год проходит смотр «Поющая школа», в этом году его победители вольются во всероссийский детский хор, который выступит на открытии Олимпиады в Сочи. Параллельно развиваем проект «Танцующая школа», в последние годы новосибирская танцевальная школа заметно выросла, многие любительские коллективы достигли почти профессионального уровня. Мы занимаемся и стрит-культурой, понимая, что это не просто баловство, а своеобразный спорт, который учит упорству и продуманному риску и потом наверняка поможет ребятам в жизни и в бизнесе.

— Вы считаете, что творчество поможет становлению новой бизнес-элиты?
— Я всегда говорю о том, что невозможно получить креативную экономику и процветание страны, если мы не развиваем творчество в людях. В этом вопросе у нас полное взаимопонимание с коллегами из министерства образования и управления по делам молодежи министерства регионального развития.

— Кто ваши основные потребители?
— В основном дети, молодежь и лица старшего возраста. Социологические исследования показали, что удовлетворенность качеством услуг в сфере культуры в области достигает 80%. Это высокий показатель, но не стоит забывать, что нас оценивают в основном те, кто уже активно участвует в культурной жизни. Важно понять, чего не хватает тем, кто еще не ходит в театры и на концерты. Мы рады всем: и тем, кто искушен и вопросах культуры, и тем, кто еще не сделал ее важной частью своей жизни. Главное — приходите, а мы поможем, все покажем и расскажем. Мы хотим сделать культурную среду комфортной и доступной, и первым этапом станет наступление на парки, огромный потенциал которых как центров рекреации, спортивного и интеллектуального досуга используется на 10–15%. Мы создали общественный совет, который ведет комплексную проверку уровня комфортности и услуг муниципальных парков, предусмотрели грантовую поддержку проектов быстрых улучшений в рамках 400–500 тыс. рублей. Очень хочу, чтобы горожане и пресса включились в этот процесс.

— Какие еще проекты поддерживаете?
— Например, Союз театральных деятелей просит помощи на проект «Открытая сцена Сибири». Для этого предстоит реконструировать сцену Дома актеров, создать экспериментальную площадку для молодых талантливых режиссеров и сценаристов. Сделали налоговую льготу зоопарку — это мировая практика. Совместно с Центром современного искусства и Союзом архитекторов провели фестиваль арт-объектов «Елки-палки» в парке «У моря Обского». Под Колыванью развиваем военно-исторический фестиваль «Сибирский огонь». В августе 2014 года, к столетию начала Gервой мировой войны, планируем памятное событие у Дома офицеров, начинаем поиск Георгиевских кавалеров, ведем кропотливую краеведческую работу. Как человек, пришедший из педагогики, я всегда думаю о детях: выпускные вечера и школьная форма — это тоже культура. Недавно мы издали курс аудиолекций по этике и эстетике, такого уже сто лет никто не делал! А ведь к нам обращаются корпорации за помощью: как вести деловые переговоры, написать корпоративный кодекс, ввести дресс-код.

— Наталья Васильевна, вы говорили о ценностном вакууме. Чем именно считаете нужным его заполнять?
— Мое личное мнение: мы никуда не уйдем от десяти заповедей, лежащих в основе всех религий. Дальше есть всего три структуры, которые могут повлиять на ценности: семья, школа и церковь. Мы ответственны за все направления, потому что только культура отвечает на вопрос, что есть истина, добро и красота. В понятие «культура» входят и образование, и религия, и мораль, и этика, и эстетика, но каждый должен делать свою работу. Школа — просвещать ребенка и семью в том, что есть мировая культура и многонациональная российская культура, без перегибов рассказать об основах светской этики, православной культуры или истории мировых религий. Семья — воспитать родственные чувства, привести ребенка в учреждения культуры и в церковь, рассказать, что такое хорошо и что такое плохо. Семья и школа дают ребенку широкий спектр возможностей, и только к 16–18 годам человек формирует свою систему ценностей. Сам решит, нужен ли ему авангард. Если люди, не разобравшись, начинают кричать, что авангардизм развращает, значит, им просто не хватает образования.

— Наконец мы дошли до вопроса об актуальном искусстве.

— Повторяю: невозможно развить современное креативное общество и сделать прорыв в науке, не развивая современное искусство. Оно — полигон для развития фантастических идей, возможность проверить, как на них реагируют люди.

— Почему же актуальное искусство вызывает столь непримиримые споры?
— Уникальность художественного высказывания в том, что люди реагируют на него лично. Все знают о коррупции на строительстве олимпийских объектов. Но как только появилось художественное осмысление этого факта в форме рисунков, возник мощный протест, в карикатурах увидели чуть ли не дискредитацию власти. Такова волшебная сила искусства! Информация воспринимается разумом, а перед лицом факта искусства разум и чувства объединяются, отсюда и сила воздействия. Когда я пришла в министерство культуры, то в первую очередь повела чиновников смотреть «Доходное место» в постановке «Первого театра»… Можно много говорить про детей-инвалидов, но стоит один раз сходить на концерт «Улыбнемся вместе» в «Глобусе» и своими глазами увидеть, как эти дети выходят на сцену, чтобы понять важность благотворительности. Нужна социальная ответственность бизнеса, культуры и образования.

— Кто решает, что в искусстве хорошо, а что плохо, и возможен ли цивилизованный диалог?
— Время все расставит по местам. Стравинского в 1912 году вообще не понимали, Матисса и Ван Гога — тоже. Любое явление актуального искусства спорно, в этом его функция — развивать креативное общество, двигать научно-технический прогресс. Мы для того и показали Леонардо да Винчи, который в свое время придумал прообразы парашюта и танка. Беда в том, что мы не имеем культуры дискуссий, потому и возникают оголтелые формы протеста. Мы зовем все заинтересованные стороны на круглые столы и в дискуссионные клубы. Давайте встречаться и обсуждать, но не идти стенка на стенку. Президент Владимир Путин уже подписал Указ о строительстве государственного центра современного искусства. Просвещенная часть общества понимает, что актуальное искусство заставляет думать и спорить. Если оно о чем-то кричит — надо понять, что это за крик, что за протест.

— Какие механизмы конструктивных дискуссий вы видите?
— Мы их вырабатываем. В театральной сфере создали «ОКОЛОтеатральный журнал», на страницах которого критики могут дискутировать цивилизованно. «Открытая сцена Сибири» будет поддерживать молодых режиссеров. Городской центр изобразительных искусств работает активно, Краеведческий музей. Мы открыли Центр современного искусства как просветительскую и дискуссионную площадку, где можно все обсудить в неформальной обстановке. Проблем еще много, но мы ищем пути их разрешения.

— Каковы успехи на ниве частно-государственного партнерства в сфере культуры?
— Самый интересный проект — Центр современного искусства, который работает на правах филиала Краеведческого музея. Мы выделили помещение площадью 500 кв. метров на Вокзальной магистрали, а все остальные деньги вкладываются частными инвесторами, которых привлекают Анна Терешкова, Андрей Шаповалов и команда музея. Работа кипит, проходят выставки, концерты, международные акции. Замечательный пример сотрудничества. Государству и бизнесу важно правильно разделить сферы влияния. Мы делаем довольно много — в общей сложности до 120 культурных мероприятий в год, и за каждым стоит работа. Конечно, проблемы еще есть, но это уже другие проблемы. Раньше клубы рушились и не хватало сценических костюмов, а теперь все чаще обращаются с просьбой помочь выехать на конкурс. Но мы лучше будем делать повседневную, глубинную работу, без которой не будет ярких побед. Мы приглашаем меценатов активнее участвовать в культурной жизни и к концу года планируем вручить лучшим награды «За благотворительность и меценатство».

— Как развивается институт попечительских советов?
— Создание попечительских советов — положительная тенденция. Недавно созданный совет новосибирского театра оперы и балета возглавил губернатор Василий Юрченко. Блестящий совет, который возглавляет Виктор Косоуров, работает в Новосибирской специальной музыкальной школе (колледже). Он же, скорее всего, будет возглавлять попечительский совет Новосибирского областного колледжа культуры и искусств. Кроме того, во всех учреждениях культуры есть наблюдательные советы, в состав которых входят видные чиновники и бизнесмены. Например, министр финансов Виталий Голубенко — председатель наблюдательного совета в филармонии, а губернатор Василий Юрченко занимает аналогичный пост в театре музыкальной комедии. Александр Шпикельман входит в совет филармонии, Дмитрий Терешков — Сибирского хора. Альфа-Банк поддерживает «Глобус», и так далее.

— Как вы взаимодействуете с частными учреждениями культуры?
— Очень хорошо. По линии кино это, конечно, «Победа» с ее прекрасными кинофестивалями, а также «Континент Кино», куда мы направляем экскурсии, «Седьмое небо» и другие. Мы прекрасно сотрудничаем с агентством праздников «Ура!», с «Бродячей собакой», дружим с сетью книжных магазинов «Аристотель» и «Капиталъ». Среди ночных клубов у нас сложился контакт с «Изюмом» и «Трубой», устраиваем фестивали мод и дискуссии на актуальные темы. Во время Дельфийских игр впервые обратились в клуб «Че Гевара» для проведения творческих состязаний диджеев и остались очень довольны, на «Интерре» сдружились с клубом «Френдз». В «Ауре» в прошлом году был масштабный международный фестиваль народных ремесел. Наших экспертов часто приглашают в жюри, мы даем информационную поддержку. Нам все интересно, мы всему открыты.

— У вас есть мечта?
— Если откровенно, я мечтаю о том, чтобы здания новых учреждений культуры строили профессионалы, обладающие соответствующим опытом и квалификацией. А у нас 94–ФЗ позволяет выиграть конкурс на строительство Дворца культуры людям с одной авторучкой. Моя мечта — чтобы при строительстве объектов культуры мы исходили из того, что это лицо города и области.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ