«Основная конкуренция теперь лежит не в плоскости технологий, а в плоскости качества конечного продукта»

В конце июля состоялась рабочая поездка в Красноярск топ-менеджеров МТС — президента компании АНДРЕЯ ДУБОВСКОВА, вице-президента МТС по маркетингу ВАСИЛЯ ЛАЦАНИЧА и директора филиала «МТС-Сибирь» АЛЕКСАНДРА СОЛОВЕНЧУКА. В ходе своего визита в регион они рассказали корреспонденту «КС» СТАНИСЛАВУ КАЗАЧЕНКО о том, как компания планирует работать над удержанием абонентской базы на сибирском телеком-рынке, какие перспективы видит в запуске сетей 4G LTE и какие направления считает «драйверами» роста в отрасли связи.

Инвестиции и борьба за рынок

— Насколько активно МТС сейчас вкладывается в развитие своей сети в регионе, окупаются ли эти инвестиции? Влияют ли на размер вложений особенности нашей территории — низкие температуры, удаленность населенных пунктов и т. д.?

А. Дубовсков: — Капитальные затраты МТС в 2012 году составили порядка $3 млрд, в ближайшие годы мы рассчитываем сохранять их на сопоставимом уровне. Только в развитие сети LTE в 2013–2014 годах МТС планирует инвестировать порядка 40 млрд рублей. Сооружение и запуск сетей 4G LTE — наш основной приоритет на сегодняшний день, поскольку сети второго и третьего поколения нами уже практически построены. Но сеть — это живая система, требующая постоянной поддержки. Поэтому, помимо строительства базовых станций, МТС активно модернизирует действующую сеть, расширяет магистральную инфраструктуру, закупает новое оборудование, позволяющее реализовывать новые сервисы, защищающие абонентов от спама и мошенников.

А. Соловенчук: — В Сибири МТС планирует инвестировать в развитие сети около 5,5 млрд рублей в 2013–2014 гг. Конечно, особенности территории сказываются на объемах инвестиций. Рекордно низкие температуры, например, в Эвенкии, или их перепады от –40 до +40 в Тыве вынуждают нас использовать дополнительное терморегуляторное оборудование. Играет роль и фактор масштаба — в Сибири у нас самая протяженная магистральная сеть по стране, она превышает 17 тыс. км, это практически пол-экватора. Вложения, безусловно, окупаются.

— Как вы оцениваете уровень конкуренции на рынке СФО и в каких сегментах она наблюдается особо остро? Можно ли сказать, что рынок стабилизировался, позиции распределены, конкуренция ослабевает?

А. Соловенчук: — О каком-либо ослабевании конкуренции говорить нельзя, можно лишь отметить, что с развитием телеком-рынка в целом — российского и мирового — она смещается в новые сегменты. Например, сейчас ключевым полем битвы операторов становятся уже не голосовые услуги, а мобильная передача данных — в этом сегменте разворачивается основная борьба за клиента, и в развитие этого направления операторы инвестируют основные средства. Это в полной мере справедливо и для Сибири. Если все же говорить о какой-то сибирской специфике, то здесь традиционно высокая конкуренция наблюдается на B2B-рынке. Многие города Сибири связаны с промышленным производством, и зачастую наличие крупных корпоративных контрактов оказывает большое влияние и на позиции оператора на массовом рынке.

— МТС участвует в реализации крупных инвестпроектов в СФО, например, обеспечивает связью Ванкорское месторождение. В какой степени это является рентабельным направлением работы, в какой — рекламным ходом? Планируется ли участие в каких-то новых проектах?
А. Соловенчук: — Поверьте, такая реклама слишком дорого обходится оператору, поэтому простым рекламным ходом это уж точно назвать нельзя. Безусловно, обеспечение связью какого-то отдаленного месторождения или участка является затратным, но такие проекты всегда работают на реализацию общего контракта оператора с корпоративным клиентом, и они очень важны для клиентов. Зачастую готовность развивать инфраструктуру под конкретную компанию, на территории ее производства, является определяющим фактором при выборе оператора крупными промышленными или добывающими предприятиями с количеством сотрудников, измеряемом тысячами человек. Так что в итоге мы, конечно, остаемся в плюсе.
В наших ближайших планах — масштабный проект по расширению покрытия и улучшению качества услуг связи на территории Ангаро-Енисейского кластера. В 2013 году мы уже установили дополнительные базовые станции в с. Богучаны, пос. Таежном, пгт. Мотыгино, на трассе Красноярск–Богучаны.

Также этим летом мы закончим строительство волоконно-оптической линии связи между Норильском и Дудинкой, реализация этого проекта будет иметь важнейшее значение для развития инфраструктуры района в целом. Сейчас очень много говорится о необходимости решения проблемы цифрового неравенства, и в качестве примера часто приводится именно Норильск и окружающие его населенные пункты. Мы понимаем значимость этой задачи и активно работаем над решением проблемы оснащения современными телеком-услугами отдаленных от основных телекоммуникационных узлов районов: строительство ВОЛС Норильск–Дудинка позволит МТС обеспечить жителей Дудинки доступом в Интернет на скоростях, ранее недоступных в этом городе, и впервые предоставить возможность подключения кабельного телевидения. Это пример проекта не только рентабельного, поскольку мы выходим на рынок с низким уровнем конкуренции, но и социально значимого.

Тренды и перспективы

— Где еще вы собираетесь активно развивать фиксированные услуги в ближайшей перспективе, в какие города планируете выходить?

А. Дубовсков: — Широкой экспансии на новые рынки фиксированных услуг мы не планируем. Сроки окупаемости фиксированного бизнеса довольно велики — 10 лет и более. Наша позиция — развивать фиксированный ШПД там, где у него есть перспективы, вкладываться в строительство и модернизацию сетей, обеспечивая высокую скорость передачи данных и доступные сервисы нашим абонентам.

А. Соловенчук: — Напомню еще раз, что мы присутствуем в Красноярском крае как оператор фиксированного ШПД. Например, в Норильске наша доля на рынке проводного Интернета — более 40%, при этом продолжаем развиваться и инвестировать. В Красноярске также мы предоставляем услуги фиксированного ШПД для корпоративных клиентов — например, этим летом нашим проводным Интернетом пользовался оргкомитет форума «ТИМ Бирюса» для организации Wi-Fi в месте проведения мероприятия. В ближайшее время подключение услуг VPN и ШПД от МТС планируют клиенты из нефтяной и банковской отраслей.

— Но основные надежды вы все-таки возлагаете на мобильный бизнес?

В. Лацанич: — Мы считаем, что абоненту все равно, с помощью какой технологии он получает необходимые услуги связи: доступ в Интернет, голосовые сервисы, телевидение. Какая разница для вас, когда вы находитесь дома, смотрите вы интернет-ролики с помощью мобильного Интернета или, например, подключаясь к домашней Wi-Fi-сети, организованной на базе проводного Интернета? Если эти услуги сопоставимы по цене и качеству, очевидно, что разницы для пользователя просто нет. А вот оператор, для того чтобы обеспечить эту сопоставимость по цене и качеству, должен ориентироваться на то, какое техническое решение в данном случае наиболее эффективно и рентабельно. Основная конкуренция теперь лежит не в плоскости технологий, а в плоскости качества конечного продукта и маркетинга этого продукта. Поэтому мы будем инвестировать в строительство сетей, в развитие собственной розницы и контактных центров, которые позволяют нам обеспечивать абонентам действительно высокий уровень обслуживания, мы также будем развивать дополнительные сервисы, в том числе финансовые услуги — как самостоятельно, так и через сотрудничество с банками.

А. Соловенчук: — В Сибири в этом направлении сделано уже много. Например, Новосибирск стал первым городом, где МТС запустила сервис оплаты услуг в транспорте со счета мобильного телефона, и мы планируем развивать это направление. Что касается повышения уровня обслуживания, недавно в Барнауле мы открыли новый контактный центр — это позволит уделять больше времени каждому клиенту при решении его вопроса, то есть вырастет не только и не столько скорость, но в первую очередь качество обслуживания. В собственной рознице в Сибири мы активно развиваем сеть курьерской доставки — это очень важно для нашего региона, где не всегда есть возможность открыть салон в шаговой доступности для клиента.

— И все же основной сегмент, на который вы делаете акцент, — мобильная передача данных. Почему?

В. Лацанич: — К этому есть рыночные предпосылки: выручка от голосовых услуг сейчас стабилизировалась, динамика по ним у всех операторов составляет порядка 2% в год. А вот в передаче данных мы растем почти на 40% в год, это лучший показатель среди мобильных операторов, причем, например, в Красноярске эта цифра еще выше. То есть мы видим, что именно мобильный Интернет сейчас является тем сервисом, спрос на который стабильно растет, и абоненты готовы с удовольствием осваивать новые мобильные интернет-сервисы.
Не случайно и ключевым драйвером роста мобильного ритейла сейчас являются смартфоны. По нашей оценке, в первом полугодии 2013 года в России продано на 45,5% больше таких устройств по сравнению с первым полугодием прошлого года. То есть Россия сейчас находится на том этапе развития, когда абоненты сотовой связи начинают знакомиться с функционалом современных смартфонов, активно использовать этот функционал, а значит, и сервисы мобильной передачи данных. Наша стратегия заключается в том, чтобы этот спрос удовлетворить, предоставив более высокое качество мобильного Интернета и соответствующие тарифы — например, мы первыми в России запустили тарифы для интернет-пользователей с бесплатными голосовыми услугами.

— А с какой целью вы пошли в финансовый сектор и приносит ли это уже сейчас какую-то выгоду вам?

В. Лацанич: — Это приносит выгоду уже сейчас и полностью соответствует нашей долгосрочной стратегии. Главное — это очевидное дополнительное удобство для наших клиентов: начиная с того, что развитие финансовых мобильных сервисов, таких как NFC, дает нашим абонентам дополнительные преимущества при использовании мобильной связи, заканчивая тем, что выгодная система кредитования в салонах МТС позволяет клиентам приобрести любой функциональный смартфон. Сейчас более трети покупок в нашей рознице осуществляется в кредит. Обычный банк ставит целью выдать кредит и заработать на нем, что делает продукт дорогим. Наша же концепция — обеспечить любому посетителю салона возможность приобрести именно тот смартфон, которым он хотел бы пользоваться, поскольку для нас как оператора каждый новый смартфон в сети — это новый абонент мобильного Интернета. А абонент, который приобрел этот смартфон в нашей сети на выгодных условиях, это еще и изначально лояльный абонент. Нам важнее выстроить долгосрочное сотрудничество с клиентом, чем зарабатывать на процентах. Клиент в результате такого сотрудничества пользуется новыми возможностями мобильных сетей: он уже не только говорит и отправляет sms, он использует приложения, закачивает музыку, фильмы. А мы развиваем и строим сети, чтобы эти новые потребности удовлетворить.

— Строите ли вы сети 4G LTE? Появится ли сеть четвертого поколения в городах СФО?

А. Дубовсков: — Мы активно строим сети LTE, и уже к концу 2014 года сеть LTE от МТС будет доступна в 600 населенных пунктах России, в том числе и в сибирских городах, конечно.

А. Соловенчук: — Новосибирск и Красноярск — это города первого приоритета по запуску LTE в Сибири. В тестовую эксплуатацию сеть здесь будет запущена уже в этом году. Но при развитии скоростных сетей передачи данных недостаточно просто установить новые базовые станции, важно обеспечить технологическую базу для передачи больших объемов информации, то есть необходимо подготовить транспортную сеть, чем мы активно занимаемся: в планах до конца 2013 года увеличить протяженность собственных волоконно-оптических линий в Сибири на три тысяч километров. Это надежная основа, которая позволит нам в дальнейшем развивать технологии и предлагать жителям регионов Сибири сервисы, опережающие по качеству существующий спрос.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ