«Передел рынка» или естественная эволюция?

В условиях продолжающегося падения рынка автодилеры вынуждены искать новые способы формирования трафика в салонах и увеличения конверсии. Результаты продаж свидетельствуют не только о качестве работы дилеров, но и о гибкости политики автопроизводителей в сложный для рынка период.
В условиях продолжающегося падения рынка автодилеры вынуждены искать новые способы формирования трафика в салонах и увеличения конверсии. Результаты продаж свидетельствуют не только о качестве работы дилеров, но и о гибкости политики автопроизводителей в сложный для рынка период.

По итогам первого полугодия в городах Сибири было продано свыше 90 тыс. новых автомобилей, что на 6% меньше, чем годом ранее. Такие же темпы падения продемонстрировал и российский авторынок. Авторитейлеры в своем большинстве пока не верят в оптимистичный сценарий развития ситуации. Интрига кроется в том, кто же из автодилеров пройдет этот период с минимальными потерями и укрепит свои позиции, а на кого упадет жребий покинуть рынок.

Анализировать итоги на авторынке в условиях затяжного кризиса всегда достаточно интересно, поскольку только в такое время расклад сил на рынке меняется кардинальным образом, в лидеры выходят марки, которые в обычной ситуации оставались за пределами первой «десятки». Только в такой ситуации в Топ-5 по продажам могут уверенно входить Suzuki и Peugeot (как это было в 2009 году), а, к примеру, корейский SsangYong быть лидером по приросту, а Audi — уступать по продажам Land Rover. Влияние на продажи оказывает не только спрос, но и финансовое положение самих дилеров, некоторые из которых просто не имеют возможности выкупать у импортера необходимое число автомобилей. На этом фоне финансово стабильные дилеры могут укрепить свои позиции за счет того, что способны удержать продажи, пока другие их теряют.

Участники рынка уверены в том, что по итогам этого года расклад сил на авторынке точно изменится. Кто покинет рынок или переживет существенную реорганизацию, станет известно уже в ближайшие месяцы.

«Большая десятка»

«Передел рынка» или естественная эволюция? - Фотография

По итогам первого полугодия традиционно первое место занял «АвтоВАЗ», сумевший реализовать свыше 17 тыс. автомобилей, что на 16% ниже, чем годом ранее. Лучше всего среди городов Сибири тольяттинский гигант чувствует себя в Кемерове, а хуже всего — в Иркутске, где «Лады» уже давно уступают по продажам Toyota. Наибольший вклад в «копилку» завода внесла новая Granta, на которую пришлось 35% всех продаж Lada, а также Kalina и нестареющая «Нива» (4 x 4).

Второе место в рейтинге и первое среди иномарок удержала японская Toyota. Правда, за минувший год компания потеряла 12,6% рынка и в отдельных городах расположилась ниже в рейтинге. Так, в Новосибирске она впервые «откатилась» со 2-го места на 4-е, уступив Renault и Hyundai, а в Барнауле заняла лишь 5-ю строчку. Зато на этом фоне в Восточной Сибири Toyota не только занимает 1-е место, но и обгоняет по продажам «АвтоВАЗ», чего не наблюдается ни в одном другом субъекте округа. Основными локомотивами роста «Тойоты» являются RAV4 и Camry, на которые в сумме приходится 50% всех продаж автопроизводителя.

Замыкает Топ-3 корейская Hyundai, упавшая на 9%. Наиболее уверенно среди городов Сибири марка себя чувствует в Барнауле и Омске, где она стала самой популярной новой иномаркой. На этом фоне слабее всего у Hyundai позиции в Томске (8-е место) и Кемерове (5-е место). Своим высоким позициям по Сибири марка обязана модели Solaris, на которую пришлось 68% всех продаж.

С седьмой на четвертую строчку «вскочил» французский Renault, продажи которого увеличились на 28,92%, что является самым выдающимся результатом в Топ-10. При этом непосредственно в Новосибирске марке удалось занять 1-е место среди иномарок, увеличив продажи почти в два раза и оттеснив конкурентов. Немало этому поспособствовало появление второго дилера марки — «МАКС Моторс» в дополнение к «Автомиру». Не «раскусили» преимуществ Renault жители Кемерова, где марка заняла 8-е место, и Омска, где она удостоилась лишь 6-й строчки. «Драйвером» роста для Renault стал кроссовер Duster, на который пришлось около 40% всех продаж.

Замыкает Топ-5 корейская KIA с темпом падения в 9,49%. Хуже всего среди городов Сибири у KIA обстоят дела на Алтае, где она занимает лишь 9-е место, а лучше всего — в Новокузнецке, где марка удостоилась 4-й строчки. Почти половина продаж марки приходится на недорогую модель Rio, построенную на общей платформе с Solaris. Кроме того, в Сибири даже было продано 15 флагманских седанов Quoris.

Следом за корейской маркой следует Chevrolet. Основному «хедлайнеру» концерна General Motors все сложнее удерживать позиции на рынке в ужесточающейся конкуренции. За год компания переместилась с 6-й на 4-ю позицию, упав на 21%. Лучше, чем в среднем по региону, позиции марки в Томске и Кемерове (3-е место), слабее всего — в Новосибирске (8-е место). Спасает ситуацию лишь модель Niva, на которую приходится 43% всех продаж.

На седьмой строчке располагается немецкий Volkswagen, сумевший вырасти на 4%. Причем половина всех продаж марки пришлась на бюджетную модель Polo. В Новокузнецке и Томске марка чувствует себя еще лучше, занимая 5-ю строчку. На этом фоне не столь устойчивы позиции бренда в Иркутске и Барнауле, где он лишь замыкает первую десятку.

Восьмое место занимает японский Nissan, продажи которого обрушились сразу на 28,64% и тем самым опустили его на две строчки ниже в рейтинге. Лучше всего японский бренд держится в Барнауле и Кемерове (6-е место). Печальнее всего положение дел в Красноярске, где марка занимает лишь 12-е место. Впрочем, ситуацию должно выправить готовящееся появление второго дилера марки в лице ГК «Авангард». Явного лидера среди модельной линейки Nissan нет, но лучше всего продается модель Juke.

Следом за Nissan идет УАЗ с темпом падения продаж в 20,97%. Традиционно лояльнее всего к бренду относятся жители Иркутска (6-е место), однако в Красноярске (14-е место), Кемерове (15-е место) и Новокузнецке (12-е место) позиции бренда существенно слабее. Вместе с тем такие результаты могут быть обусловлены оценочными значениями продаж бренда ввиду отсутствия полных данных за период.

Замыкает Топ-10 японский Mitsubishi, выросший на 20%, хотя еще год назад он занимал лишь 12-ю строчку. Локомотивом роста выступает Outlander, на который приходится почти четверть всех продаж. Увереннее всего среди городов Сибири марка чувствует себя в Барнауле и Новокузнецке (8-е место), а наименее лояльны к ней в Омске и Кемерове (13-е место).

Рекордсменами по темпам роста стали китайские производители Lifan (+115%), Geely (+78%). Также неплохо приросли американские марки Chrysler и Jeep, но их результаты обусловлены эффектом низкой базы. В свою очередь аутсайдерами рынка по итогам первого полугодия можно считать Volvo (-40%), Ford (-36%) и Skoda (-32%).

Премиум-бренды

«Передел рынка» или естественная эволюция? - Изображение

По итогам первого полугодия изменился и расклад сил в премиум-сегменте. Так, немецкая марка Audi впервые уступила 1-е место по продажам в Сибири среди премиум-брендов. Бывший лидер рейтинга теперь только второй, а на пьедестале впервые для себя оказалась марка Mercedes-Benz. Ей удалось реализовать 826 автомобилей, что на 43% больше, чем годом ранее. Среди городов Сибири наибольших успехов Mercedes-Benz достиг в Омске, Новосибирске, Иркутске и Барнауле, где занял 1-е место среди премиум-брендов. При этом практически пятая часть всех продаж марки пришлась на внедорожник Mercedes-Benz GL (151 автомобиль). Также в фаворитах — «младший» GLK (134 автомобиля).

В свою очередь немецкой Audi в первом полугодии удалось реализовать в Сибири 730 автомобилей, что на 2% меньше, чем годом ранее. Среди городов округа Audi опережает конкурентов лишь в Кемерове и Томске. Лучше всего покупатели берут внедорожники Q5 (211 машин), на которые приходится практически 30% всех продаж марки, и Q3 (150 машин). Более того, именно внедорожник Q5 стал самой популярной моделью среди всех премиум-брендов в Сибири в первом полугодии.

Замыкает Топ-3 немецкий BMW. В отличие от Mercedes-Benz, марка продемонстрировала более скромный рост в 5,4%, реализовав в Сибири 641 автомобиль. Лучше всего у баварской марки продаются внедорожники Х3 (145 автомобилей), а также седаны и универсалы 3-й серии (131 автомобиль). Вместе с тем ни в одном из городов Сибири марке в этот раз не удалось занять 1-е место по продажам.

На 4-й строчке располагается японский Lexus, которому пока так и не удалось потеснить «большую немецкую премиумную тройку». Тем не менее продажи бренда выросли на 10,28% и составили 515 машин. А в Красноярске Lexus занял 1-е место среди всех премиум-брендов. Залогом популярности марки, как и раньше, выступают кроссоверы RX и LX.

Завершает Топ-5 британский Land Rover с 453 автомобилями и приростом в 8,89%. В трех городах Сибири ему удалось обогнать по продажам BMW, а в Новосибирске — марку Audi. 27% всех продаж Land Rover традиционно приходится на флагманский внедорожник Range Rover.
В свою очередь во второй «премиумной пятерке» следуют Volvo, Porsche, Infiniti, Cadillac и Jaguar.

Если же говорить об исключительных автомобилях, то в первой половине 2013 года в городах Сибири было реализовано свыше 10 новых спорткаров. Среди них — сразу три купе 911 Carrera, два из которых были проданы в Иркутске. В свою очередь в Красноярске своих владельцев нашли два нестареющих родстера BMW Z4. Кроме того, неплохой старт взял японский спорткар Toyota GT86/Subaru BRZ. Всего в Сибири было продано семь таких автомобилей — в Омске, Красноярске и Кемерове. Скоро один такой автомобиль поступит и в Новосибирск.

Кроме того, в первом полугодии нашли своих владельцев три купе-седана Porsche Panamera, пять флагманских седанов Jaguar XJ и 19 более «доступных» седанов Jaguar XF. Очень уверенно на рынке «пошел» новый Mercedes-Benz CLA — его предпочли 29 покупателей в Сибири. Наконец, стабильно высоким спросом пользуется элегантный внедорожник Range Rover Evoque — его продажи за шесть месяцев в Сибири составили 111 штук. Впрочем, сибирские покупатели охотно обращают внимание и на премиумные автомобили «калибром» поменьше. Так, в первом полугодии в регионе было реализовано сразу пять небольших кроссоверов Mini Countryman.

Хедлайнеры продаж среди моделей

«Передел рынка» или естественная эволюция? - Фото

Диаграмма выполнена «Юнисервис Капитал»

Если смотреть на рынок в разрезе моделей, то если еще год назад пальму первенства держала вазовская «классика», то теперь самым популярным новым автомобилем в регионе по итогам первого полугодия 2013 года стала отечественная Lada Granta. Ее предпочли 6130 сибиряков. Второе место среди новых автомобилей и первое среди иномарок как и в целом по России занял Hyundai Solaris. По итогам шести месяцев он обрел 4604 владельца среди жителей Сибири. Замыкает первую тройку другой отечественный бестселлер — Lada Kalina с 2705 автомобилями. Следом за ним идет Chevrolet Niva (2639 автомобилей) и кроссовер Renault Duster (2555 машин).

Примечательно, что былые бестселлееры Renault Logan и Ford Focus в отличие от прошлого года в Топ-5 не попали, что можно считать индикатором снижения интереса к этим моделям.

«Передел рынка» или естественная эволюция? - Картинка

Диаграмма выполнена «Юнисервис Капитал»

В свою очередь среди моделей премиум-сегмента на первое место впервые вышел кроссовер Audi Q5 (211 автомобилей), которому удалось обогнать традиционного лидера рейтинга — кроссовер Lexus RX (196 автомобилей). Замыкает ТОП-3 еще один немецкий кроссовер Audi Q3 (195 автомобилей), за которым следует внедорожник Lexus LX (157 автомобилей), а на пятой строчке располагается Mercedes-Benz GL (151 автомобиль).

Реалии Новосибирска

«Передел рынка» или естественная эволюция? - Фото

Говоря о продажах в Сибири, уместно отдельно выделить Новосибирск, в котором картина немного отличается от «средней температуры» по округу.

Так, 1-е место по продажам новых иномарок в Новосибирске в первом полугодии 2013 года, как и в целом по России, заняла французская марка Renault. Ей удалось увеличить продажи на целых 47%, достигнув уровня в 1351 автомобиль, хотя еще год назад французская марка занимала лишь третью строчку. При этом бессменный лидер местного рынка — японская Toyota — расположилась лишь на 3-й строчке. За год продажи автомобилей марки в Новосибирске сократились на 45% и зафиксировались на отметке в 812 машин. При этом интересно, что в целом по Сибири марка сохраняет лидерство среди иномарок, а вот по России уже давно занимает лишь 6-ю строчку.

На второй позиции среди иномарок держится корейская марка Hyundai. За год ее продажи уменьшились на 12% и составили 996 автомобилей. Сейчас официальными дилерами этой марки в Новосибирске являются «Автомир» и «СЛК-Моторс», однако дистрибьютор хочет усилить свое присутствие в регионе, назначив в городе еще одного партнера.

С 6-й на 4-ю строчку за год поднялась корейская марка KIA. Благодаря трем своим новосибирским дилерам она продемонстрировала темп прироста в 18,5%.

Замыкает Топ-5 по Новосибирску немецкий Volkswagen. Усилиями двух своих дилеров ему удалось показать прирост в 12,7%, выйдя на отметку в 770 автомобилей.

Если же рассматривать автопроизводителей по показателям величины прироста за первое полугодие, то по этой «дисциплине» первое место удалось занять корейскому бренду SsangYong. Если за шесть месяцев 2012 года марка реализовала в городе 98 автомобилей, то за аналогичный период этого года — уже 261 автомобиль. Такие высокие показатели SsangYong объясняются тем, что в начале года у марки появилось два новых дилера в Новосибирске — «Альт-Парк» (также является официальным дилером Skoda, KIA) и «Авто-Лига» (аффилированный с ней «УАЗ-Центр» также является официальным дилером УАЗ, BAW, Lifan) вдобавок к уже действующему ООО «Автоцентр» (также является официальным дилером УАЗ и АвтоВАЗ). Таким образом, у марки стало сразу три дилера в Новосибирске, что является рекордом для столицы Сибири. Причем если в случае KIA и АвтоВАЗа такое число дилерских центров оправданно высокими продажами, то в случае с SsangYong аналитики сомневались, что город поглотит такое количество автомобилей. Однако пока практика демонстрирует обратное.

Другими рекордсменами по приросту стали китайские марки Chery (+105%), Geely (+155%) и BAW (+110%). Однако в целом успехи китайских брендов в Новосибирске не такие выдающиеся, как в соседних городах Сибири, в некоторых из которых эти марки даже вошли в Топ-10 продаж.

В свою очередь наибольшие темпы падения в Новосибирске по итогам полугодия, согласно данным АЕБ, показали Volvo (–79%), Cadillac (–61%), Toyota (–44,7%), Mazda (–39%), Chevrolet (–38%). Впрочем, в случае Volvo сложившаяся ситуация объясняется тем, что с мая этого года у компании больше нет официального дилера в Новосибирске — компания «СЛК-Моторс» по собственному желанию отказалась от партнерства с брендом.

Ситуация в других крупных городах Сибири — Омске и Красноярске — приведена в таблицах.

«Передел рынка» или естественная эволюция? - Фото

«Передел рынка» или естественная эволюция? - Фото

Лидеры среди авторитейлеров

На основе данных по продажам автомобильных брендов в первом полугодии этого года «КС» составил традиционный рейтинг самых крупных авторитейлеров региона. В качестве критерия для составления рейтинга бралась доля рынка дилера в основном географическом регионе своего присутствия. Этот показатель считался на основе данных по продажам автомобильных марок в количественном выражении.

«Передел рынка» или естественная эволюция? - Фото

Согласно проведенному исследованию, 1-е место среди сибирских дилеров по показателю доли рынка в основном регионе присутствия в очередной раз занял крупный алтайский авторитейлер «АНТ» (официальный дилер Lada, Nissan, Mitsubishi, Citroen, Hyundai в Барнауле) с 33,96% рынка.

На 2-м месте среди сибирских дилеров, как и год назад, закрепилась омская ГК «Евразия-Моторс» (официальный дилер Mitsubishi, Nissan, Peugeot, Hyundai, Renault, Volkswagen, Ford) известного местного бизнесмена Ильи Фридмана с 25,53% рынка.

С 7-й на 3-ю строчку поднялась иркутская ГК «Россо» Амгалана Базархандаева, являющаяся официальным дилером Audi, Volkswagen, Skoda, Мitsubishi, Hyundai, Peugeot. Ее доля составила 22,44%.

Четвертую строчку занимает красноярский «Медведь-Холдинг» (официальный дилер Volkswagen, Skoda, Hyundai, Peugeot, BMW, Mitsubishi) Николая Бякова. После разделения другого крупного местного игрока — ГК «Крепость» — «Медведь-Холдинг» укрепил свои позиции как самый крупный авторитейлер Красноярска. Его доля составляет 20,84%.

Замыкает Топ-5 томская группа компаний «Автосан» Эдуарда Волчека, которая является официальным дилером Renault, Mitsubishi, Nissan, Hyundai, Citroen, Great Wall и занимает 18,92%.

На 6-й строчке в общесибирском рейтинге расположилась новосибирская ГК «МАКС Моторс» Владимира Сафронова. Впервые авторитейлеру удалось занять 1-е место не только по количеству брендов в своем портфеле, но и по доле рынка в Новосибирске. По итогам полугодия этот показатель составил 18,55%. На текущий момент группа компаний является официальным дилером Jaguar, Land Rover, Ford, Volkswagen, Subaru, Mitsubishi, Mazda, Fiat LCV, Renault, Skoda, UAZ, «Русские Автобусы» в Новосибирске, а также Mazda и UAZ в Омске. Авторитейлер, впрочем, не останавливается в своей экспансии — в ближайшие месяцы запуск новых салонов будет продолжен. Однако эксперты по-прежнему скептически относятся к таким шагам в условиях спада авторынка.

С минимальным отрывом от конкурента на восьмой строчке располагается ГК «СЛК-Моторс» Натальи Ждановой (17,9%). В первом полугодии авторитейлер в отличие от ближайшего конкурента взял курс не на экспансию, а на оптимизацию портфеля и достижение большей эффективности. Группа компаний отказалась по своему желанию от брендов Lada, Ford, Volvo и Mitsibishi и оставила у себя марки Toyota, Lexus, Nissan, Hyundai, Audi, Porsche. При этом стоит отметить, что марки Toyota и Lexus группа компаний на правах официального дилера представляет не только в Новосибирске, но и в Барнауле.

Между двумя упомянутыми выше новосибирскими дилерами 7-е место занимает ГК «Сибинпэкс» с 18% рынка. В Кузбассе этот авторитейлер, возглавляемый Фанией Сапожниковой, является официальным дилером Chevrolet, Opel, Cadillac, Audi, Volkswagen, Mazda и Suzuki.

На 9-й строчке располагается омская ГК «Феникс Авто» Сергея Сырникова с 15,82% рынка. На текущий момент авторитейлер официально представляет в городе бренды Skoda, Subaru, Honda, Suzuki, Hyundai, а также c весны этого года — Citroen. В свою очередь от бренда Audi «Феникс Авто» в этом году отказалась по собственному желанию. Нового партнера немецкая компания пока так и не нашла.

Замыкает Топ-10 иркутская группа компаний «Первая Автоколонна», соучредителями которой являются Петр Хомяков и Вячеслав Чертков. Авторитейлер является официальным дилером Porsche, Mercedes-Benz, Volvo, Land Rover, Ford, Mazda, KIA, Chevrolet в Иркутске и занимает 14,12% рынка.

География сибирских продаж

«Передел рынка» или естественная эволюция?

Диаграмма выполнена «Юнисервис Капитал»

Львиная доля автомобилей, реализованных в Сибири, осталась в Красноярском крае. В нем по итогам шести месяцев было продано около 20 тыс. новых автомобилей, то есть чуть более 1/5 от всех реализованных в регионе машин. Второе место по «автомобилизации» с небольшим отрывом занял Кузбасс: Кемерово и Новокузнецк сконцентрировали в себе 21% всех реализованных автомобилей. Новосибирская область лишь замыкает первую тройку с 17,1%. Следом в рейтинге идут Омская область (11,84%), стремительно наращивающая позиции Иркутская область (11,23%), Алтайский край (9,24%). В свою очередь Томская область традиционно занимает одно из последних мест с показателем в 6% от общесибирских продаж.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ