Индустриальная гонка в Сибири

Всего за полтора года количество проектов промышленных парков в Сибири увеличилось с двух до восемнадцати. Впрочем, несмотря на такой стремительный рост, говорить про новую индустриализацию Сибири пока рано. Сегодня большинство заявленных проектов находятся на стадии формирования, и наличием резидентов могут похвастаться немногие.

Популярный тренд

Самым старым промышленным паркам в России — около 10 лет. По данным компании Ernst & Young, всего в стране насчитывается порядка 239 индустриальных парков (готовых, строящихся или анонсированных). Резидентами из них заполнено не более 60%.
Большинство промпарков сосредоточено в европейской части страны. По состоянию на весну-лето 2013 года в пятерку лидеров по количеству готовых индустриальных парков входят Московская область, Санкт Петербург, Ленинградская область, Калужская область и Республика Татарстан. Самые распространенные специализации компаний-резидентов — машиностроение, пищевая промышленность, а также производство стройматериалов, автомобилей и комплектующих.

Впрочем, говорить о функционировании именно индустриального парка можно не в каждом случае. Например, из 64 официально заявленных промышленных парков Московской области действующими являются лишь 16, многие из них представляют собой логистические терминалы со складской инфраструктурой.

Тренд создания промышленных парков подхватили и регионы Сибири. Как отмечают аналитики Ernst & Young, сегодня в Сибири насчитывается не менее 18 проектов индустриальных площадок. Большинство из них, в отличие от аналогичных проектов в европейской части страны, имеют государственную форму собственности. Интерес к реализации этих проектов вполне объясним: промышленные парки рассматриваются региональными властями как эффективный инструмент привлечения инвестиций, который обеспечит увеличение налогооблагаемой базы и создание новых рабочих мест. По информации компании Dega Market, специализирующей на продаже земель в индустриальных парках, индустриальный парк на территории 120 га может дать 10–15 тысяч рабочих мест. Правда, нередко для эффективной реализации проекта необходимы и инвестиции в создание и развитие инфраструктуры, и законодательно закрепленные преференции для инвесторов-резидентов, и профессиональная управляющая компания.

В поисках идеальной модели

Одними из первых в Сибири появились новосибирский Промышленно-логистический парк (ПЛП) и забайкальский «Могойтуй». Оба проекта создавались по типу Greenfield, то есть «в чистом поле» без какой-либо изначальной инфраструктуры.

«Когда мы принимали решение о начале реализации проекта Промышленно-логистического парка в Новосибирской области, то просчитывали, что на территории региона со временем возможно будет создать по меньшей мере пять индустриально-логистических парков с меньшей мощностью, чем ПЛП. Это диктуют темпы развития региона», — говорит генеральный директор управляющей компании «Промышленно-логистический парк Новосибирской области» Виктор Балала.

Сегодня ПЛП входит в десятку крупнейших российских промышленных парков и самым большим за Уралом — его площадь 2 тыс. га. Общий объем бюджетных инвестиций в проект на сегодняшний день составляет порядка 3 млрд руб. По словам Виктора Балала, до 2010 года программа развития инфраструктуры промышленно-логистического парка была рассчитана в большей мере на частные инвестиции: «К нам приходили резиденты с проектами, не требующими немедленного наличия всей инфраструктуры. Таких инвесторов было немного. В 2012 году объем бюджетных ассигнований на развитие инфраструктуры ПЛП вырос почти в 20 раз и составил более 1,5 млрд руб. Внимание властей к проекту тут же вызвало резкий интерес к парку со стороны инвесторов». В настоящее время в ПЛП насчитывается 12 действующих резидентов. Среди них — крупнейший производитель литий-ионных аккумуляторов завод «Лиотех», корпорация «Глория Джинс», группа компаний «БИТ» и др. На начало 2013 года общий объем заявленных резидентами инвестиций в развитие своих проектов в ПЛП — более 50 млрд руб. (в 2010 году этот показатель составлял 4,8 млрд руб.). Из них уже освоено 15,5 млрд.

По ходу реализации проекта менял свою политику и промпарк «Могойтуй» в Забайкальском крае. Изначально на площади 450 га планировалось разместить не менее 30 предприятий с годовым объемом производства свыше 10 млрд руб. и создать при этом до 5 тыс. рабочих мест. Основными направлениями деятельности предприятий должны были стать сборка строительной и сельскохозяйственной техники, электроники и т. д. Однако уже в 2012 году промпарк изменил свою политику работы с инвесторами, сделав акцент на размещение субъектов малого предпринимательства. По словам и. о. министра экономического развития и промышленной политики региона Баира Галсанова, промышленный парк в Могойтуе будет развиваться посредством открытия малых и средних предприятий, специализирующихся на выпуске мебели и других потребтоваров, стройматериалов, продуктов переработки шерсти, овчин и прочей сельхозпродукции. В 2012 году там были размещены предприятия по производству сувенирной продукции, общественного питания и предприятие, занимающееся рекламной деятельностью.

Впрочем, отказываться от планов развития промышленных зон в Забайкалье не намерены. Две недели назад руководство Забайкальского края объявило о создании промпарка в Краснокаменске на базе мясокомбината «Даурия» и строящегося завода по глубокой переработке рапса. Здесь планируется запустить комбикормовый завод, заводы по сборке и изготовлению сельхозтехники, а также малые и средние производства в рамках приграничного сотрудничества, в том числе с участием иностранного капитала. Кенонский и Кадалинский промышленные парки в Чите также будут предполагать участие иностранных инвесторов. Эта зона будет специализироваться на производстве потребительских и продовольственных товаров, строительных материалов и конструкций, бытовой, коммунальной, строительной и другой техники.

 

Эксперты высказывают опасения, что бурный рост количества проектов индустриальных парков может стать проблемой для инвесторов

 

Инициатива «снизу»

Создание индустриального парка «Новоалтайск южный» (Алтайский край) преследовало цель эффективно решить проблему зависимости социально-экономической ситуации в Новоалтайске от положения дел на градообразующем предприятии ОАО «Алтайвагон». Реализация проекта началась в 2012 году и рассчитана на восемь лет. За это время в проект планируется инвестировать около 35 млрд руб. При этом доля частных инвестиций (собственных и привлеченных средств) компаний-резидентов составит 90% от общей суммы. Остальные 10% будут направлены на развитие инфраструктуры за счет средств бюджетов разных уровней и частных инвесторов через механизм государственно-частного партнерства.

Ожидается, что до конца 2013 года на создание парка будет направлено 9,5 млрд рублей. На сегодняшний день в промпарке ведется строительство инфраструктурных объектов — комплекса водозаборных сооружений и строительство новых и реконструкция ветхих сетей теплоснабжения. Это один из редких примеров среди сибирских индустриальных парков, инициированный с подачи частных инвесторов. Ряд проектов по созданию производств появился до того, как было принято решение о создании парка. Так, например, алтайская НПК «Карбоник» заявила проект строительства комплекса по глубокой переработке зерна пшеницы стоимостью порядка 6,5 млрд руб., а компания «Кольцо» вышла с проектом строительства логистического центра и завода по производству замороженных полуфабрикатов с объемом инвестиций около 1,5 млрд руб.

Заразительный пример

Идея строительства промышленных парков в Томске озвучивалась неоднократно, но лишь с 2013 года региональные власти начали предпринимать реальные меры по развитию промышленных зон. «До этого момента шла подготовительная работа — мы изучали чужой опыт, смотрели, просчитывали. На сегодняшний день проведено межевание земли, сформулированы техзадания на проектирование самого промпарка и инженерных сетей и начаты переговоры с первыми резидентами», — говорит мэр Томска Николай Николайчук. В планах томичей — создание двух индустриальных парков — продовольственного и промышленного. Предполагается, что в промышленном парке на 115,6 га смогут разместить свои сопутствующие производства компании, работающие в ОЭЗ технико-внедренческого типа «Томск».

Продовольственный парк (22,3 га) станет производственно-логистической площадкой для размещения предприятий по переработке сельхозпродукции и упаковке уже готовых продуктов питания. В июне этого года федеральные власти в лице Минэкономразвития РФ одобрили заявку от Томска на финансирование проекта промпарков. Регион получит субсидию в размере 188,3 млн руб. на создание инфраструктуры промпарков. За три года из федерального и областного бюджета на эти проекты выделят порядка 1,2 млрд руб. Объем частных инвестиций за три года может достигнуть 9,9 млрд руб. По данным пресс-службы региональной администрации, в настоящее время о своем интересе к этим проектам заявило 12 потенциальных резидентов. Основная инфраструктура парка начнет создаваться в 2013 году, а уже в 2014-м резиденты смогут начать строительство своих объектов. По информации пресс-службы, в настоящее время заканчивается подготовка ситуационного плана размещения инфраструктуры промпарка с точками присоединения к внешним сетям. В ближайшие дни станут известны итоги аукциона по выбору генподрядчика строительства инфраструктурных объектов.

О планах строительства промышленных парков заявило и руководство Иркутской области. В перспективе — планы создания индустриального парка «Байкальский» в поселке Култук, а также промышленно-логистического парка «Чистые ключи» на территории Шелеховского района. По словам первого заместителя министра экономического развития Приангарья Юлии Румянцевой, для улучшения качества жизни населения важно не только решать социальные задачи, но и работать над созданием условий для инвестиционного развития. «Губернатор в послании Законодательному собранию региона обозначил основные задачи, среди которых создание и развитие индустриальных парков на территории области», — говорит она.

Нередко проекты индустриальных парков реализуются на базе крупных неработающих предприятий, используя имеющуюся инфраструктуру. Такую схему реализации промышленного парка на базе завода «Сибтяжмаш» рассматривали в Красноярском крае. В Ленинске-Кузнецком (Кемеровская область) на территории бывшего химзавода создается индустриальная площадка «Северная промзона». Там планируется разместить машиностроительный кластер: предприятия по производству конвейерных лент, транспортных систем, завод по переработке отработанных масел, завод по утилизации аккумуляторов и т. д. «Эта площадка вполне может стать в перспективе самой крупной промышленно-производственной зоной в Кемеровской области», — говорит заместитель губернатора Кемеровской области Дмитрий Исламов. Сегодня в Кемеровской области уже действуют три зоны экономического благоприятствования: в Таштагольском районе, в Юрге и в Ленинске-Кузнецком. Еще одну зону планируют создать в Прокопьевске («Тырганская промзона»). Она позволит создать 1,3 тыс. рабочих мест. Как сообщили в пресс-службе администрации Кемеровской области, на территории промзоны разместятся вагоноремонтные предприятия, цеха по сборке карьерных самосвалов, а также предприятия среднего и малого бизнеса, задействованные в различных сферах. В целом в развитие «Тырганской промзоны» планируется привлечь 3 млрд руб. частных инвестиций.

Риски на старте

Конкуренции за инвесторов между промпарками пока нет. Большинство проектов только формируют свою базовую инфраструктуру. Впрочем, по мнению Виктора Балала, даже после того как заявленные проекты начнут работать, острая конкуренция вряд ли возможна. «Скорее произойдет переспециализация таких проектов. Условно говоря, мы будем специализироваться на одном, Томичи — на другом, иркутяне — на третьем или даже на том же самом, что и ПЛП, но конкуренция вряд ли возникнет, учитывая огромное расстояние между этими промышленными парками», — говорит он.

По оценкам экспертов, сегодня соперничество идет не между пропарками, а между регионами, которые соревнуются в предоставлении различных льгот инвесторам. Между тем не всегда льготы являются решающим фактором при размещении производств. «На наш взгляд, одним из конкурентных преимуществ становятся комплексность и качество услуг, которые может предложить парк своим клиентам», — считают специалисты УК «Идея Капитал» (казанский технополис «Химград»).

Так, по словам директора по развитию объектов недвижимости «ЮИТ Санкт-Петербург» Максима Соболева, подготовленных индустриальных парков, на которых можно начинать строительство, немного, основная масса — это инвестиционные площадки, требующие серьезных вложений в инфраструктурное обеспечение, что делает невозможным возведение на подобных землях производственных предприятий.

Между тем эксперты высказывают опасения, что бурный рост количества проектов индустриальных парков может стать проблемой для инвесторов. Площадки, в развитие которых вкладываются в том числе бюджетные средства, должны отвечать не только интересам региональных властей, но и запросам потенциальных резидентов. В противном случае они будут простаивать, а вложенные инвестиции рискуют никогда не окупиться.

На заметку

Зависимость предприятия от эффективного использования производственных площадей, поможет решить внедрение передвижных стеллажей, которые существенно расширят рабочую зону за счет грамотного использования рабочего пространства.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ