«Время диктата прошло, власти и бизнесу необходимо выстраивать диалог»

Ситуацию с недовольством председателя правления Сбербанка Германа Грефа политикой размещения рекламных конструкций в Новосибирске корреспонденту «КС» прокомментировал и. о. председателя комитета рекламы и информации мэрии города Новосибирска СЕРГЕЙ МУРЗИНЦЕВ. Также собеседник «КС» рассказал о том, какая судьба ждет тот самый щит напротив офиса банка на улице Серебренниковской и в целом об опыте столицы Сибири в сфере разработки схем по размещению рекламных объектов.

— Сергей Валерьевич, давайте начнем с ситуации, сложившейся вокруг замечания главы Сбербанка Германа Грефа. Как вы можете ее прокомментировать?
— Отмечу, что в Новосибирске не первый год ведется целенаправленная работа по упорядочиванию размещения рекламных конструкций. В свою очередь отдельные СМИ подали предоставленные мной комментарии после визита главы Сбербанка таким образом, будто мэрия начинает предпринимать меры только после того, когда кто-нибудь сделает замечание. Это неверно. Решением Совета депутатов утверждены Правила размещения наружной рекламы и информации, в которых регламентированы как расстояния между конструкциями, так и их расположение относительно зданий, сооружений. Безусловно, за почти 15-летний период формирования отрасли в соответствии с действовавшими на тот момент нормами и правилами было установлено большое количество объектов наружной рекламы. На текущий момент многие из ранее установленных конструкций морально устарели и требуют демонтажа или замены. Совместно с бизнес-сообществом в городе разработана стратегия развития и модернизации данного сегмента экономики, которая планово реализуется. С 1 января 2014 года размещение рекламных конструкций должно осуществляться согласно разработанным схемам. Наш город опередил введение федеральных норм на три года: мэрия города Новосибирска при участии известных архитекторов, общественных деятелей, профильных специалистов ведет подобную работу еще с 2010 года: разрабатываются и реализуются концепции размещения рекламных конструкций на магистральных улицах и площадях.

— Судя по заявлениям Германа Грефа, он уже просил убрать эту конструкцию?
— Вопрос об установке этой конструкции был рассмотрен в 2007 году на комиссии по наружной рекламе с участием представителей архитектуры, УГИБДД НСО, депутатского корпуса. Решением комиссии размещение было одобрено. В 2008 году, после установки щита данное решение было доведено до руководства Сбербанка в ответ на обращение о правомочности размещения конструкции. После этого вопросов по данной рекламной конструкции не возникало.

— И в результате какова судьба этого щита?
— На текущий момент данный объект размещен в соответствии со всеми действующими нормами и правилами. Заказчики на размещение рекламы на данном щите были различные, в том числе, если я не ошибаюсь, и Сбербанк. При разработке схем размещения рекламных конструкций на данном участке до конца 2013 года членами рабочей группы вопрос о целесообразности дальнейшего существования щита будет рассмотрен. Я думаю, решение будет профессиональное и взвешенное. В том числе с учетом специфики архитектуры здания Сбербанка.

— А вывеска Сбербанка на здании рядом с театром «Красный факел» не собирает жалоб горожан близлежащих домов? Она довольно интенсивно освещает пространство ночью зеленым светом.
— По моим данным, жалоб нет. Говоря о подобных вывесках, отмечу, что город, таким образом, получает дополнительное освещение, что становится особенно актуальным, когда световой день сокращается. Если говорить о претензиях горожан, то мы оперативно на них реагируем и обычно находим понимание с рекламораспространителями, например, в случаях, когда требуется изменить угол освещения, мощность ламп и так далее. Иногда, конечно, прибегаем и к административным нормам, составляем протоколы. Примером договоренности является экран, установленный на привокзальной площади. В результате был изменен цвет декоративных панелей экрана, чтобы он не выбивался из светло-зеленого фона вокзала. Также были установлены датчики, которые реагируют на степень освещения и в вечернее время не слепят водителей и пешеходов. И возвращаясь к данной ситуации, добавлю: любая проблема имеет два аспекта. Мы можем говорить, что у Сбербанка России на территории Новосибирска есть рекламные конструкции, которые также размещены с нарушениями нормативно-правовых актов. Но при этом мы учитываем, что Сбербанк выполняет значительную социальную функцию. И поэтому акцентировать внимание на этих незначительных нарушениях банка нецелесообразно, устраняя их в рабочем порядке. Повторюсь, что уже больше 10 лет мы планомерно проводим работу в этом направлении, с 2011 года у нас создана рабочая группа, которая занимается разработкой концепций размещения рекламных конструкций.

— Кто входит в рабочую группу?
— Как я указывал ранее, в состав группы входит ряд именитых архитекторов, представителей общественных организаций, депутатов и чиновников. Конечно же, членами рабочей группы являются и представители рекламного бизнеса: президент ООО «ГК «АртБизнесЛайн» Константин Валов, генеральный директор ООО «РИМ-С» Марк Василенко. Экспертное архитектурное сообщество представляют ректор Новосибирской государственной художественной академии Геннадий Пустоветов, профессор кафедры дизайна архитектурной среды НГАХА Борис Турецкий. Также в деятельности рабочей группы принимают участие председатель постоянной комиссии Совета депутатов по научно-производственному развитию и промышленности Игорь Салов и начальник управления ГИБДД ГУВД по Новосибирской области Сергей Штельмах, и этот перечень еще далеко не полон. Учитывая все вышесказанное, мне кажется, что данный подход наиболее верный. Время диктата прошло, власти и бизнесу необходимо выстраивать диалог.

— В данный момент на что направлена политика в мэрии относительно размещения рекламных конструкций?
— Как уже говорилось, городская администрация еще с 2010 года ведет работу по разработке схем размещения. Поэтому еще три года назад были определены 12 основных улиц, с которых мы и начали проводить преобразования. Первым подвергся модернизации Красный проспект, с которого убрали 400 конструкций. Также на данный момент на улице Большевистской демонтировано свыше 80 объектов, на Вокзальной магистрали также порядка 40–50 конструкций демонтировано и перенесено. Аналогичные работы намечаются по улицам Гоголя и Дуси Ковальчук. Как это происходит: мы с представителями рекламных компаний вместе выходили на улицу и указывали на эстетически неверные решения. В итоге мы нашли понимание, и договоры расторгли по обоюдному согласию. Также мы сейчас вносим корректировки в правила размещения наружной рекламы. Начали с отдельно стоящих конструкций, занимаемся преображением жилых и административных зданий, чтобы не было контрастных пятен, нарушения архитектурного облика зданий и сооружений. И экономика, стоит отметить, в этом вопросе играет свою роль, так как сокращаем количество объектов мы в пользу их качества. Для сравнения: динамическая конструкция размером 2,7 метра на 3,7 метра (сити-борд) стоит порядка 20 тыс. евро, в то время как щит 3 метра на 6 метров обходится всего в 100–150 тыс. рублей. Инвестиции, бесспорно, колоссальные, но рынок к ним готов, при наличии конструктивного диалога с властью.

— Как развивается проекционная реклама?
— А вот данный вид пока не получил широкого распространения в Новосибирске. Во-первых, в силу особенностей архитектуры, так как многие здания имеют окна и с торца в том числе. И во-вторых, не так много заказчиков, которые готовы реализовать столь дорогостоящие проекты, к ним еще рынок не совсем готов. Думаю, что пока подобные технологии мы будем использовать на праздниках.

— То есть сейчас четко держится курс на уменьшение количества конструкций?
— Совершенно верно. Я бы еще добавил, что и на упорядочение тоже. Там, где в свое время располагались две или три конструкции, останется одна, но она будет современной. Появление тех же видеоэкранов стоимостью порядка 8–10 млн рублей свидетельствует о том, что эта отрасль в Новосибирске развивается. А наличие на нашем рынке московских и санкт-петербургских компаний означает, что регион им интересен с инвестиционной точки зрения. При этом не стоит забывать, что эта отрасль является и серьезным налогоплательщиком, например, в 2012 году налоговые отчисления в бюджет города только от крупных рекламных агентств и только по единому налогу на вмененный доход составили более 120 млн рублей.

— В продолжение темы пополнения бюджета, как вы относитесь к перспективе увеличения корректирующего коэффициента К2 до 0,4, а то и до 0,8, как было рекомендовано областной властью?
— Подход к решению этого вопроса должен быть экономически оправданным. Был проведен анализ ситуации в других крупных городах-миллионниках, и существование коэффициента в дельте от 0,2 до 0,3 является экономически обоснованным. При иной величине рекламораспространителям станет выгоднее перейти на другую систему налогообложения, и таким образом, эти отчисления просто перестанут пополнять бюджет города. К примеру, во Владивостоке ввели единицу, и теперь там и налогоплательщиков по ЕНВД вообще нет. Что касается повышения до 0,4, то заверю вас, динамика повышения налоговых отчислений существует. И бизнес это понимает и принимает. В рассматриваемом же случае увеличивать в разы коэффициент нецелесообразно, поскольку повышение происходит сразу в несколько направлениях. Так, с 1 января базовый тариф вырос практически на 42%, плюс был ликвидирован ряд понижающих коэффициентов. Коэффициент величиной в 0,25 обеспечивает рост около 18%. Также при расчете ЕНВД учитывается утвержденный уровень инфляции, около 5% в год.

Если резюмировать, то на сегодняшнюю дату депутаты Совета депутатов приняли взвешенное решение, и исполнительная власть его поддержала. А осенью мы будем анализировать динамику: ушли ли какие-либо налоговые агенты или нет, что изменилось на рынке. Тем более что в каждый финансовый период мы имеем право выступить с инициативой повышения.

— Как выдерживает Новосибирск сравнение с другими городами Сибири по развитию рекламного бизнеса?
— Новосибирск является одним из лидеров, но не по количеству рекламных конструкций, а по разнообразию подходов и оперативности их реализации. На сегодняшний день мы имеем минимальное количество незаконных конструкций. Таких объектов у нас очень мало по сравнению с теми же Алтайским и Красноярским краями. С точки зрения комплексных подходов размещения рекламных конструкций мне очень понравился опыт Сургута. В конце 2012 года был проведен конкурс на заключение госконтракта по разработке тех самых схем. И вот если в Новосибирске мы делаем их собственными усилиями, то в Сургуте это было дано на откуп профессионалам, с которым и был заключен договор. Мне понравились грамотность постановки задачи и ее реализация. Но есть нюанс — дороговизна производства этих работ силами подрядных организаций. При этом также необходимо учесть, что если в Сургуте 17,5 км улиц, на которых согласно схемам будут располагаться конструкции, то в Новосибирске их 40% от 1,5 тыс. км, что составляет порядка 600 км. В Сургуте же цена 1 км в среднем составила 217 тыс. рублей. Арифметика по Новосибирску может быть впечатляющей. Также я наблюдал и ряд позитивных моментов, решений в составлении схем во время командировки в Красноярск, но напомню, что краевой центр испытывает серьезные сложности с демонтажем незаконно установленных конструкций. На бумаге все очень хорошо расставлено, а на деле на том месте может стоять еще несколько щитов.

— А во сколько Новосибирску обходится километр улицы?
— Поскольку мы это делаем собственными силами, то невозможно это оценить экономически. Но мы планируем отдать часть работ, касающихся размещения, например, на зданиях, на подряд. Так как профессиональный подход архитекторов в части разверстки зданий нам очень полезен и важен. Поэтому сейчас мы определяемся с техническим заданием и проводим переговоры с рядом проектных организаций относительно их возможности реализовать наши задумки. И вот тогда уже и будем выводить финансовую составляющую.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

«Властям города унизительно реагировать на подобные замечания»

Игорь Салов, председатель постоянной комиссии Совета депутатов Новосибирска по научно-производственному развитию и предпринимательству:

— Рассматриваемый щит размещен в четком соответствии с законом о рекламе. Были проведены все конкурсные процедуры, получено разрешение от всех необходимых инстанций. Я по прошествии этих событий специально проехал и проинспектировал ситуацию. Да, в какой-то точке щит действительно перекрывает незначительную часть здания. Но при этом стоит учесть, что офис Сбербанка не является объектом культурного наследия. А если уж и озаботиться решением проблемы очистки центральной части от рекламных конструкций, мешающих восприятию памятников архитектуры, то, конечно же, в первые ряды здание Сбербанка не попадет. Несмотря на то что оно само по себе вполне симпатичное, да и сама организация — крупнейший финансовый институт, а не какой-нибудь ларек.

В самом городе работа на самом деле ведется, и она началась с демонтажа незаконно размещенных рекламных конструкций. Также не первый год разрабатываются схемы размещения рекламных объектов на центральных магистралях. Рекламы в центре города станет значительно меньше. Замечу, что работа в этом направлении ведется независимо от визитов Грефа или иного руководителя, выдающего слишком смелые заключения о том, что у нас в городе слишком много рекламы. И относительно его высказывания замечу, что оно некорректно, и потому властям унизительно реагировать на подобные замечания. Предположу, что это было сказано главой Сбербанка либо в шутку, либо «в запале». Как экономист он должен понимать, что это первое свидетельство того, что уровень социально-экономического развития города довольно высок. И сейчас вовсю идет процесс разгрузки центра от рекламных конструкций с той целью, чтобы компенсировать это размещение в отдаленных спальных районах, на кольцевых или объездных магистралях. Единственное — мы не можем по законодательству демонтировать объекты, размещение которых закреплено договорными обязательствами.

Новосибирский рынок наружной рекламы регулируемый и контролируемый, у нас сложились конструктивные взаимоотношения с участниками рынка, которые также активно участвуют в жизни города. Думаю, что по истечении срока аренды этой конструкции можно перейти к обсуждению ее дальнейшего размещения, но не потому, что там кто-то приехал и возмутился, а потому, что существует определенная система.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ