Щит раздора

Скандальный щит стал поводом властям обратить внимание на проблемы наружной рекламы.
Скандальный щит стал поводом властям обратить внимание на проблемы наружной рекламы.

Визит в Новосибирск главы Сбербанка РФ Германа Грефа вновь заставил власти и общественность обратить внимание на вопросы размещения наружной рекламы. Напомним, что топ-менеджер банка и экс-министр экономического развития РФ посетовал, что рекламный щит, загораживающий здание банка, за два года так и не был демонтирован. «Городским властям много над чем есть работать, им нужно просто проехать всей командой чиновников по Новосибирску и поговорить с бизнесом», — пояснил Греф. «КС» решил разобраться, как обстоит ситуация с наружной рекламой в Новосибирске на фоне других городами России, как ее оценивают участники этого рынка, а также сами чиновники и бизнесмены.

Опрошенные «КС» представители бизнес-среды Новосибирска констатируют, что город перегружен наружной рекламой. «Ситуацию с рекламными носителями в Новосибирске иначе как «сборной солянкой» не назовешь», — сетует директор креативной студии «Кстати, да» Данил Долгополов. Он также добавляет, что, как правило, щиты соседствуют с точно такой же разрозненной в плане архитектуры и стиля жилой, административной и коммерческой недвижимостью. «Честно говоря, я не знаю примера такого города, как Новосибирск, где было бы столько «наружки» вкупе с архитектурным «раздраем»», — констатирует собеседник «КС». Поэтому, по его мнению, даже если принять решение о том, чтобы убрать щиты, город столкнется с другой эстетической проблемой — обшарпанными зданиями, обилием вывесок и «солянкой архитектурной» в тех же местах. Решение этой проблемы, по его словам, обойдется гораздо дороже.

Примечательно, что ситуация с наружной рекламой нередко отличается не только в субъектах различных регионов, но и между близлежащими городами. «В Новосибирске мне не приходилось бывать, но если сравнивать Красноярск с соседним Абаканом, то у этого города ситуация обстоит лучше, и реклама больше радует глаз. Местные компании следят за установленными конструкциями, содержа их в чистоте. В Красноярске же реклама часто приходит в негодность очень быстро, просто потому что покрывается грязью. С чем связана такая разница — трудно сказать, возможно, имеется какое-то воздействие со стороны местных властей», — рассуждает генеральный директор рекламного агентства «Бригадир» (Красноярск) Яков Огородников. А специалист по рекламе РА «А-Медиа» (Красноярск) Олеся Иванова, рассуждая о ситуации с «наружкой» в Сибири, уверена, что разница заключается не столько в городах, сколько в конкретных рекламных агентствах. «Я сотрудничаю с разными городами от Тюмени до Иркутска и вижу, что везде есть компании, ответственно относящиеся к своей работе, и есть их полные противоположности. Проблемы с размещением рекламных конструкций также лежат на компаниях — одни ради их размещения срезают деревья и закрывают обзор, а иногда и проход, другие этого принципиально не делают, стараясь обеспечить максимальное качество на окружающей территории», — поясняет Олеся Иванова.

В плане визуального восприятия городской территории участники рынка предлагают не ходить далеко и обратить внимание на Кемерово. «Это, конечно, не город-мечта, но и наружная реклама, и здания, и даже их фирменные желтые светофоры там смотрятся очень органично», — рассказывает Данил Долгополов. В свою очередь управляющая Новосибирским филиалом банка «Авангард» Александра Сак приводит в пример грамотного расположения «наружки» Санкт-Петербург. «Вопрос с рекламными щитами там вообще не актуален, их просто нет, и облик города, конечно, другой — его видно, видны его архитектура, его красота», — поясняет собеседница «КС».

Александра Сак также отмечает, что непосредственно офису ее банка рекламные щиты не мешают, но лишь потому, что их в принципе нет на улице, где располагается организация. Точно так же повезло и Данилу Долгополову.

Представители рекламных операторов относятся к проблеме более философски. «Городу может навредить не сама по себе наружная реклама, а хаотичное, непродуманное размещение конструкций. Пример развитых зарубежных городов показывает, что наиболее органичным является движение от малых форматов в центре, где много исторических и архитектурных памятников, к более крупным конструкциям на окраинах, где массовая типовая застройка выглядит довольно уныло. А наружная реклама способна и украсить город днем, и дополнительно подсветить ночью», — рассуждает ведущий эксперт по корпоративным коммуникациям Russ Outdoor Дмитрий Тихонов. Он рассказывает, что уже несколько десятилетий назад за рубежом утвердилась концепция совмещения рекламы и уличной мебели, когда полезные для горожан малые архитектурные формы (туалеты, лавочки, остановки общественного транспорта, точки доступа к wi-fi, велопарковки и т. д.) устанавливаются и обслуживаются операторами за свой счет в обмен на право размещения на них рекламы. Таким образом, при такой схеме все остаются в выигрыше: городская администрация не тратит денег налогоплательщиков, горожане получают современную инфраструктуру, рекламодатели эффективно взаимодействуют с аудиторией. В России уже сделаны первые шаги в этом направлении, согласно вступившим в силу поправкам к ФЗ «О рекламе» муниципалитеты вправе заключать договоры с операторами на более длительные сроки (10 лет, ранее было пять), а значит, могут позволить себе вкладывать деньги в более качественные конструкции. Однако большинство проектов по установке уличной мебели окупаются гораздо дольше. Например, суперсовременная рекламная тумба со встроенной автоматической туалетной кабиной, по словам Дмитрия Тихонова, может стоить до $100 000, и это без стоимости ее обслуживания. Именно поэтому мировой стандарт срока заключения договоров — 20–25 лет. В большинстве российских городов сейчас можно наблюдать последствия хаотичного развития сегмента наружной рекламы, когда разрешения на размещение рекламных конструкций выдавались бессистемно, без учета ранее выданных разрешений. С вступлением в силу поправок к закону «О рекламе», которые обязывают муниципалитеты разрабатывать единые схемы размещения рекламных конструкций, ситуация постепенно улучшается, констатирует эксперт.

Стоит отметить, что ситуацию с недовольством председателя правления Сбербанка Германа Грефа политикой размещения рекламных конструкций в Новосибирске корреспонденту «КС» прокомментировал и. о. председателя комитета рекламы и информации мэрии города Новосибирска Сергей Мурзинцев. Интервью с ним читайте по ссылке. Также в материале можно ознакомиться с позицией председателя постоянной комиссии Совета депутатов Новосибирска по научно-производственному развитию и предпринимательству Игоря Салова, по мнению которого «властям города унизительно реагировать на подобные замечания»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ