Сельское хозяйство уходит в сеть

На днях стало известно, что в рамках реализации государственной политики в сфере развития сельского хозяйства 1 августа начинает свою работу проект, направленный на решение одной из самых острых проблем в отрасли сельского хозяйства, которая касается сбыта своей продукции производителями сельхозпродукции. Смысл идеи, как сообщили инициаторы, заключается в создании общероссийского сайта виртуальных крестьянско-фермерских магазинов. Корреспондент «КС» выяснил, в чем суть проекта, как конкретно он будет работать, сможет ли дать ощутимые результаты сельхозтоваропроизводителям и как сможет повлиять на состояние рынка в целом.

Как сообщили разработчики проекта, возможностью создания бесплатного виртуального магазина смогут воспользоваться все граждане, ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства, с 1 августа 2013 года.

Уточним, что инициатором и разработчиком проекта выступила некоммерческая организация Фонд содействия развитию сельского хозяйства «Единый центр развития сельского хозяйства», которая находится в Санкт-Петербурге. Проект был поддержан в Минпромторге России, в Министерстве экономического развития России и Минсельхозе России, в соответствии с этим было принято решение направить письма в региональные представительства этих органов с целью подтверждения участия в проекте и оказания организаторской помощи. Как стало известно, большинство регионов уже откликнулось.

«Единый центр развития сельского хозяйства» появился год назад. Как рассказал его руководитель Клим Галиуллин, фонд начал свою деятельность с того, что в течение четырех месяцев проводил подробный анализ состояния сельского хозяйства в России, в том числе посетив районные и областные центры от Выборга до Хакасии, узнав о состоянии отрасли и проблемах ее развития непосредственно от самих сельхозпроизводителей.

«Из продолжительного и комплексного общения с фермерами стало понятно, что в этой сфере назрели две масштабные и значимые проблемы, которые требуют решения. Первое — проблемы со сбытом продукции, и второе — в силу разных причин в нашем государстве отсутствуют межрегиональные связи, что тоже мешает полноценно развиваться сельхозтоваропроизводителям», — пояснил Клим Галиуллин.

В чем суть

Как заверяют инициаторы проекта, основная идея заключается в том, чтобы каждому сельхозтоваропроизводителю предоставить торговую площадку в виде собственного бесплатного готового мини-сайта, интегрированного в единую сеть. Задачи проекта, решение которых подразумевает его реализация, — объединение производителей сельхозпродукции и покупателей в единое информационное пространство и их сплочение, это первое. И второе — выстраивание межрегиональных связей, которые способствуют оптимизации доходов и расходов товаропроизводителей сельхозпродукции на производство и реализацию продукции.

«К сожалению, уровень компьютерной грамотности среди фермеров очень низкий, и создание собственных полноценных сайтов доступно лишь небольшой части сельхозтоваропроизводителей, примерно 10%, поэтому такой подход не сможет решить проблему сбыта продукции в полной мере. А создание единого сообщества с готовой торговой площадкой будет эффективнее, привлечет гораздо больше участников и позволит более масштабно заявить о себе. Кроме того, на сайте будут представлены обучающие программы по поддержанию и развитию своего «магазина»», — добавляет Клим Галиуллин.
Нужно отметить, что доступ на собственную торговую Интернет-площадку в рамках единого сайта будет разрешен только тем сельхозтоваропроизводителям, которые не нарушают закон и о которых знают в районных отделах по сельскому хозяйству.

Вопрос конкуренции

Как известно, в России достаточно много интернет-магазинов, где можно купить продукцию фермерского производства, кто-то их использует, но большинство о них даже не знает, соответственно, массового участия сельхозтоваропроизводителей на таких площадках нет. Удастся ли «Единому центру развития сельского хозяйства» переломить тенденцию, пока не совсем ясно, но то, что в проекте будут принимать участие государственные структуры, вызывает интерес к проекту и к итоговому результату его реализации.

Как уже говорилось, многие регионы проявили заинтересованность к созданию сети виртуальных крестьянско-фермерских магазинов, и один из них — Красноярский край.

В пресс-службе министерства промышленности и торговли Красноярского края отмечают, что проект даст целостное понимание направлений деятельности производителей и выпускаемой ими продукции на территории того или иного субъекта РФ. Минпромторг края в данном проекте возьмет на себя функцию предоставления информации организаторам проекта об участниках фермерского рынка в регионе, а также даст оценку краевым претендентам для их участия в виртуальном магазине.

А вот в Новосибирске не торопятся принимать решение по поводу участия в проекте. Как сообщили в региональном министерстве промышленности, торговли и развития предпринимательства, на днях Фонд «Единый центр развития сельского хозяйства» обратился в правительство Новосибирской области с предложением поддержать распространение бесплатных виртуальных фермерских магазинов в Новосибирской области. «Идея создания единого информационного поля для сельхозпроизводителей и покупателей, безусловно, заслуживает внимания, — отметили в министерстве. — Конкретное решение будет принято вскоре после начала работы виртуального магазина».

Вопрос ценообразования и логистики

Еще один логичный вопрос, возникающий при изучении проекта, — ценообразование. Как сообщили организаторы, ценовая политика будет делом самих фермеров, потому что это хотя и виртуальный, но все же рынок, и в его процессы и законы создатели проекта вмешиваться не намерены, таким образом, регулировать его должны сами участники рынка.

Что же касается торговой наценки, то ее не предполагается. Продукция будет реализовываться без «накрутки», продажа будет осуществляться напрямую от фермеров. Нужно отметить, что виртуальная торговая площадка будет рассчитана не только на оптовых потребителей, крупных игроков рынка, но и на розничных. Каждый обычный покупатель сможет определить с помощью сайта, где в непосредственной близости от дома можно купить свежую фермерскую продукцию, если, к примеру, надоело пакетированное молоко и непонятная курица. Получить продукцию можно будет тремя способами. Можно самому заехать на ферму, посмотреть и выбрать необходимое. Второй вариант — фермеры привезут сами то, что вам нужно. И третий способ — организация в рамках проекта службы доставки. Неотъемлемой частью развития проекта, как говорят представители «Единого центра развития сельского хозяйства», станет развитие логистической составляющей, одна из мер в этом направлении — выбор каждым регионом наиболее эффективных, на их взгляд, транспортных компаний, которые также будут презентованы на виртуальной торговой площадке.

Не все разделяют мнение по поводу безоблачного будущего проекта, к примеру, аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин высказал следующее мнение по поводу развития и перспектив проекта: «В условиях низкой плотности населения, недостаточного уровня развития транспортной сети, логистической инфраструктуры и дефицита ресурсов эффективная реализация продукции остается одной из наиболее сложных и затратных задач для большинства крестьянских и фермерских хозяйств. Поэтому различные формы поддержки дистрибуции, несомненно, необходимы, так как сегодня эти расходы полностью лежат на хозяйствующих субъектах, что существенно снижает рентабельность малого и среднего бизнеса в агропромышленном комплексе и препятствует притоку инвестиций. Предложенный механизм сможет способствовать улучшению ситуации в этой сфере, но только в том случае, если будет произведена тщательная проработке логистической составляющей, которая и формирует основные издержки. Можно рассчитывать преимущественно на позитивный маркетинговый эффект и положительную роль такого портала в развитии коммуникаций и, как следствие, расширении партнерских связей производителей и оптовых посредников, что, несомненно, также может стать неплохим результатом. Но чтобы такая модель работала в сегменте B2C и тем более эффективно решала задачу расширения каналов сбыта для КФХ, необходима в первую очередь, конечно, реализация инфраструктурных проектов, а также существенные инвестиции в логистику. Без значительных капитальных затрат собственно информационно-коммуникационная составляющая проекта полностью не отвечает на актуальные запросы предпринимателей».

Также стоит обратить внимание на то, что контроль качества продукции, представленной на интернет-платформе, предполагается, и будет осуществляться посредством того, что на площадку будут допускаться только те фермерские хозяйства, о которых знают с положительной стороны в районных отделах сельского хозяйства, и подразумевается, что никому не знакомые игроки рынка не должны появляться в проекте. Планируется, что дополнительный контроль этого процесса будут осуществлять региональные минпромторги, министерства экономического развития и минсельхозы.

Что говорят фермеры

Один из участников рынка, фермер и частный предприниматель Андрей Дариенко поделился своим мнением по поводу создания виртуальной площадки для реализации продукции сельхозпроизводителями: «На мой взгляд, это достаточно хорошая идея, я как представитель отрасли принял бы участие в проекте. Мне кажется, фермерское сообщество все же уже шагнуло вперед, и многие его представители готовы к новым технологиям, которые позволили бы вывести отрасль сельского хозяйства на более качественный уровень и решить актуальные проблемы. Но, как я считаю, участие в данном проекте будет более эффективным для крупных игроков рынка, хотя не исключаю пользу и для небольших фермерских хозяйств».

Прямая речь

Максим Клягин,
аналитик УК «Финам Менеджмент»:

— В целом можно отметить, что в силу преимущественно небольшого масштаба бизнеса хозяйствующих субъектов, их ограниченных логистических возможностей, а кроме того, отсутствия мощностей даже по первичной переработке, сортировке и упаковке продукции, их возможности в части дистрибуции товара в современные каналы конечной реализации продукции априори ограничены. Несколько лучше может обстоять ситуация в части реализации продукции компаниям-переработчикам, но и здесь обычно возникают аналогичные барьеры. Поэтому такие каналы дистрибуции, как сетевая розничная торговля, для небольших локальных производителей по объективным причинам малодоступны. Крупный сетевой ритейл — технологичный бизнес. Для сетевого ритейла рентабельной может быть только работа с крупными поставщиками, строго выдерживающими необходимые условия в части объемов, качества и логистики. Как правило, жестким требованиям отвечают преимущественно компании с большим масштабом производства. Крупные торговые предприятия не могут работать с мелкими частными поставщиками — это неэффективно. Необходимо дополнительное звено. Поэтому такая продукция реализуется оптовым покупателям либо, если производителю все-таки выгодно нести издержки по работе на розничном уровне, — на профильных рынках и ярмарках, в независимых торговых объектах либо с привлечением дистанционных методов продаж при посредничестве профильных компаний.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ