Стекловолокно как бизнес

В Новосибирске, на площадке промышленно-логистического парка, появится крупный завод по производству утеплителя на основе стекловолокна. Проект принадлежит компании «Теплопром», которая входит в холдинг «Главновосибирскстрой». Инвестиции в строительство и запуск завода, по предварительным оценкам, составят более 2,2 млрд рублей. Обо всех подробностях реализации проекта, а также о конкурентной борьбе на рынке по производству стекловолокна, условиях сбыта продукции и о том, зачем вообще такой завод городу, корреспонденту «КС» рассказал директор по управлению проектами ООО «Теплопром» ДМИТРИЙ ГРЕБЕНЩИКОВ.

Трехстороннее соглашение о сотрудничестве при реализации инвестиционного проекта было заключено между Агентством инвестиционного развития Новосибирской области, ООО «Теплопром» и управляющей компанией «Промышленно-логистический парк Новосибирской области» (ПЛП).

— Дмитрий Михайлович, расскажите, когда была создана компания «Теплопром» и для чего?
— Компания «Теплопром» появилась в феврале этого года. Единственным акционером компании выступает ЗАО «Юнилад», которое в свою очередь входит в группу компаний «Главновосибирскстрой», владеющую основной долей бизнеса. «Теплопром» был создан непосредственно для реализации проекта по строительству завода, который будет производить теплоизоляционный материал на основе стекловолокна.

— Когда начнется строительство завода и сколько оно будет идти?
— Сейчас мы находимся на стадии базового технологического инжиниринга, его выполняют немецкие специалисты. Этот процесс завершится к концу лета. К этому же времени специалисты нашей компании должны подготовить техническое задание для проектировщиков, так как нужно адаптировать проект под российские нормы и условия. Надеемся, что работа проектировщиков займет четыре месяца, но это если «с кнутом», как говорится; если «за кофе», то уйдет, я думаю, полгода. К весне 2014 года компания планирует получить разрешение на строительство, чтобы уже с первой оттепелью заняться нулевым циклом и выйти на котлованы. Соответственно, к первым заморозкам должен быть готов главный корпус завода. А уже весной 2015 года завод планирует выйти на режим пусконаладки, чтобы к лету, к строительному сезону, выпустить первые объемы продукции. Еще один немаловажный и длительный процесс — заказ технологического оборудования, который займет от четырех до восьми месяцев.

— Какая компания будет заниматься непосредственным строительством завода?

— Генподрядчиком выступит компания «Главновосибирскстрой», а на остальные дополнительные работы будут наняты надежные субподрядные организации. Удешевит строительство и то, что многие строительные материалы будут произведены собственными силами.

— Каков будет итоговый объем инвестиций в проект?
— Если говорить о первом этапе реализации проекта, то около 1,6–1,7 млрд рублей. Вложения во вторую очередь зависят от того, на какую мощность выйдет завод. В итоге общая оценка стоимости объекта на сегодняшний день составляет около 2,2-2,3 млрд рублей.

— Какие источники финансирования у проекта? И в каких пропорциях будут вложены собственные и заемные средства?

— От 20 до 30 % — собственные средства, остальные заемные. Сегодня мы находимся в активной фазе разработки наиболее оптимальной схемы финансирования проекта одновременно с несколькими российскими и иностранными банками. Уже отработано несколько финансовых схем и получены предварительные бюджетные котировки. В ближайшее время мы выйдем на финальную стадию выбора банка-партнера в этом проекте

—Какая планируется мощность завода?
— Мы разрабатываем два варианта Базовой инженерно-технологической концепции завода, в которых закладывается увеличение производительности в два этапа. Мощность первой очереди составит около 50 тонн в сутки готовой продукции. Расчетная максимальная производительность равна 90 тонн в сутки. Проектирование ведется с таким расчетом, чтобы переход со стадии на стадию осуществлялся максимально быстро и с наименьшими затратами. Такой подход к разработке концепции позволяют реализовать специальные инструменты, высокий профессиональный уровень и богатый практический опыт немецкой команды разработчиков.

— Могли бы вы сказать, насколько вообще сложен бизнес по производству стекловолокна?
— Бизнес по производству теплоизоляционного стекловолокна действительно достаточно непростой и весьма специфичный, потому что объединяет две отрасли. С одной стороны это стекольная отрасль, потому что вначале производится стекло, а потом из стекла нужно сделать вату, далее вату превратить в плиту или рулон теплоизоляции, получив тем самым строительный материал. Уже на этапе строительства завода нам предстоит большая работа по подбору и дополнительному профильному обучению специалистов, а также многому придется учиться на собственном опыте промышленного производства.

— В России есть нехватка специалистов в этой отрасли?
— Да, это так, профильные предприятия и учебные заведения, конечно, есть, но вопрос в уровне профессиональной подготовки и наличии специалистов в нашем регионе остается актуальным. Но это решаемая проблема, т.к. мы со старта проекта дополнительно думаем об особых условиях для привлечения квалифицированных специалистов.

— При таких объемах и мощности производства какую долю рынка планируете занять и кто будет основными конкурентами?
— Основные конкуренты это «большая тройка — Knauf, Ursa, Saint-Gobain», которая примерно в равных пропорциях занимает порядка 90% рынка. Запуск второй очереди завода (90 тонн в сутки) и отлаженная к этому времени система продаж позволят занять около 7-8% федерального рынка. Это серьезная и интересная задача, для решения которой разрабатывается специальная программа действий по входу на рынок теплоизоляции.

— Сам продукт «стекловата» насколько конкурентоспособен по сравнению с другими продуктами теплоизоляции?
— Естественно, что помимо конкуренции среди аналогов, мы будем конкурировать и с теплоизоляционными продуктами, произведенными по другим технологиям, например, с каменной шерстью (ватой). Интересная особенность конкуренции каменной и стеклянной ваты состоит в том, что эти продукты изначально технологически разные, соответственно потребительские свойства и сферы применения различны. Но в некоторых сегментах рынка есть смежные области. Изначально в проект заложены технологические решения, которые позволят уверенно конкурировать с каменной ватой за счет лучшего соотношения «цена — потребительские свойства». Основные производители стекловаты сконцентрированы в европейской части России, весомую долю в формировании конечной цены для потребителя имеет логистическая составляющая. Все игроки рынка имеют примерно одинаковую производственную себестоимость, поэтому при прочих равных конкурентных преимуществах стекловаты, высокая стоимость логистики из европейской части на Восток страны является для нашего завода хорошим преимуществом в конкурентной борьбе на домашнем рынке.

— В Сибири все же есть конкуренты?
— В Сибири сейчас производителей стекловаты нет, условно ближайшая к нам точка (т.к. расстояние 900 км) будущего производства стекловаты находится в Тюмени, где в настоящее время ведется модернизация завода «Тисма» когда-то принадлежавшего «Газпрому». Наши рынки сбыта не будут существенно пересекаться т.к. мы имеем географическое преимущество для успешных продаж на территории вплоть до Дальнего Востока. В дальневосточном регионе, конечно, есть некая конкуренция со стороны Китая, но продукция китайских производителей значительно уступает в качестве и эксплуатационных свойствах современной теплоизоляции. Поэтому у китайской продукции своя ниша, а у нас своя, и пересечений тут нет. Также мы планируем выйти на рынок ближних республик — Казахстан, Туркменистан, Киргизия.

— В этих странах тоже востребованы материалы для утепления?
— Это в России стекловолокно относят к теплоизоляционным материалам, потому что мы живем в северной стране, а вообще правильнее относить этот материал к термоизоляции. Там, где жарко, тоже нужно изолироваться, может быть, в меньших количествах, но изоляция все равно необходима, так что стекловата в географическом плане продукт универсальный.

— Дмитрий Михайлович, тогда объясните, если на рынке такая жесткая конкуренция, если в стране мало специалистов в этой отрасли, то зачем вашей компании вообще такой бизнес-проект? Тем более с нуля?
— Да, бизнес непростой, технико-технологически сложный, с высоким порогом входа, требует профессионального подхода ко всем вопросам не только на стартапе, но и в течение всего жизненного цикла. Не то что бы мы не ищем легких путей, мы сознательно пошли в этом направлении, потому что это закрытый рынок и сложный проект, и как раз эти сложности являются дополнительным плюсом, некоей страховкой от скорого появления новых игроков и усиления конкуренции.

— Почему для строительства была выбрана площадка ПЛП?
— Потому что на сегодняшний день она стала оптимальной. Во-первых, строить в поле всегда лучше, чем вписываться в какое-то заселенное пространство. Во-вторых, очень важно оптимальное сочетание таких показателей, как логистика входящих и исходящих потоков; доступность готовых коммуникаций; отсутствие жилья рядом, потому что экологические требования достаточно серьезные, и, конечно, цена. Если посмотреть на площадки, которые есть в Новосибирске и окрестностях, то получается, что какого-то одного компонента из перечисленных всегда не хватало. Мы очень долго искали место для строительства, причем у нас есть собственные земельные участки, но они тоже не подходили.

— Рассчитываете на поддержку государства, располагаясь в ПЛП?
— Я бы не стал относить к одному из главных факторов размещения на площадке ПЛП получение лояльности и поддержки государства. Наши отношения можно отнести к деловому партнерству, поэтому в данном случае возлагать особые надежды на помощь и поддержку вряд ли нужно.

— Сложно было получить статус резидента ПЛП?
— Не отрицаю, что был период «ритуальных танцев»: мы пытались понять условия размещения, насколько они выгодны для компании, а в ПЛП пытались понять, каков наш потенциал. Но сказать, что были какие-то сверхтрудности, в том числе бюрократические, я не могу, такого не было.

— Дмитрий Михайлович, почему именно вас поставили руководителем проекта и как вы пришли в компанию «Главновосибирскстрой»?
— Я пришел в компанию консультантом, потом стал руководителем проектного бюро, где прорабатываются пути будущего развития и модернизации компании. Проект строительства завода относится к развитию компании, так что мое назначение вполне естественно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ