Присмотрелись. Итоги 1 полугодия на рынке интернет-провайдеров Сибири

Конкурентная борьба на рынке интернет-доступа и платного ТВ в Сибири вновь активизировалась. В то время как МТС, по данным статистики, сократила долю рынка, а ТТК немного усилила позиции, «Сибирские Сети» решили кардинально сменить позиционирование: теперь это в первую очередь оператор беспроводного доступа в Интернет. Смена привычной модели работы интернет-провайдеров дает шансы на то, что конкурентная борьба будет еще более непредсказуемой.

Оценивая итоги первого полугодия на телекоммуникационном рынке Сибири, «КС» опирался на данные аналитического агентства IKS-Consulting, которое специально для издания подготовила статистику по долям крупнейших операторов интернет-доступа по показателю абонентской базы в сегментах B2B и B2C в целом по Сибири и конкретно по Новосибирску. Кроме того, впервые в распоряжении «КС» оказались и данные по позициям операторов связи в сегменте платного ТВ — сегменте, который для многих провайдеров является одним из ключевых.

Сегмент B2C


Данные IKS-Consulting, выполнено «Юнисервис Капитал»

Согласно данным IKS-Consulting, по итогам первого полугодия этого года первое место в Сибири в сегменте B2C традиционно удержал «Ростелеком». За год его доля по показателю абонентской базы не изменилась и осталась на уровне 34%. В самой компании, впрочем, придерживаются других оценок, отмечая, что за первое полугодие благодаря подключениям по оптическим технологиям приросли почти на 10%, тем самым показав стабильный рост абонентской базы. «Результаты деятельности компании на территории Сибири и в частности в Новосибирске по итогам первого полугодия 2013 года по таким услугам, как широкополосный доступ в Интернет (ШПД) и интерактивное ТВ превзошли наши ожидания», — заявляет коммерческий директор макрорегионального филиала «Сибирь» ОАО «Ростелеком» Валерий Беленький.

Значительно нарастить свои позиции удалось и ТТК — за год ее доля, по данным IKS-Consulting, увеличилась на 2 процентных пункта — с 9% до 11%. «По сравнению с аналогичным периодом прошлого года наша абонентская база клиентов ШПД выросла на 30%, а число пользователей кабельного ТВ увеличилось в семь раз, что опережает среднерыночные темпы прироста», — поясняет первый заместитель генерального директора компании «ТТК-Западная Сибирь» Дмитрий Васильев.

Замыкает первую тройку по Сибири пермский «ЭР-Телеком» с неизменной долей в 10%. В свою очередь доля остальных операторов в Сибири, по данным IKS-Consulting, оказалась менее 5%.

Говоря о Сибирском регионе, интересно посмотреть и расклад сил провайдеров по Новосибирской области. Здесь первое место также удерживает «Ростелеком», доля которого в сегменте B2C увеличилась с 25% до 26%. Второе место удалось занять «Новотелекому» с 24% рынка, как и годом ранее. В самой компании, впрочем, отмечают, что они все же выросли. «Мы оцениваем распределение долей рынка по другой методике, применимо к освоенной нами территории в Новосибирске, Бердске и Искитиме. Здесь в первом полугодии рыночную долю наращивали мы и «Сибирские Сети», остальные игроки либо сохранили свои доли, либо немного потеряли в обоих сегментах рынка», — рассказывает руководитель отдела маркетинга «Новотелекома» Илья Булгаков.

Собственно, замыкают первую тройку «Сибирские Сети» с 16%. Следом располагается «ЭР-Телеком» с 13%, которому удалось нарастить за год свою долю на 1 процентный пункт. «По нашим данным, наша доля на новосибирском рынке ШПД остается стабильной при общем увеличении количества абонентов и составляет 17%, — отмечает директор новосибирского филиала «ЭР-Телеком» Станислав Дариенко. — В первом полугодии 2013 года филиал сохранил высокую динамику развития. Могу сказать, что в Новосибирске план по подключению новых интернет-пользователей и абонентов платного ТВ выполнен, мы довольны темпами развития компании. В целом количество наших пользователей в городе увеличилось на 20 тысяч абонентов. Показатели работы компании в Сибири также соответствуют плановым».

Пятую строчку разделили между собой ТТК и МТС с показателем в 7%. Однако если первой удалось увеличить свою долю на 1 процентный пункт, то МТС стал единственным представителем ТОП-5, у которого за год позиции упали. В самой компании, впрочем, придерживаются другого мнения. «Наша абонентская база стабильна, мы фиксируем не только прирост абонентской базы, но и снижение уровня оттока. Снижение доли рынка объясняется тем, что все наши усилия направлены на модернизацию существующей инфраструктуры, а не на выход в новые территории, — поясняет гендиректор «МТС-Сибирь» Александр Соловенчук. — Мы считаем, что это правильная стратегия, поскольку абоненты начинают пользоваться дополнительными услугами, вся наша абонентская база активна. В целом мы положительно оцениваем итоги первого полугодия. Так, наша абонентская база в сегменте фиксированных услуг связи за год увеличилась на 5% как по Сибири в целом, так и в Новосибирске. Наши основные усилия сосредоточены на модернизации нашей инфраструктуры».

В свою очередь в ТТК, также занявшей по Новосибирску 5-ю строчку, отметили, что в Новосибирской области доля компании соответствует данным IKS-Consulting, а рост числа пользователей ШПД у оператора составил 20%.

Сегмент B2B

Данные IKS-Consulting, выполнено «Юнисервис Капитал»

На сибирском рынке B2B картина широкополосного доступа в Интернет еще более «перекошена». Первое место с большим отрывом от конкурентов занимает «Ростелеком» с 38% рынка. В свою очередь все остальные члены ТОП-5 занимают долю менее 5%. Речь идет об МТС, «Новотелекоме», «Вымпелкоме» и «ЭР-Телекоме».

Непосредственно в Новосибирской области первое место в сегменте B2B также занимает «Ростелеком» с 33,5% рынка, однако за год доля оператора упала сразу на 1,1 процентного пункта за счет других провайдеров. Второе место, по данным IKS-Consulting, на новосибирском B2B-рынке занимает «Новотелеком», которому за год удалось нарастить долю с 10,8% до 11%, то есть на 0,2%. Следом в рейтинге располагается «Авантел», доля которого за год увеличилась на 0,4 процентных пункта до 10,9%. Четвертую позицию занимают «Сибирские Сети» с 10,7% рынка против 10,5% годом ранее. Замыкает ТОП-5 «Магистраль телеком» с неизменными 6,4% рынка.

Примечательно, что ТТК в ТОП-5 по Новосибирску вообще не вошла, однако в компании согласны с такими данными. «Такая картина связана прежде всего с тем, что мы изначально были ориентированы на работу с крупными клиентами, наше ARPU выше среднего по рынку. Сейчас мы работаем как с крупными заказчиками, так и с сегментом среднего и малого бизнеса. В целом на B2B-рынке наша доля по уровню дохода достигает 13%», — поясняет Дмитрий Васильев.

В целом участники рынка констатируют, что услуги по предоставлению доступа в Интернет традиционно являются одними из самых востребованных сервисов в сегменте B2B, при этом имеется в виду не только построение фиксированных каналов связи, но и решения, связанные с мобильной передачей данных. «За последние несколько лет спрос на них значительно увеличился, это несомненный тренд не только массового, но и бизнес-рынка. Судите сами — по опыту нашей компании, трафик, сгенерированный клиентами в июне 2013 года, почти в три раза больше, чем в 2012 году», — подчеркивает региональный директор Сибирского региона «Вымпелкома» Сергей Козерод. По его мнению, во многом такой тренд связан с тем, что современный бизнес требует все большей мобильности, и сегодня успех компании напрямую зависит от скорости принятия управленческих решений и выполнения многочисленных рабочих задач. Своей задачей оператор видит достижение того, чтобы каждый сотрудник компании независимо от его местонахождения — на рабочем месте в офисе, дома или в командировке — получал одинаково высокое качество поддержки с точки зрения инфокоммуникаций.

Другим приоритетом является индивидуальный подход к клиенту и решение его задач. «Как бы банально это ни звучало, именно в этом направлении и движется B2B-рынок услуг доступа в Интернет», — поясняет менеджер по маркетингу и рекламе Сибирского регионального филиала «Энфорты» Дарья Болдаева.

Платное ТВ

Данные IKS-Consulting, выполнено «Юнисервис Капитал»

Впервые «КС» решил также рассмотреть позиции операторов на рынке платного ТВ. Так, в целом по Сибири по показателю абонентской базы первое место занимает «Триколор ТВ» с 19% рынка. За год специализированному оператору платного телевидения удалось нарастить долю на 3 процентных пункта с 16% до 19%. «В начале года мы осуществили корректировку коммерческих планов по Сибири, и в настоящее время идем с превышением на 7%. Мы согласны с данными IKS-Consulting — «Триколор ТВ» действительно каждый год наращивает присутствие на региональном телеком-рынке», — поясняет PR-менеджер «Триколор ТВ» Анастасия Соколовская.

Вместе с тем уже на второй строчке рейтинга располагается «ЭР-Телеком» с неизменными 12%. В самой компании, впрочем, приводят совсем другие данные. «На рынке платного ТВ города наша доля, по собственным оценкам, составляет 40% — в этом сегменте мы вышли на первое место в городе в I квартале 2013 года», — уверяет Станислав Дариенко. Разница с подсчетами iKS-Conslting по его словам, связана с тем, что представленные агентством расчеты касаются области, а сам оператор оценивает только города своего присутствия — Новосибирск, а также города-спутники.

В свою очередь «Ростелеком» в этом сегменте лишь замыкает первую тройку, увеличив долю на 2 процентных пункта до 12%. В самом операторе, впрочем, напротив, позитивно оценивают свои результаты, отмечая, что их услугами IPTV пользуются более 280 тысяч абонентов, что на 7% выше прогнозированных показателей.

На четвертой строчке располагается МТС с 11% рынка. По данным IKS-Consulting, из всех членов ТОП-5 только этот оператор за год ослабил позиции по абонентской базе, причем сразу на 3 процентных пункта. В самой компании иначе трактуют свои результаты. «В конце 2012 года мы предложили пользователям подключить услугу цифрового телевидения по технологии DVB-C. Уже сейчас мы видим, что данная услуга востребована, так, ежемесячный прирост подключений к ЦТВ составляет порядка 30%», — поясняет Александр Соловенчук.

Хуже, чем годом ранее, сработал и «Норильсктелеком» (в Новосибирске представленный через дочернюю компанию «Первая Миля», работающую под брендом Academ.org), доля которого упала с 6% до 5%.

В свою очередь в Новосибирской области на рынке платного ТВ складывается другая картина. Первое место в регионе занимает не «Триколор ТВ», а «Ростелеком» с 22% рынка (+2 п. п.). Следом за ним располагается «ЭР-Телеком» с 21% рынка (+1 п. п.). На третьем месте все еще находится МТС, причем за год доля оператора и по этому региону упала с 23% до 18%, то есть сразу на 5 процентных пунктов. И лишь на четвертой строчке по Новосибирской области пока располагается «Триколор ТВ», нарастивший свою долю с 11% до 14%.

Смена модели?

За последние годы все больше абонентов выходят в сеть не с персональных компьютеров, а с ноутбуков, планшетов и смартфонов. Такие потребности классические операторы ШПД раньше не «закрывали», но с недавнего времени в условиях конкуренции все же озаботились тем, как адаптировать свои услуги к новым реалиям рынка. Собственно, реагируя на сложившийся тренд, операторы стали более активно предлагать услуги беспроводного доступа в глобальную сеть. Наиболее активные шаги в этом направлении сделали «Сибирские Сети», которые с 1 июля вообще объявили о переходе к новому подходу оказания услуг. Так, провайдер будет по умолчанию давать своим абонентам в аренду аппаратный комплекс, позволяющий распространять в квартирах сигнал Wi-Fi. Им можно будет пользоваться с помощью смартфонов, планшетов, ноутбуков и даже телевизоров. Последний случай особенно интересен тем, что для реализации такой возможности служит специальная приставка set-to-box, а также разработанный оператором «софт», установленный в виде приложения. Таким образом, оператор будет предоставить услуги телевидения HD-качества через Wi-Fi.

По данным «Сибирских Сетей», сейчас лишь порядка 15% абонентов в Новосибирске заходит в сеть с помощью Wi-Fi. В компании ставят за ориентир достижение доли в 70% по итогам года. По словам коммерческого директора «Сибирских Сетей» Сергея Вепренцева, к сентябрю компания планирует увеличить поставки оборудования в пять раз, доведя его до показателя в 5000 устройств в месяц в Новосибирске. Нагрузка на сети не должна измениться.

Не опасаются в компании и рисков, связанных с невозвратом оборудования. Согласно предварительным тестам, проведенным оператором, доля невозврата составляет не более 8%, поэтому оператор осознанно идет на такую схему. «Мы забираем на себя головную боль абонентов не только по организации технического доступа в Интернет, но и по настройке доступа в сеть, то есть услугу «под ключ» взамен на лояльность клиентов», — пояснили в компании.

«Ничего принципиально нового для рынка «Сибирские Сети» не предложили. В течение последних полутора-двух лет практически все провайдеры делали аналогичные предложения»

Интересно, что, по словам одного из участников рынка, знакомого с ситуацией, такой проект «Сибирские Сети» собирались запускать еще два года назад, но смогли внедрить лишь сейчас, что, кстати, совпало с возвращением в компанию Сергея Вепренцева. «На мой взгляд, сама идея интересная, но, безусловно, важно качество реализации», — поясняет собеседник «КС».

Конкуренты между тем считают «выходки» оператора не более чем эффектным маркетинговым ходом. «Ничего принципиально нового для рынка «Сибирские Сети» не предложили. В течение последних полутора-двух лет практически все провайдеры делали аналогичные предложения, и рынок Wi-Fi-оборудования для подключения домашнего Интернета уже освоен более чем на 50%», — констатируют в «Новотелекоме».

Однако текущая картина у всех провайдеров разная. Так, «ЭР-Телеком» предлагает услугу беспроводного доступа в Интернет по технологии Wi-Fi с 2008 года, и сейчас через Wi-Fi-роутеры выходят в сеть около 30% сибирских абонентов. В «ТТК-Западная Сибирь» приводят данные, что у 65% их абонентов уже есть роутеры, причем 5% из них пользуются устройствами оператора. При этом участники рынка сходятся в том, что уже в ближайшем будущем беспроводной доступ у клиентов станет более востребованным, чем обычное подключение. Однако, по их словам, взрывного интереса к оборудованию в последнее время не наблюдается, по крайней мере в крупных городах. Зато наиболее охотно роутеры приобретают в малых городах, где интерес к оборудованию пока растет.

В связи с этим примечательно, что от «классической» модели оказания услуг «Сибирские Сети» не отказываются. Клиенты оператора смогут в дальнейшем подключаться и проводным способом, если выскажут такое желание. Однако, по словам представителей провайдера, подобные случаи носят единичный характер. При этом стоит отметить, что корпоративные клиенты оператора не смогут пользоваться этой схемой, поскольку для них вопрос покупки беспроводного оборудования, по мнению представителей «Сибирских Сетей», не так критичен, как для частных лиц.

Географическая экспансия

Альтернативным путем наращивания абонентской базы и как следствие доли рынка по этому показателю для операторов является дальнейшая географическая экспансия. Учитывая, что телеком-рынок в городах-миллионниках близок к насыщению, операторы осваивают города с меньшим количеством жителей. По словам Сергея Вепренцева, наибольшую динамику пророста показывают малые города, где проникновение услуги находится на уровне 40–50%. В Новосибирске оператор оценивает проникновение на уровне 70%, а темп роста сохраняется на уровне прошлого года.

Наиболее активным «завоевателем» в первом полугодии можно считать «Сибирские Сети», которые в 2013 году появились в Междуреченске, Юрге, Березовском, Калтане, а также ТТК, которая начала работать в Куйбышеве, Яровом и планирует выйти в Березовский.

Выход за территорию городов и крупных территориальных центров является естественным процессом развития телекоммуникационных компаний

«Мы считаем, что в настоящее время операторам связи интересны все города с населением от 50 000 жителей. Сейчас в них наблюдается наибольший разрыв между спросом и предложением: компьютеры, телевизоры, смартфоны и планшеты уже есть, а услуги, которая закрыла бы потребности всех этих устройств, нет. Именно поэтому мы уверенно смотрим в сторону таких городов. При принятии решения о выходе в тот или иной город мы оцениваем возможность и сроки строительства, необходимые инвестиции и их окупаемость», — поясняет Сергей Вепренцев.

В свою очередь в ТТК с интересом смотрят и на более мелкие города. «В настоящее время городов численностью до 50 тыс. человек, не охваченных услугами нашей компании, в регионе практически не осталось», — отмечает Дмитрий Васильев. При этом потенциал любого города в компании оценивают с точки зрения конкурентной среды и численности населения. «Малые города с численностью населения менее 500 тыс., и даже менее 50 тыс. человек, являются приоритетными для развития розничного бизнеса ТТК. Конкуренция в них незначительна, а спрос на услуги высококачественного Интернета высокий, — рассказывает Дмитрий Васильев. — Благодаря наличию магистральной сети, расположенной вдоль железной дороги, ТТК уже фактически присутствует во многих малых городах — для выхода в них нам необходимо только построить сеть доступа. Это является нашим преимуществом перед конкурентами. Экономически такие проекты окупаются на 2–3 года раньше, чем строительство сети в крупных городах».

Схожих принципов придерживаются и в «Ростелекоме». «Выход за территорию городов и крупных территориальных центров является естественным процессом развития телекоммуникационных компаний», — уверен Валерий Беленький. По его словам, в инвестиционной программе текущего года у «Ростелекома» предусмотрена значительная география строительства оптических сетей, перечень которых достаточно обширен. При этом основным ориентиром является востребованность услуг потенциальными клиентами.

В противовес конкурентам в «ЭР-Телекоме» обращают внимание на то, что выход во многие небольшие города региона, как правило, требует субсидирования, то есть живет за счет других регионов. «Принимая решение о выходе в тот или иной город, мы учитываем процент пригодного для строительства сети жилого фонда и его особенности, конкурентное окружение, уровень экономического развития. Выход в малые города, удаленные от областных центров и магистральных линий связи, остается малоцелесообразен без субсидирования. Обычно в таких городах малоэтажный жилой фонд и большой процент ветхого жилья», — поясняет Станислав Дариенко. Однако очевидно, что даже в таких условиях при насыщении рынка операторам не остается ничего, как идти и на такие шаги для того, чтобы не ослабить своих позиций на рынке.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ