Игорь Зеленский: «Всегда хочется большего»

Близок к финалу очередной театральный сезон – с точки зрения балета он оказался весьма продуктивным. На сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета с большим успехом прошли две премьеры, состоялся масштабный VI Сибирский фестиваль балета. Эффектным моментом последнего театрального месяца обещает стать творческий вечер самого Игоря Зеленского, намеченный на 3 июля. Мы увидим его в «Кармен» с Анной Жаровой и в «Шехеразаде» с Натальей Ершовой. Подводя итоги очередного театрального сезона на традиционном брифинге, художественный руководитель балета Новосибирского театра оперы и балета Игорь Зеленский рассказал о том, чего удалось достичь и чего нам стоит ждать в будущем.

— Игорь Анатольевич, какие балетные премьеры нас ждут в будущем году?
— Сейчас все силы, все средства брошены на постановку новой сценической версии «Щелкунчика». Знаменитый сценограф Эцио Фриджерио, который приглашен работать над оформлением балета, уже активно ведет работы. Фриджерио – один из признанных мэтров мирового музыкального театра на сегодняшний день, его работы, его имя говорят сами за себя. Он много лет сотрудничал с Джорджо Стрелером и другими выдающимися режиссерами современности, ставил «Аиду» и «Спящую красавицу» в Большом театре – в общем, соглашается далеко не на каждый проект. Работы идут полным ходом, костюмы шьют в Милане, декорации готовят в Риме.

— Что необычного мы увидим в новом «Щелкунчике»?
— Мы сохраним в балете классическую хореографию Вайнонена, в качестве постановщика я сделаю лишь то, что потребуется в связи с сознанием новой сценической версии. Безусловно, в спектакле примут участие дети, которые станцуют детские партии. Особенностью новой постановки «Щелкунчика» станет новое сценическое прочтение. Все будет дорого и богато, действие происходит во дворце, во всю сцену вырастает огромная елка. Во втором отделении действие обычно идет на фоне одних декораций, но в версии Фриджерио герои попадают в разные страны, в разные декорации, каждая из которых уникальна. Знаете, когда Симонов делал «Щелкунчика» с Михаилом Шемякиным, тот создал такие маски, в которых казалось невозможным танцевать, но получился талантливый спектакль, который живет в репертуаре и нравится детям. Сейчас Эцио Фриджерио рисует такие масштабные полотна… Художник уже в солидном возрасте, он имеет четкое видение результата и, как показывает практика его сотрудничества с другими театрами, не склонен менять свой замысел ради бюджета. Надеюсь, это будет необычное, масштабное и очень красивое зрелище. Обычно я долго иду к цели, но в конце концов все получается.

— Почему для вас так важна новая постановка «Щелкунчика»?
— Хочется сделать для детей красивый праздник, порадовать их и помочь правильно развиваться. У меня в семье трое детей, и я понимаю, как важно с раннего возраста развивать в них хороший вкус. Мы планируем дать подряд около сорока представлений, чтобы сходить на спектакль могли все желающие. Это будет самая большая губернаторская елка, артисты в костюмах будут общаться с детьми и дарить подарки детям, будем разыгрывать сюрпризы в антракте. Надеемся, что спектакль станет украшением репертуара, и уже сейчас ведем переговоры о гастролях в Лондоне. Но главное – сделать так, чтобы новый «Щелкунчик» понравился дома, стал настоящим праздником для города.

— Также к постановке готовится «Ромео и Джульета»?
— Это будет оригинальная хореография Йохана Кобборга на прекрасную музыку Сергея Прокофьева. Сюжет будет сохранен, Монтекки и Капулетти никуда не денутся. Хореограф работает в неоклассическом ключе, в духе Макмиллана, в его балетах чувствуется импульсивность и современная энергия. Это будет классический балет, никакой клоунады и трюков для детей. Кобборг учился и много танцевал в Дании, потом у Ноймайера, перетанцевал всего Макмиллана в Лондоне, у него есть свой язык.

— В этом году Сибирский фестиваль балета получился особенно масштабным. На что хочется обратить внимание, подводя итоги?
— Если «Пульчинелла» Кирилла Симонова вам понравился, значит, все в порядке. Радует, что удалось привезти свежие постановки театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Выступили оригинальные зарубежные коллективы, в том числе израильская труппа с балетом Deca-Dance. Ярким финалом стала премьера «Весны Священной» Патрика де Бана, благосклонно встреченная публикой. Юбилей Стравинского – это событие, которое нельзя было пропустить.

— Как вы оцениваете состояние балетной труппы в настоящий момент?
— В целом труппа в хорошем состоянии. Есть ротация, кто-то приезжает, кто-то уезжает. В этом году пришло несколько выпускников нашего хореографического училища, приняли выпускницу из Красноярска с красным дипломом. Мы хорошо дышим. Есть народная артистка Анна Жарова, Наталья Ершова, Анна Одинцова – целое поколение прекрасных артисток. Потом идут Вера Сабанцева, Светлана Свинко, Елена Лыткина. Мужская часть труппы тоже очень сильна: Роман Полковников, Иван Оскорбин, Михаил Лифенцев. Есть минимум по два хороших состава на каждый спектакль – этим может похвастаться далеко не каждый театр. Всегда можно повышать планку, но, как я люблю говорить, мыслим глобально – действуем локально. При постановке «Ромео и Джульетты» попробуем отдать приоритет молодому поколению: Татьяна Горохова, Вера Сабанцева, Михаил Кеменов.

— Смогут ли новосибирские зрители увидеть «Майерлинг», вашу последнюю крупную работу в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко?
— В следующем году мы обязательно привезем «Майерлинг» на фестиваль в Новосибирск. Выбирая этот балет для постановки, я учитывал разные факторы – московская публика имеет свой вкус, к тому же чисто политически нам необходимо учитывать, что рядом находится Большой театр, в который хотят попасть едва ли не все три миллиона туристов, ежедневно попадающих в Москву. Драмбалет – возможно, не совсем привычный для нашей публики жанр, но в нем удачно подобраны все характеры, постановка имеет большой резонанс. Надеюсь, «Майерлинг» будет жить в репертуаре и радовать зрителей.

— Что еще, на ваш взгляд, должно появиться в балетной афише НГАТОиБ?
— Я хочу сделать «Раймонду» на музыку Глазунова с хорошим художником, этот балет с красивыми партиями украсит репертуар. Безусловно, важно ставить одноактные балеты, работать с современной хореографией. Но если кто-то фантазирует, а зал остается полупустым, это очень печально. «Корсар», поставленный в прошлом сезоне, собирает полные залы – классика никогда не мешала, она только развивает. К тому же авангардные балеты довольно трудно держать в репертуаре на нужном уровне. Классику мы умеем делать достойно, она интересна зрителям, артистам и мне как художественному руководителю. «Спящая красавица» сегодня в плачевном состоянии, и есть такие балеты, которых пора нет в репертуаре.

— Однако даже исполнение «Шепота в темноте» говорит о том, как эволюционировала труппа в отношении современной хореографии.
— Это естественно – танцовщики развиваются. Мы будем уделять внимание этому направлению. В частности, мы планируем заказать новый одноактный балет Эдварду Льянгу.

— Как вам удается гармонично сочетать разные направления?
— Как говорится, нам чужого не надо, но и своего не отдадим. Безусловно, как танцовщик я теперь успеваю меньше, хотя продолжаю иногда танцевать в Мариинке и езжу по миру. Много внимания я уделяю работе с молодым поколением артистов. Готовлю большой тур, собираю молодых звезд, в том числе Сергея Полунина, чтобы проехать с ними по всей стране. Кстати, планируется участие Романа Полковникова и Семена Величко. Сначала проект будет анонсирован по телевидению, на первом канале. Мы заедем во все большие города: Владивосток, Красноярск, Новосибирск, Пермь, Екатеринбург, Грозный и другие. Мне недавно Светлана Захарова говорит: «У меня тур по Японии», а я отвечаю: «Здорово, а у меня – по России». Нужно показать стране талантливую молодежь, которая полна сил и желания выступать. Тур пройдет под названием «Игорь Зеленский представляет». Программа будет составлена из концертных номеров в сопровождении оркестра. Надеюсь, этот проект привлечет в театр молодежь в тех регионах, где редко видят хороший балет. В плане просвещения это надо делать, этого не хватает стране.

— Как сегодня обстоят дела у Сергея Полунина?
— За год выросла его известность не только в России, но и в мире. Важно, чтобы он стал знаменитым не через телевидение или кино, а именно как артист балета. У Сергея есть все, чтобы стать артистом мирового масштаба. Он уникален: обаятелен внешне, обладает хорошим ростом, техничен, координирован, великолепно прыгает, хороший партнер. И к тому же внутренне правильный, чистый человек. Хочется, чтобы он избежал ошибок, развиваясь под руководством наставника.

— Вы реализуете себя как исполнитель, наставник, руководитель. Какие видите перспективы?
— Все надо делать вовремя. Считаю, в свои сорок четыре я неплохо станцевал «Майерлинга», летом будет еще один спектакль. Я наслаждаюсь тем, что делаю, и с радостью делюсь своим опытом, который всю жизнь собирал по крупицам. Я продолжаю тренироваться по три-четыре часа в день, это требует много сил и энергии. Руковожу двумя большими труппами в Новосибирске и Москве. Проект с молодыми артистами тоже требует внимания. Положа руку на сердце, признаюсь, что есть мечта создать балетный театр, которого нет в стране. Это мог бы быть современный репертуарный театр западного формата, не зависящий от государства. Чтобы реализовать этот проект, нужен лидер и его видение. Это из области невероятного. Господин Гергиев сделал невероятное, он создал прекрасный зал с настоящей акустикой, но балету не уделяет особого внимания. Его можно понять – я тоже не вижу ничего кроме своего дела.

— Каковы первые итоги работы попечительского совета театра, образованного в этом сезоне?
— Надеюсь, когда мы сведем все цифры по декорациям и костюмам и положим на стол, попечительский совет под патронажем Василия Алексеевича Юрченко примет решение. Главная задача совета – развитие творческих проектов, в данный момент максимум внимания направлено на постановку «Щелкунчика». Возможно, областное министерство культуры тоже включится в реализацию этой масштабной задачи.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ