Играть по-крупному

Построить в Новосибирске свой бизнес общероссийского или даже международного масштаба удается далеко не каждой желающей этого компании. Однако в нашем городе достаточно примеров в самых разных отраслях экономики, когда региональный игрок становился известным на всю страну или даже успешно выходил за ее пределы. S7 Airlines, 2ГИС, ЦФТ, УРСА Банк, Traveler’s Coffee — названия этих компаний сегодня знают как минимум по всей России. В том, как зарождался бизнес этих организаций, как они преодолевали «проблемы роста» и как сформировать настоящий и сильный бренд в мировом масштабе, разбирался «КС».

«Он стал нонсенсом на рынке»

Традиционно одним из «хедлайнеров» Новосибирска на общероссийской арене закономерно являются компании финансового сектора, а также их топ-менеджеры. Среди таких «отличников» можно выделить БКС и ЦФТ. Кроме названий из трех букв и того, что они были созданы в 90-е в Новосибирске, их сходства заканчиваются. Как уже писал «КС» в рубрике «Досье компании», Центр Финансовых Технологий (ЦФТ) был создан в 1991 году группой выпускников Новосибирского государственного университета, у которых к тому времени был опыт работы в Сибирском торговом банке. Это Александр Погудин, Игорь Поташников и Андрей Висящев, который сегодня и возглавляет компанию.

Эксперты говорят, что развитию ЦФТ помог рынок — в начале 90-х во всем мире начался бум электронных денег, стал развиваться PC-банкинг — удаленное предоставление доступа финансовых сервисов. В России это направление практически отсутствовало, поэтому в компании решили направить все силы на то, чтобы преодолеть гигантское технологично-банковское отставание страны. В ЦФТ достаточно грамотно выбрали нишу, сделав ставку на разработку программных решений для финансового сектора. При этом важно было создать универсальное банковское обеспечение.

Одной из важных вех в развитии компании стало создание платежной системы «Золотая Корона» — это случилось в 1994 году. Потом ЦФТ в сотрудничестве с Oracle создали банковский информационный комплекс IB System Object, который сегодня называется иначе — «ЦФТ-Банк» и до сих пор пользуется спросом у финансового сектора. Затем, в 1998–1999 гг., ЦФТ рискнул запустить еще один проект — вывести на рынок систему «Город» (автоматизированную систему начисления и сбора коммунальных услуг).

В начале 2000-х компания дополнила свой бизнес тем, что открыла процессинговый центр электронных документов Faktura.ru. Сегодня у ЦФТ есть еще и процессинговый центр по Visa и MasterCard, а также технологическая и ресурсная база для систем лояльности — «Золотая Корона — Системы Лояльности».

На сегодня ЦФТ входит в Топ-5 разработчиков программного обеспечения, действующих на российском рынке, а ее клиентами являются свыше 500 финансовых институтов РФ и СНГ. И хотя ЦФТ имеет офис в Москве, но основные «мозги» до сих пор находятся в Академгородке Новосибирска. Собственно, именно этот ресурс и является сейчас для компании одним из наиболее значимых: за последние годы у ЦФТ появились конкуренты, которые активно и массово старались «переманить» себе сотрудников.

История БКС началась на четыре года позже — в 1995 году. Перед тем как создать финансовую компанию Олег Михасенко, выпускник Иркутского политехнического института по специальности «горный инженер», занимался индивидуальным предпринимательством, а также участвовал в запуске товарных бирж в Кемерове и Новосибирске. Это и послужило росту интереса Михасенко к биржам, правда, уже не к товарным, а к «денежным». В 1995 году Михасенко с партнерами создал в Новосибирске инвестиционную компанию «Брокеркредитсервис», из которой вышли многие банкиры и финансисты Новосибирска. Михасенко же начал с интернет-трейдинга и не прогадал — рынок тоже был на подъеме. Тогда же в 1995-м ООО «Компании БКС» была выдана первая лицензия на осуществление деятельности на рынке ценных бумаг в качестве финансового брокера и инвестиционного консультанта.

Спустя три года компания стала участником торгов на ММВБ и РТС, в 2000-м открыла филиал в Москве. Высокие обороты бизнеса позволили Михасенко в 2004 году стать акционером вышеупомянутых бирж: БКС выкупила по 2% ММВБ и РТС. В 2007 году Олега Михасенко даже избрали в совет директоров ММВБ. В кризис БКС вели себя практически «нахально» — компания увеличила уставный капитал до 1,5 млрд рублей. Не раз за все эти годы команда аналитиков БКС признавалась лучшей, а сама компания удостаивалась всевозможных титулов вроде «Лучшего брокера». Наращивая объемы бизнеса, Михасенко и его команда открывают и новые направления деятельности — сегодня в состав финансовой группы входят инвестиционная компания БКС («Брокеркредитсервис», ООО «Компания БКС»), ЗАО «УК «БКС», ООО «УК «БКС — Фонды недвижимости», BrokerCreditService (Cyprus) Limited, ООО «МСД», ОАО «Первое Российское Страховое Общество», НОУ «Учебный центр БКС», ОАО «БКС — Инвестиционный банк».

Впрочем, многие участники рынка ругают БКС за то, что при огромном количестве клиентов страдает сервис предоставления услуг, но серьезных нареканий к работе компании корреспондент «КС» не слышал.

Безусловно, стоит также вспомнить и УРСА Банк, который хоть и проработал автономно всего три года, тем не менее сегодня является значимой частью МДМ Банка и во время своего «обособленного» существования был заметным игроком на рынке банковских услуг. УРСА Банк был основан в 2006 году путем присоединения к Сибакадембанку Уралвнешторгбанка. Основной владелец, Игорь Ким, тогда объединил не просто активы, но и взял с Урала талантливых банкиров — Кирилла Бреля и Владислава Хохлова. В годы, когда банковский рынок активно развивался, достаточно агрессивно наращивал свою долю и УРСА Банк. Кредитная организация специализировалась на розничном направлении бизнеса.

Один из тогдашних соратников Кима говорит, что Игорю Владимировичу удалось сделать что-то практически нереальное: «Чтобы там ни говорили про УРСА Банк, но он стал практически нонсенсом на рынке — из когда-то дворового банка, который основали «пацаны», УРСА стал серьезным и активным игроком». Тем не менее в 2008 году Игорь Ким и Олег Вьюгин (председатель совета директоров МДМ Банка) в Новосибирске вместе объявили о том, что объединяют банки. На время слияния господин Ким стал председателем правления МДМ Банка, чтобы контролировать этот процесс. Летом 2010 года Ким перестал занимать эту должность, а в 2011-м и вовсе вышел из состава акционеров. Взамен Ким, как уже писал «КС», получил Латвийский банк, который МДМ, по-видимому, активно развивать не пытался, и денежные средства, на которые сейчас скупают другие кредитные организации, в частности российские «дочки» иностранных банков. В настоящее время Ким занят Экспо-банком (бывший бизнес Barclays в России). По пути УРСА Банка Экcпо идти не планирует и занимается работой с корпоративным, а не розничным сегментом.

Из когда-то дворового банка, который основали «пацаны», УРСА стал серьезным и активным игроком».

ИТ впереди планеты всей

Наибольшее количество игроков, вышедших на федеральный или даже международный уровень, работают в сфере ИТ-сектора. Причем во многом это организации, которые ориентировались на международный рынок с самого начала своего становления.

«Для производителя программного обеспечения не работать на международном рынке — преступление против себя и своего будущего. Ведь для этого не нужно организовывать производство, заниматься логистикой, вопросами пересечения границ, уплаты всяческих пошлин и налогов. В программном обеспечении быть интернациональной компанией гораздо проще, чем, например, в «хардверном» бизнесе», — уверен старший президент и сооснователь Parallels Станислав Протасов.

И действительно, в 1999 году, когда слова «хостинг», «хотстинг-провайдер» были чужды большинству не только в России, но и во всем мире, интерес развиваться в этой нише зародился у жившего в Новосибирске инженера и члена союза дизайнеров Алексея Кандикова, а также у его друга Дмитрия Симоненко, проживавшего в США. На этой волне они создали небольшую компанию под названием Plesk, которая создавала очень простые веб-сайты. Однако вскоре друзьям пришло понимание того, что сайты делают многие, а вот автоматизация хостинга для них и реализация контрольных панелей могли бы быть в перспективе более интересными направлениями бизнеса. Следуя этой парадигме и углубляясь в этом направлении, новосибирская компания Plesk стала идеальным партнером с точки зрения синергии с московской SWSoft, которая специализировалась на виртуализации.

«У нас была контрольная панель, хорошая экспертиза в этой области, инженеры, а у них тоже есть инженеры, технология и достаточно небольшой рынок. Мы поняли, что если грамотно срастить две компании, то у них на рынке почти не будет конкурентов. Тогда многие говорили, что этот рынок не будет расти и не сулит в плане дохода ничего интересного. Мы же думали, что все будет наоборот, и как показала практика, так и получилось», — пояснял Алексей Кандиков. Слияние двух компаний произошло в 2003 году. В дальнейшем объединенная компания стала называться Parallels, и теперь у нее более 800 сотрудников по всему миру. «Сегодня нельзя себе представить Parallels без новосибирской команды. Это не столько половина всех наших разработчиков, сколько интеллектуальное наследие компании», — констатирует операционный директор Parallels в Новосибирске Андрей Ловейко.

Другим примером новосибирской компании сферы ИТ, вышедшей на международный уровень, бесспорно, может служить Alawar — международный издатель и дистрибьютор игр для массовой аудитории. Изначально компания работала на рынок США, так как в начале 2000-х было сложно стать крупной и влиятельной игровой компанией в России — игрового рынка в стране почти не было, что не отпугнуло основателей компании Александра Лысковского и Сергея Занина. Однако история Alawar — это во многом история трансформаций. «Прежде всего нам очень хотелось делать игры, но при этом быть крупной компанией. Когда мы начинали бизнес, то думали, что сможем создать крупную корпорацию, которая будет делать большие игры. Но потом мы поняли, что масштабный и интересный бизнес нельзя построить просто на разработке игр, тем более что в Сибири нет достаточного количества специалистов. Поэтому в 2004 году мы перешли от модели разработки к модели издательства игр. То есть мы стали помогать компаниям, похожим на нашу образца 1999 года. Однако потом мы поняли, что не получится хорошо знать рынок, если нет прямого доступа к потребителю и возможности общения с ним. Исходя из этого у нас появилось дистрибьюторское направление», — рассказывает «КС» генеральный директор Alawar Александр Лысковский.

При этом важно, что компания шла именно от желания создавать «прикольные» игры, а не от анализа конкурентной среды, ниш, которые можно занять. «Половина сотрудников нашей компании — это именно те, кто хотел делать игры, и для них это было важнее, чем получать определенную сумму денег или занять какое-то положение в обществе. Мы просто использовали те возможности, которые были», — рассказывает Александр Лысковский. При этом он отмечает, что эволюционный путь компании еще не окончен. «Следующим шагом будет некоторая трансформация в компанию, которая производит не только игры, но и другие медиапродукты. Та же компания Disney не ограничивает себя «мультиками», а работает и с другими видами развлечений: игрушками, парками развлечений», — поясняет основатель Alawar. На сегодняшний день игры Alawar продаются на 37 языках во всем мире, при этом ежедневно в мире скачивается 1 500 000 игр этого разработчика. Среди пользователей игр Alawar, по словам Александра Лысковского, даже премьер-министр России Дмитрий Медведев.

Вместе с тем, пожалуй, наиболее известными широкому кругу потребителей является электронные справочники 2ГИС. Изначально основатель компании Александр Сысоев занимался автоматизацией документооборота и средств учета связи для телефонных сетей, проще говоря, переводил гигантские «шкафы» информации в электронный вид. «Это были целые тысячи документов, в числе которых были и фрагменты карт города, нужных для прокладки кабелей. Учитывая активное развитие сети, в процессе работы возникла необходимость создания единого цифрового плана города. Мы решили реализовать это с помощью космического снимка, что у нас и получилось. Делали мы это за собственный счет, так как не знали, что получится из этой затеи. Однако мы договорились, что в случае успеха телефонисты у нас эти карты возьмут», — рассказывает глава 2ГИС Александр Сысоев.

Так частной компании удалось создать легитимный план города, что уже представляло собой маленький переворот в картографии. Зато у 2ГИС появилась карта Новосибирска, на основе которой впоследствии был создан электронный справочник. «Мы научились выпускать карты и справочники, в результате нашим продуктом сегодня пользуются не только в Новосибирске, а по всей России», — рассказывает глава 2ГИС Александр Сысоев.

С момента появления справочника в Новосибирске до открытия первого офиса в другом городе прошло пять лет, и это время в компании думали и работали главным образом над тем, как сделать продукт интересным. Но, как признается управляющий директор 2ГИС Вера Гармаш, конечно, уже тогда в компании тайком мечтали охватить все города мира. Сегодня 2ГИС охватывает уже более 200 городов в России и ряд за рубежом.

«После открытия филиала в Москве о переезде в столицу головного офиса 2ГИС нас спрашивали чаще, чем мы об этом думали. На самом деле существенной разницы нет, где будет головной офис 2ГИС — в Москве, Новосибирске или, скажем, в Калифорнии — сегодня практически отовсюду есть возможность довести информацию и решения до филиалов, — уверена Вера Гармаш. — Конечно, он мог быть создан и в другом городе. Но особенности Новосибирска, главным образом сильная научно-образовательная база, помогли нашему проекту состояться именно здесь. Команда, которая сформировалась в Новосибирске, впоследствии научилась не только тиражировать технологию создания справочника, но и помогать в создании сильных коллективов в офисах 2ГИС в других городах».

Менее раскрученными, но отнюдь не менее успешными примерами можно считать различные компании-разработчики мобильных приложений. Речь, в частности, идет о компаниях Azoft и Sibers. Грамотно используя интеллектуальный ресурс в отношении востребованного на мировом уровне направления приложений, компаниям удалось завоевать место под солнцем. На момент основания Azoft была небольшой командой из шести профессионалов в сфере IT, уже имеющих большой опыт, а сегодня в компании уже более 100 специалистов. Переход компании в статус международной глава Azoft Дмитрий Васильев объясняет успешно реализованными проектами для иностранных клиентов, которые подтвердили амбиции компании.

После открытия филиала в Москве о переезде в столицу головного офиса 2ГИС нас спрашивали чаще, чем мы об этом думали.

На сегодня Azoft планирует продолжать находиться в Новосибирске. «Мы остаемся, так как главной составляющей нашего бизнеса являются люди. Новосибирск, являясь научным и образовательным центром, дает нам возможность брать к себе в команду высококвалифицированных специалистов, которых готовят вузы нашего города. Новосибирск привлекает комфортными условиями на рынке труда. Действительно, есть к чему стремиться и все можно реализовать благодаря потенциалу людей, которые живут и работают в Новосибирске», — поясняет Дмитрий Васильев. Говоря о вкладе Новосибирска в становление компании, он отмечает, что его нельзя недооценивать. «Вряд ли где-то еще за Уралом можно было бы найти столько талантливых выпускников, которых Новосибирск привлекает в свои учебные заведения из разных уголков нашей страны», — поясняет глава Azoft.

Впрочем, не только разработка приложений позволяет организациям выйти на мировую арену. Яркими примерами компаний, вышедших на общероссийский уровень, могут служить участники рынка веб-разработки, в частности, «МартДизайн», «Космос-Веб».

Накормили всех

Одними из самых заметных новосибирских игроков на всероссийском рынке HoReca можно считать сеть кофеен Traveler’s Coffee и компанию «Фуд-Мастер». История сети кофеен Traveler’s Coffee берет свое начало в 1997 году, а ее основателем является американец Кристофер Тара-Браун. Именно в конце 90-х был разработан первый бизнес-план эспрессо-бара, и начались поиски инвесторов в России и США. В это время господин Тара-Браун работал в «Нью-Йорк Пицце» как менеджер среднего звена.

К 2000 году поиски увенчались успехом, и в Новосибирске на улице Ленина, в помещении пиццерии «Нью-Йорк Пицца» был открыт первый эспрессо-бар, к этому же времени относится запуск собственного обжарочного цеха в поселке Кольцово, ставшего первым за Уралом. Уже спустя два года Traveler’s Coffee открывает первую стационарную кофейню. «Сеть изначально создавалась с федеральными и международными амбициями, поэтому вся стратегия Traveler’s Coffee базируется на развитии в различных странах и регионах, — рассказывает директор по маркетингу сети кофеен Traveler’s Coffee Анастасия Гуткевич. — Успех сети мы связываем прежде всего с органически чистым кофе класса specialty, также помогает экономически обоснованная франчайзинговая модель, привлекательная для инвесторов, в том числе зарубежных».

В 2006 году был подписан первый франчайзинговый контракт, сеть выходит на федеральный уровень, открывая первую кофейню за пределами Новосибирска, в столице Сибири тем временем насчитывается две кофейни. С 2007-го начинается первый этап резкого роста сети за счет привлеченных инвестиций, в единовременной реализации находится не меньше пяти проектов компании. Уже в 2008 году Traveler’s Coffee выходит на международный уровень — открывает первую кофейню в Азербайджане в Баку, а в Новосибирске появляется собственное кондитерское производство.

Экспансия в Москву и Санкт-Петербург для сети началась относительно недавно — в 2010-м. Ранее в интервью «КС» Кристофер Тара-Браун рассказывал, что Traveler’s Coffee сейчас занимает «примерно 20% новосибирского кофейного рынка и около 3–5% общероссийского рынка».

Кстати, свое название сеть носит не просто так — компания привозит кофе из стран по всему миру, в которых он является родным продуктом. Именно поэтому большинство кофеен оформлено в стиле Мексики, Перу, Эфиопии или Колумбии. На сегодняшний день Traveler’s Coffee — это 73 кофейни в четырех странах: России, Казахстане, Украине, и Азербайджане. «Через полтора месяца также открывается первая кофейня Traveler’s Сoffee в Китае, городе Нингбо», — добавляет госпожа Гуткевич.

В свою очередь компания «Фуд-Мастер» была основана также в 1997 году предпринимателем Андреем Алексеевым и банкиром Игорем Кимом, выступившим основным инвестором проекта. В начале 2007 года господин Алексеев вышел из состава учредителей, продав свою долю партнеру, и сейчас реализует проекты в других отраслях. Основными сетевыми форматами «Фуд-Мастера» являются трактиры «Печки-Лавочки», столовые «Вилка-Ложка», а также рестораны «Рыба. Рис» и «Перчини».

Первое заведение «Фуд-Мастера» — Grill Master — стало второй после «Нью-Йорк Пиццы» точкой «западного» фастфуда в Новосибирске. Первоначально закусочная открывалась по франшизе одноименной немецкой сети. Однако через несколько лет компания разорвала отношения с франчайзером и начала работать самостоятельно. В 2005 году она провела ребрендинг, изменив логотип и оформление залов, но сохранив прежнее название, однако в 2012 году Grill Master закрылся в Новосибирске окончательно.

Через полтора месяца также открывается первая кофейня Traveler’s Сoffee в Китае, городе Нингбо

Стоит отметить, что ребрендинг коснулся не только Grill Master, но и сети трактиров «Жили-Были», открытых «Фуд-Мастером» в 2002 году. Дело в том, что правообладателем марки «Жили-Были» был самарский ресторанный холдинг «Вид». «Фуд-Мастер», как рассказал бывший генеральный директор холдинга Илья Серов, использовал название по лицензионному договору и хотел купить марку, но «самарцы выдвинули жесткие финансовые условия», после чего было решено переименовать заведения в «Печки-Лавочки».

Тем не менее все это не помешало стать «Фуд-Мастеру» самой крупной в России региональной компанией-ресторатором. В нынешнем году она вышла на федеральный уровень, открыв в столице первый гастрономический шоу-рум, который объединил рестораны «Рыба. Рис» и «Перчини». По словам нынешнего генерального директора компании Олега Ионко, выбор брендов «Рыба. Рис» и «Перчини» обусловлен спецификой московской аудитории и растущим интересом к итальянской и японской кухне: «Эти гастрономические направления являются абсолютными мировыми трендами, актуальными и для России. Мы полагаем, что комбо-ресторан станет важнейшей из наших сетевых концепций», — говорит господин Ионко.

Несмотря на решение управляющей компании открыть в Москве комбо-ресторан под брендами «Рыба. Рис» и «Перчини», общероссийский фокус по-прежнему остается на развитии франшизы сети ресторанов быстрого питания «Вилка-Ложка». На данный момент количество ресторанов этой марки в регионах — 26, открытие первого заведения в Москве намечено на июль 2013 года.

По собственным данным, посещаемость заведений компании составляет более 3,5 млн клиентов в год, а все бренды развиваются с помощью франчайзи. На текущий момент оператор осуществляет стратегическое управление 50 ресторанами в разных городах России, включая Новосибирск, Красноярск, Новокузнецк, Екатеринбург, Барнаул и Москву.

Наконец, говоря об игроках сферы общественного питания нельзя не упомянуть и компанию «Сибирский Берег», у «руля» которой стояли Вадим Сухарев, Александр Кычаков и Юрий Ан. За счет всем известных «Кириешек» «Сибирскому Берегу» удалось выйти на общероссийский уровень, после чего в 2009 году компания была продана томской «КДВ Групп». Также не стоит забывать и основанную Дмитрием Докиным и партнерами компанию «Инмарко», перешедшую под крыло Uniliver Group.

На крыльях «Сибири»

Говоря о Новосибирске, невозможно не упомянуть авиакомпанию S7 Airlines. На сегодняшний день это третья по величине российская авиакомпания, которая базируется в новосибирском аэропорту Толмачево и формирует региональные хабы в Иркутске и Москве.

В прошлом году S7 Airlines отметила свое 20-летие. Все началось в 1992 году — тогда на базе Толмачевского объединенного авиаотряда была образована государственная авиакомпания «Сибирь». Спустя два года компанию приватизировали, тогда же «Сибирь» получила международный код ИАТА, а к 2001 году стала действительным членом Международной Ассоциации Воздушного Транспорта IATA.

Первое время авиакомпания развивала маршрутную сеть в Сибирском регионе, а в середине 90-х годов были открыты регулярные международные рейсы, в том числе в Германию и Китай. С ростом туристического рынка стали востребованы чартерные рейсы на зарубежные курорты — ОАЭ, Турцию, Болгарию, Кипр.

В 1998 году к руководству авиакомпанией пришла новая команда менеджеров, в частности, именно тогда пост генерального директора занял Владислав Филев, который на сегодняшний день вместе со своей супругой Натальей является владельцем 71,3% акций ЗАО «Группа компаний С7». В свою очередь генеральным директором авиакомпании является Владимир Объедков.

Закрепившись в базовом аэропорту Толмачево и региональных аэропортах, руководство компании приняло решение о выходе на федеральный уровень. В 2001 году «Сибирь» покупает «Внуковские авиалинии», благодаря чему в один миг превращается во вторую по величине авиакомпанию России и первую по объему перевозок на внутренних линиях, развивая маршрутную сеть из столицы.

В 2004 году началась эксплуатация первых самолетов Airbus A310, с 2005 года — Boeing 737, а в 2007 году — Airbus A319.

С существенными структурными и качественными преобразованиями должно было изменяться и «лицо» авиакомпании «Сибирь». В 2005 году международная компания Landor Associates разработала для компании новый фирменный стиль и товарный знак — S7 Airlines. С 2006 года воздушные суда начали перекрашиваться в соответствии с новым стилем — в ярко-зеленый цвет. Шаг был смелым и неожиданным. Скромные белые фюзеляжи и сине-голубые хвосты воздушных судов компании стали ярко-зелеными с красно-белым логотипом практически нового перевозчика — S7 Airlines.

Примерно в это же время образовывается S7 Group — российский холдинг, включающий в себя 10 компаний, занимающихся организацией и выполнением авиаперевозок, путешествий, техническим обслуживанием воздушных судов, обучением авиационного персонала.

С тех пор количественные и качественные показатели перевозчика год от года только растут. Так, в 2012 году группа S7 Airlines перевезла 8,29 млн. пассажиров, заняв четвертое место по объему перевозок среди всех авиакомпаний России. Парк группы S7 состоит из 53 воздушных судов.Маршрутная сеть включает в себя 83 направления в 26 стран мира, из которых 41 — внутрироссийское.

* * *
Безусловно, перечень известных новосибирских компаний, вышедших на общероссийский и международный уровень, далеко не исчерпывается указанными выше игроками. Так, немало компаний из столицы Сибири сумело выйти на федеральный уровень и из сферы ритейла. Среди них можно упомянуть как «Обувь России», интервью с директором которой Антоном Титовым можно прочитать по ссылке, так и, к примеру, fashion-ритейлера Satico Group. Последнему удалось вывести свой бренд MARMALATO на федеральный уровень, и сейчас у компании более 100 магазинов под этой маркой. В результате можно утверждать, что компании, которые изначально находят в себе силы и ресурсы не ограничивать себя Новосибирском, а ориентироваться на общероссийский уровень, достигают и такой планки, причем независимо от отрасли.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ