Да здравствует Стравинский!

Премьера сразу двух крупных произведений Игоря Стравинского на сцене Новосибирского государственного академического театра оперы и балета состоялась 11 и 12 июня. В первом отделении на суд зрителей была представлена «Свадебка», сцены с пением и музыкой на народные тексты из собрания П. Киреевского. Во втором — триумфально шествующий по миру в год своего столетия балет «Весна Священная» в эксклюзивной постановке Патрика де Бана. Музыкальный руководитель и дирижер всей программы — Айнарс Рубикис.

Премьера «Свадебки» состоялась 13 июня 1923 года в Театре «Гете-Лирик» в Париже. Игорь Стравинский писал: «Я хотел сочинить нечто вроде обрядовой церемонии, используя по своему усмотрению ритуальные элементы веками освященных в России деревенских свадебных обрядов». По мере работы композитор понял, что это не будет драматизацией свадьбы или сопровождением к сценическому спектаклю с описательной музыкой: «Вместо того я хотел представить подлинный обряд путем прямого цитирования народного, то есть нелитературного стиха». «Свадебка» — не единственный для Стравинского случай поиска истинно русских текстов в антологиях Афанасьева и Киреевского. Так были написаны «Кошачьи колыбельные», «Байка про лису, кота, петуха да барана» и другие сочинения русского периода в творчестве композитора.

Собранные в «Свадебке» отрывки типичных свадебных разговоров не закреплены четко за действующими лицами, которые в ритуальной системе не так уж и важны. «Так, сопрано в первой сцене — это не невеста, но попросту голос невесты, тот же голос в последней сцене ассоциируется с гусыней», — поясняет Стравинский. Сольные вокальные партии исполняли: сопрано Ольга Колобова (оба вечера), меццо-сопрано Татьяна Горбунова и Галина Кузнецова, тенор Сергей Кузьмин и Евгений Козырев, бас Владимир Огнев и Андрей Триллер. Так как действующие лица по сути не персонифицированы, хор играет в «Свадебке» важнейшую роль. Под руководством хормейстера Вячеслава Подъельского в этом сложнейшем произведении он звучал безукоризненно.

Специалисты отмечают в качестве отличительно черты «Свадебки» и ее инструментальный состав. Четыре рояля и шесть групп ударных инструментов — крайне смелое инструментальное сочетание для того времени. По замыслу композитора, такое звучание должно символизировать звуковые картины архаичной Руси. Полная контрастов «Свадебка» прозвучала на сцене оперного театра ярко, живо, выразительно. Поражает, что эта удивительная музыка, сочетающая громадную музыкальную культуру с абсолютно авангардным подходом, была написана без малого век назад. «Свадебка» и сегодня звучит на редкость свежо — приятно, что это произведение появилось в репертуаре театра. Конечно, знатоки слышали ее в записи, но живое исполнение несет в себе совершенно иную мощную энергетику.

После антракта публика с нетерпением отправилась в зал, чтобы увидеть долгожданную «Весну Священную». Легендарный балет, мировая премьера которого вызвала настоящую бурю протеста в парижском Театре Елисейских полей сто лет назад, 29 мая 1913 года, можно ставить или хорошо, или никак. Сложнейшая музыка и потрясающая история балета, первую версию которого создали объединенными усилиями четыре гения — Сергей Дягилев, Игорь Стравинский, Вацлав Нижинский и Николай Рерих, — ставит перед каждым новым автором постановки непростую задачу. Патрик де Бана, который приехал в Новосибирск, чтобы осуществить эксклюзивную авторскую версию вечно юного шедевра, сумел избежать и академической скуки, и авангардной зауми, и юбилейного эпигонства. Его «Весна Священная» оказалась новой по содержанию и вполне аутентичной по духу. Патрик де Бана танцевал в «Балете Лозанны» Мориса Бежара и Национальном театре Испании у Начо Дуато. Он более десяти лет сам исполнял хореографию Килиана, Дуато, Наарина, Форсайта, Эка и других. В 2003 году основал собственную балетную компанию Nafas Dance Company, гастролировал во многих странах мира. Он активно ставит балеты для ведущих театров мира, а также известен как один из основателей проекта «Короли Танца».

Содержание удивительного в своей краткости и лапидарности изначального либретто Стравинского и Рериха было переосмыслено французским либреттистом и историком танца Жаном-Франсуа Вазелем. «Вневременное пространство, имеющее несколько уровней. От тьмы к свету. Постепенно из небытия возникает божественное существо Ибеджи — близнецы, мужчина и женщина. Они выходят из ниоткуда, из чрева языческих катакомб. Близнецы предчувствуют, что их судьба — освобождение своего народа. Появляются враждующие Племя Солнца и Племя Луны. В надежде спастись от бед и войн, возникающих между ними, они решают принести в жертву то, чего боятся и чему одновременно поклоняются. Вокруг Ибеджи формируется яростное сопротивление. В танце Близнецы просят защиты у высших сил. Девушка покорно принимает свою участь, юноша пытается уговорить сестру бороться и убедить народы не искать благополучия путем человекоубийства. Его монолог не услышан. Племя Луны и Племя Солнца объединяются для принесения страшной жертвы», — таково содержание балета в версии Вазеля.

Такая версия, уводящая в сторону от первоначальной языческой жертвы во имя плодородия, родилась благодаря видению и личной истории Патрика де Бана. «Моя версия «Весны Священной» — это обряд приготовления человеческого жертвоприношения, чтобы, согласно древним верованиям людей, общаться с богами и духами. В Африке существует древняя традиция принесения в жертву новорожденных близнецов, которых почитали за святых, иногда даже боялись. Я сам по отцу африканец, а по матери немец, и знаю, ощущаю эти два разных мира, поэтому создание балета стало для меня путешествием в прошлое, к моим корням», — рассказал Патрик де Бана. Если вдуматься, то проблема плодородия для современного человечества уже не столь актуальна, как в древние времена — за плодородие нынче отвечают генетика и химия. Однако центром сюжета остается жертвоприношение, ведь решать противоречия без жертв человечество еще не научилось.

Вместе с Патриком де Бана над спектаклем работала интернациональная постановочная группа: художник-постановщик Ален Лагард (Франция), художник по костюмам Штефани Боэрли (Германия), художник по свету Джеймс Анго (Франция), ассистент хореографа Димо Кирилов Милев (Франция). И наконец, можно сказать о самом приятном — наша балетная труппа в этом необычном спектакле буквально преобразилась. Свободная, летящая и крадущаяся хореография Патрика де Бана потребовала от наших артистов с прекрасной классической школой совершенно нового подхода. Еще на репетиции исполнители парии близнецов Анна Одинцова и Михаил Кеменов говорили о том, что сложнее всего им было «растопить» свое тело, расслабить корпус, сделать движения естественными. На премьере это удалось сделать не только солистам, но и всему составу. В первый вечер на сцену в роли идущих на заклание жертв вышли Роман Полковников и Вера Сабанцева. Им удалось с удивительной точностью и тонкостью передать красоту неизбежной смерти. За кулисами Роман Полковников был немногословен: «Мы в восторге, об этой постановке хочется сказать многое. Но это настолько эмоционально сложная партия, что сейчас я не могу найти слов».

Художественный руководитель балета НГАТОиБ Игорь Зеленский, который пригласил Патрика де Бана, высоко оценил результат. «Мы очень довольны. Спасибо Патрику, спасибо артистам, все молодцы. Дизайн костюмов, декорации очень удачные — когда смотришь спектакль, полностью попадаешь в это состояние и переживаешь все происходящее не сцене». Постановщик, который по его собственным словам, в работе больше слушал свое сердце, чем прогнозировал реакцию зрителей, горячо поблагодарил артистов. «Это потрясающий результат. Сделать то, что сделали вы за эти пять недель, могли бы немногие. От всего сердца благодарю театр за эту потрясающую возможность», — отметил Патрик де Бана. Зрители тоже остались довольны — риск, на который пошел театр, выбрав для главной балетной премьеры сезона сложное произведение Игоря Стравинского, оправдался полностью. В репертуаре появился балет, на который хочется ходить снова и снова.

* * *
Мнение эксперта
Мануэль Легри, директор балетной труппы Венской государственной оперы:

— Новосибирский театр оперы и балета стал для меня большим открытием: прекрасное здание, прекрасная сцена и прекрасные танцоры. Несмотря на то что я давно знаю Патрика де Бана, атмосфера этой постановки произвела на меня особое впечатление. Конечно, я видел множество других постановок «Весны Священной», в том числе Мориса Бежара и Пины Бауш. Сравнивать очень сложно, тем не менее я оценил бы эту постановку весьма положительно. Патрик вложил свое сердце в создание балета, и танцоры тоже вложили очень многое. Постановка, которая полностью соответствует духу этого театра, будет развиваться. Без сомнения, этот спектакль достоит того, чтобы его увидели во всем мире».

* * *
Из зрительного зала
Наталья Ярославцева, министр культуры Новосибирской области:

— Конечно, успех. Музыка Стравинского достаточно непростая, и каждый театр почитает за честь поставить «Весну Священную» в этот юбилейный год. Перед нами прошло два роскошных разножанровых отделения. Потрясающая динамика музыки Стравинского, которую заслуженно ценят во всем мире, была передана замечательно. Балет хорош во всем, в том числе сценическое оформление можно считать очень удачным.

Роза Литвиненко, кинокритик:
— Выходя из зрительного зала, мне хочется сказать одно: «Я такая счастливая». Например, я никогда раньше не слышала «Свадебку» Стравинского и получила огромное удовольствие. Айнарс Рубикис — дирижер высочайшего уровня, и все, что происходило на сцене — тоже великолепно. Обе постановки осуществлены с уважением к публике и желанием сделать все на самом высоком уровне. Не уверена, знал ли Стравинский о существовании нашего города, поэтому особенную гордость вызывает то, как достойно, красиво и профессионально мы отмечаем его юбилей.

Наталья Толоконская, профессор СибГМУ и научный руководитель Института общей врачебной практики:
— Впечатление сильное. Такое, как бывает у детей, когда они встречаются с чем-то неожиданным, тем, что очень понравилось, но трудно выразимо словами. Обе части, «Свадебка» и «Весна Священная», совершенно разные, но их объединяет сила музыки Игоря Стравинского. Она не столь мелодична в привычном смысле, но в сочетании с прекрасным пением и хореографией рождает особую энергию. В этой музыке есть большая жизненная сила, только русский дух может иметь такое выражение.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ