Андрей Ксензов: «Мы хотим, чтобы инвесторы пришли в строительство метро»

На недавней встрече в редакции «Континента Сибирь» заместитель губернатора — заместитель руководителя администрации губернатора и правительства Новосибирской области Андрей Ксензов рассказал «КС» о планах области по работе с инвесторами, о том, в каких сферах в первую очередь может заработать государственно-частное партнерство, а также поделился мнением по поводу сегодняшних ставок по банковским кредитам.

— Андрей Евгеньевич, вы относительно недавно вошли в команду губернатора как специалист, который будет отвечать за развитие крупных инвестиционных проектов в регионе. Как на сегодняшний день правительство оценивает ситуацию в этом направлении?

— Прежде всего речь идет о грамотном использовании экономического потенциала региона. Я не буду говорить банальные вещи про наше географическое положение — всем известно, что мы являемся мощным транспортно-логистическим коридором. Главным является то, что мы, не имея масштабных природных запасов, привлекаем значительный объем инвестиций. Так, в 2012 году эта цифра составила 162 млрд рублей. Губернатор ставит задачу довести показатели до 200 млрд рублей и этим не ограничиваться, потому что возможности для развития экономики в регионе есть.

— Расскажите подробнее о том, что можно внести в список этих благоприятных условий?

— Это такие факторы, как современная транспортная инфраструктура, мощный аэропорт с развитой системой приема грузов и отправления пассажиров, Западно-Сибирская железная дорога, сформированные транспортно-логистические центры и компании, которые два года назад объединились в Союз транспортников и логистов Сибири. Итоги года говорят о том, что рынок развивается: индексы развития промышленности, грузоперевозок, пассажирооборота у нас намного выше, чем в ряде других регионов, на 7–10 процентных пунктов. Если посмотреть на эти цифры в динамике, за последние 5–6 лет, то мы увидим позитивные изменения в экономическом развитии региона. Даже в области перерабатывающей промышленности, в части добываемых у нас песка, гравия, щебня, угля, мы наблюдаем определенный рост и стабильный спрос как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Губернатором поставлена серьезная задача по созданию аэропортовой зоны вокруг Толмачево. Сейчас рабочая группа Минтранса и акционеров аэропорта решает эту задачу.

— Каковы общие итоги внешнеэкономической деятельности Новосибирской области за последний год?

— Мы зафиксировали существенный оборот — порядка 3 млрд рублей. Около 75% внешнеэкономического сотрудничества приходится на страны СНГ (Белоруссия, Казахстан, Украина, Узбекистан, Таджикистан). Кроме того, мы сотрудничаем и со странами Большой двадцатки — Китаем, США, Германией. За последние 3–4 года складывается определенная тенденция усиления партнерских связей с КНР.

— Как сейчас осуществляется федеральное управление инвестиционными процессами на местах? Существуют ли какие-то определенные рекомендации регионам?

— 27 декабря состоялось заседание Госсовета под председательством президента РФ, и мы уже получили перечень поручений в области инвестиционной политики. Даны задания органам исполнительной власти субъектов на переход к Стандарту деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, разработанному Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов, на сближение руководства регионов с торговыми представителями страны за рубежом. Кроме того, по поручению президента РФ в этом году будет открыт канал прямой связи с инвесторами: интернет-страница губернатора на сайте областного правительства, посредством которой можно будет обратиться к главе региона по вопросам ведения бизнеса.

Минэкономразвития региона и первый заместитель председателя областного правительства Алексей Струков ведут эту работу, но порядок взаимодействия в рамках реализации инфраструктурных проектов придется координировать и на уровне администрации губернатора. На сегодняшний день, по исследованиям аналитиков, для того чтобы получить разрешение на строительство в Новосибирске, инвестору необходимо затратить 264 дня. По регионам и крупным городам эта цифра разнится, но в любом случае мы должны сокращать это время. Для этого губернатор принял решение включить в инвестиционный совет представителей федеральных структур и ряд чиновников, от которых зависит принятие решений по данным вопросам.

— Правительство области и мэрия Новосибирска объявили о планах по строительству двух станций метрополитена и метродепо за три года. Как движется работа по поиску инвесторов на этот проект?

— Рабочая группа регионального минтранса по данному вопросу рассмотрела несколько предложений от иностранных и российских инвесторов. Сейчас дано задание сформировать пакет документов для инвестиционного конкурса на продолжение строительства Новосибирского метрополитена. Мы хотим, чтобы инвесторы пришли в строительство метро, таких примеров в стране пока нет, и мы надеемся, что это станет полноценным государственно-частным проектом. Инвесторы будут вкладывать средства, а мы со своей стороны в течение определенного периода (примерно за пять лет) по специальной программе рассчитываемся с инвестором. Если такой проект удастся запустить, то по такой же технологии мы планируем реализовать в дальнейшем еще ряд крупных инвестпроектов, например, строительство некоторых участков дорог и мостов.

— Как вы относитесь к идее «одного окна» для инвестора? Насколько реально обеспечить такую технологию в регионе?

— Организационно это возможно. Несколько лет назад было создано проектно-технологическое бюро, которое берет заявки от инвесторов и собирает необходимые документы. Кроме того, если какой-либо земельный участок выставляется на аукцион, значит, он уже идет со всеми техусловиями. Более важно сейчас делать все возможное, чтобы инвестпрограммы инженерного обустройства территорий выполнялись, чтобы всем в равной степени был обеспечен доступ к энергомощностям.

— Взаимодействие с энергетиками всегда было проблемой для бизнеса…

— Проблема есть, но в прошлом году ОАО «Региональные электрические сети» во взаимодействии с областными и городскими властями приняло инвестпрограмму, и теперь можно говорить о понятном бизнес-плане развития электрических сетей под перспективную застройку микрорайонов и перераспределение высвобождаемых мощностей.

— Какие действия предпринимает правительство по формированию имиджа Новосибирской области на федеральном уровне?

— В первую очередь, имидж области формируется в процессе выполнения нами всех обязательств, которые мы берем на себя при работе с федеральными структурами. Это федеральные адресные инвестпрограммы, а также получение областью специальных субсидий на решение каких-то конкретных задач. Кроме того, действует программа по продвижению Новосибирской области, работает специальный экспертный совет, который рассматривает вопросы о том, как повысить узнаваемость региона на международном уровне, информировать потенциальных инвесторов о наших возможностях.

— У «КС» много читателей из финансовой сферы. Есть ли у вас какие-либо пожелания и предложения к этой категории бизнеса?

— До сих пор крайне сложно решать многие проблемы из-за высокой ставки по кредитам. Ставка рефинансирования на данный момент равна 8,25%, это ставка Центрального банка РФ. Недавно Алтайский край подписал со Сбербанком соглашение по ипотечному кредитованию по ставке 12,75%. По моему мнению, это очень много, особенно если учитывать среднюю зарплату бюджетников, работников промышленного производства. Удовлетворенность правительства работой финансовых институтов напрямую зависит от доступности для населения таких механизмов. Необходимо изыскивать условия сотрудничества региональной власти и банковского сектора. Возможно, следует начать с решения вопроса повышения доступности ипотеки для определенных групп населения — таких как многодетные семьи.

Важным аспектом является улучшение качества обслуживания населения. Например, мы должны быть полностью уверены в безопасности карточных электронных платежей, объем которых вырос по стране на 25%. Учащающиеся случаи электронного мошенничества говорят о необходимости повышения безопасности данного финансового продукта, и эту проблему также необходимо обсуждать с банкирами.

Ряд банков, в частности, Газпромбанк, работают в направлении государственно-частного партнерства; варианты развития такого партнерства рассматриваются и с ВТБ. Пока данные продукты несовершенны, но мы продолжаем работать в этом направлении.

— Новосибирская область вступила в пилотный проект по строительству жилья со сниженной стоимостью. Каковы перспективы проекта на территории области?

— Этот проект показывает, что государство ищет подходы к решению жилищной проблемы. После послания президента РФ Минрегионразвития поставило задачи по поиску механизмов для приобретения населением жилья экономкласса. Новосибирская область — в числе четырех регионов, вошедших в данный пилотный проект, но судить, насколько это будет выгодно региону, пока преждевременно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ