Фото блондинки на фоне пейзажа

Помните ли вы 60-70-е годы? Помните ли вы расклешенные джинсы и проблему приобретения альбома Босха издательства Verlag der Kunst? Помните ли вы цветную фотопленку для слайдов из ГДР? Наверно, вы уже и не помните этого. Выставка немецкого классика черно-белой фотографии Арно Фишера в ГЦИИ позволяет новосибирскому зрителю испытать провал во времени под девизом «Назад в ГДР». 140 фотографий в идеальном оформлении, два этажа экспозиции — праздник для профессионалов и просто зрителей.

Арно Фишер — наш человек. Полжизни он прожил за Берлинской стеной, а значит, немного знал русский. Он умудрился даже побывать в рядах коммунистов, хотя никогда не был ортодоксальным марксистом. Нормальный фотограф из ГДР. Но почему же простые фотографии обыденной социалистической жизни не разрешали Фишеру публиковать? Что такое цензура, в те времена было известно всем. В наши времена, когда нормой для профессионального фотографа, с его суперкомпьютерной оптикой, это один удачный кадр на тысячу нажатий кнопки спуска, реликтовые черно-белые фотографии Фишера — это роскошный антиквариат. На снимках эпоха ГДР, как будто случайные кадры, обшарпанные стены, люди со спины, дети и женщины в случайном движении, все серенькое, лица серьезные, никто не улыбается — одним словом, наш родной социализм.

В 1978 году ко мне домой, тогда у меня еще не было мастерской, заглянули посмотреть картины пара французов. Иностранцы спокойно отнеслись к виду коммунальной квартиры, но потом они спросили: «Почему у русских такие неулыбчивые лица?». «А что вы хотите, ребята, — сказал я им. — Какие улыбки при нашей стоматологии, да и когда идешь в гастроном за колбасой, если повезет (тогда колбаса была одна, просто колбаса), мимо пяти помоек и по раздолбанному асфальту — мало удовольствия».

В те ностальгические времена в фотоаппарате была пленка на 36 кадров, и все это надо было проявить, а потом совершить таинство печати в темной каморке с красным фонарем и тремя ванночками с фиксажем, проявителем и прочей химией — это же Фауст какой-то. Отсюда и тщательность, и голова должна работать, а не компьютер с оптикой, и кадр еще надо увидеть и успеть поймать — вот вам и Фишер с запретом выезда в соседнюю ФРГ.

Недавно для каталога я искал свои студенческие фотографии. Не поверите, их нашлось всего семь! Скромные черно-белые фотографии. Мы молодые. Москва, 1967 год. Не помню, кто снимал. «Зенит» появился у меня ближе к диплому. У студентов-дизайнеров не было фотоаппаратов! Ужас какой-то, на фоне современных супергаджетов у каждого школьника.

В 1985 году Арно Фишер женился на своей ученице Сибилле Бергеман. Но еще в 70-е годы он подрабатывал фотографом для модного журнала Sibylle. Пожалуй, фото моделей в городском пейзаже — лучшее, что висит на выставке. Даже «случайная» съемка Марлен Дитрих уступает модельным девушкам с их качеством освещения и фактуры. После социализма Арно Фишер смог вволю поездить по миру. Но мне кажется, все африканские и индийские сюжеты уступают простой фотографии блондинки с банкой кока-колы на фоне стены.

Конечно, Арно Фишер — классик. И выставка классная. К сожалению, фотограф не смог приехать на свой вернисаж в Новосибирск, потому что умер в 2011 году в возрасте 84 лет. Сибилла Бергеман умерла на 10 месяцев раньше. Как в сказке — они поженились, жили долго и счастливо, и умерли почти в один день.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ