«Набукко» Верди прозвучит по-новому

Новосибирский театр оперы и балета впервые пригласил для работы с оперными исполнителями профессионального педагога по вокалу из Италии. Паоло Де Наполи приехал, чтобы разучить с артистами партии из «Набукко» Верди — премьера назначена на начало следующего сезона. Итальянские коучи ценятся в оперном мире не меньше, чем итальянская кухня в кулинарии или итальянский стиль в моде. Они не только великолепно знают оперный репертуар, но работают над стилистикой, произношением, интерпретацией, созданием художественного образа, помогают достичь гармонии между солистом и сопровождением. О своей работе маэстро рассказал в ходе короткого брифинга.

— Как вы себя чувствуете, Сибирь была не очень ласкова при встрече?

— Когда я приехал, было очень холодно, и я сразу заболел. Видимо, это инфекция. Но скоро все прошло, и теперь я в добром здравии и мне очень нравится в вашем театре. В помещениях очень тепло и уютно, но гораздо приятнее, что люди очень теплые и открытые, приветливые в общении.

— Ваши впечатления от работы с солистами новосибирского театра?

— Должен сказать, что я получаю удовольствие от работы, есть много талантов. Приятно отметить, что у артистов есть желание улучшить свою вокальную технику, технику в интерпретации, итальянском произношении.

— Кого из солистов вы могли бы выделить?

— Думаю, это задача публики. Для себя я нашел здесь кое-какие голоса, которые мне очень понравились, стали открытием. Но, думаю, не мне решать, что будет лучше для здешней публики. Это задача главного дирижера, режиссера, всей команды. Должен сказать, что я пообщался со всеми достаточно близко, и новое поколение производит очень яркое впечатление. Я только педагог, моя задача — показать дорогу. Будущее покажет, как они будут развиваться, куда они придут. Надо смотреть вперед. Да, есть певцы с большим сценическим опытом, есть начинающие, мне понравились все. В основном уровень очень хороший.

— Как вы пришли в свою профессию, которую можно без преувеличения назвать уникальной?

— Это случилось почти случайно. Много лет назад я работал ассистентом режиссера в одном турне в США. Режиссер, которому я помогал, попросил меня решить проблему с ужасным итальянским произношением американских исполнителей. Честно говоря, по сравнению с ними новосибирские певцы — чистые итальянцы! Этот режиссер увидел во мне способность учить, передавать знания. Потом я преподавал в университетах в Южной Каролине, во Флориде, позже вернулся в Европу.

— Какие качества преподавателя особенно важны?

— Важнее всего терпение, и я в этом совершенно уверен. Это особенно важно, когда занимаешься с начинающими певцами, потому что когда они начинают заниматься, приходится делать все с нуля, с самого начала. Потом, когда они достигают определенного уровня, становится проще. Очень важно также видеть индивидуальность каждого артиста. Главная ошибка при обучении вокалу — пытаться заставить артиста копировать колос, манеру или личность учителя. Важно давать ученику быть самим собой.

— Насколько быстро наблюдается прогресс в ходе занятий с артистами?

— Когда учишь, каждый день что-то меняет. Продолжать учиться надо всю жизнь, я учу пению уже давно, и сам каждый день чему-то учусь, встречая новые лица, новые личности. У каждого свой процесс. Основное для певца — достичь собственного стандарта, личного эталона пения, который дается легко, естественно, без перенапряжения голоса и психики. Если такой уровень достигнут, артисты могут выходить на сцену и всегда исполнять свою работу хорошо. Нельзя всю жизнь готовиться и говорить «я не готов», нужно идти на сцену, работать и совершенствоваться.

— Можно ли научить русского артиста итальянской манере пения?

— Конечно, да. Я учу не только итальянскому языку, это лишь первый шаг. Потом — совершенствовать свое понимание того, как происходит фразировка, как расставлены интонационные акценты в словах и фразах, как все это сочетается в одно целое. Я думаю, что особенно большая разница в стилях касается вкусов. И если для итальянцев пение в первую очередь означает мелодию, то для русских это скорее сила. Однако все можно корректировать, не вижу проблемы.

— Как получилось, что вы были приглашены в наш театр?

— Я несколько лет работал с артистами Рижской оперы, и ваш главный дирижер Айнарс Рубикис узнал меня там, а потом решил пригласить меня в Новосибирск.

— В каких театрах вам приходилось работать, ваши любимые театры и исполнители?

— Мне приходилось работать в Праге, Риге, Брно, Михайловском театре в Санкт-Петербурге, Новой опере в Москве, в Братиславе, Триесте, Болонье, Катанье и еще в очень многих местах, всего невозможно вспомнить. То же можно сказать об исполнителях — их было очень, очень много. Хочу сказать об одном из последних моих учеников — это Павел Чернов, который недавно исполнил партию Ленского в Большом театре.

— Откуда вы родом и часто ли удается бывать дома?

— Я из Флоренции, она прекрасна, но я бываю дома не больше трех месяцев в году. Сейчас вернусь во Флоренцию на пять дней, потом — в Ригу, Санкт-Петербург и дальше. Такая беспокойная жизнь.

— Какие русские оперы вы любите?

— О, их много. Конечно, это почти все оперы Чайковского: «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта», они по строю чувств ближе всего к итальянской музыке. Безусловно, «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева и «Алеко» Рахманинова. Я восхищаюсь оперой «Борис Годунов», которую впервые услышал в 14 лет во Флоренции. Влюблен в «Леди Макбет» Шостаковича, это моя любимая опера советского периода.

— После спектакля артисты получают аплодисменты. А в какой момент вы ощущаете, что добились успеха?

— Есть два момента, когда я ощущаю результат. Во-первых, это удовольствие от хорошего спектакля. Во-вторых, я бываю очень рад, когда артисты довольны работой, независимо от внешних обстоятельств. Конечно, мы становимся близки с некоторыми учениками, и это даже больше, чем обычная дружба.

— Сейчас на уроках певцы поют материал из оперы «Набукко», которой еще нет в репертуаре. Каким вы видите потенциал этой постановки, насколько артисты готовы?

— Премьера оперы назначена на 4 октября, а сейчас артисты разучивают свои партии. Впереди еще много работы, в августе я приеду, чтобы закончить репетиции.

— Что для вас значит музыка?

— Я начал учиться музыке в шесть лет, и с тех пор не расстаюсь с ней. Это вся моя жизнь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ