Символ русского авангарда — выбор сделан

Амбициозный совместный проект Сибирского центра современного искусства и Сибирского центра содействия архитектуре под названием «Миры Эль Лисицкого» можно считать шагом, переводящим современное искусство из разряда сомнительных экспериментов в парадигму мирового русского авангарда, который уже успел стать вполне респектабельной мировой классикой. Обширная программа выставок, конкурсов и лекций, посвященных легендарному деятелю авангарда Эль Лисицкому, стартовала 5–8 февраля в рамках очередного Фестиваля архитектуры и дизайна «Золотая капитель».

Главным событием проекта устроители считают проведение Международного конкурса на создание в Новосибирске объекта городской среды, посвященного Эль Лисицкому в частности и самой идее русского авангарда в целом. По мнению директора СЦСИ Анны Терешковой, создание такого объекта именно в Новосибирске вполне логично, так как наш город неразрывно связан с именем великого авангардиста: сюда были высланы после смерти Эль Лисицкого в 1941 году его жена София Лисицкая-Кюпперс и сын Йен. Здесь удалось сохранить архивы мастера, здесь в 1967 году состоялась первая полноценная послевоенная выставка Эль Лисицкого, положившая начало возвращению из небытия его имени и наследия.

Историю развития Новосибирска тоже можно считать авангардной — город, самим своим рождением обязанный строительству невероятной по тем временам Транссибирской магистрали, развивался в рекордные сроки. Если говорить об архитектуре, то его визитной карточкой принято считать конструктивизм, более ценимый на Западе, чем в России. Оперный театр и Академгородок — тоже яркие, хоть и совершенно не похожие друг на друга примеры грандиозных утопических решений, которые оказались на редкость плодотворными и до сих пор во многом определяют репутацию города. Таким же авангардным проектом сегодня стал Технопарк, корпуса которого неуловимо напоминают знаменитые горизонтальные небоскребы Эль Лисицкого, так и оставшиеся набросками.

«Для Эль Лисицкого как для теоретика авангарда одним из ключевых понятий искусства была новизна. Организаторам проекта очень важно сегодня, в момент, когда город становится на путь инновационного развития, пропагандируя художественное наследие художника и традиции русского авангарда, показать преемственность идеологических и эстетических авангардных стратегий и принципов. Не случайно в имени города отзываются проуны Эль Лисицкого — «Проекты утверждения нового». Перефразируя поэта, можно сказать, что Эль Лисицкий и Новосибирск — близнецы-братья», — полагает координатор СЦСИ Сергей Самойленко. Задача организаторов конкурса — не только создать оригинальный средовой объект, но сделать Новосибирск одной из значимых точек приложения сил архитектурного авангарда на карте мира, повысить интеллектуальную и инвестиционную привлекательность города.

В первом этапе открытого конкурса участвовало 200 проектов из 42 стран. На выставке, с 14 февраля перебравшейся из Экспоцентра на площадку Сибирского центра современного искусства, представлено полсотни лучших работ, вошедших в шорт-лист. Помимо авторитетных отечественных и мировых экспертов, в жюри вошел Сергей Лисицкий, внук Эль Лисицкого. Отрадно отметить, что потомки Эль Лисицкого с энтузиазмом отнеслись к новосибирскому начинанию — на открытии конкурса в Архитектурной гостиной Экспоцентра присутствовали также его невестка Тамара Алексеевна Лисицкая и правнучка Валерия.

Одним из гостей проекта, привлекшего международное внимание, стал старший куратор музея Ван Аббе (Эйндховен, Нидерланды) Виллем Ян Рендерс, который выступил с лекциями о музейных проектах «Лисицкий/Кабаков» и «Лисицкий +». «Я думаю, русский авангард как художественное течение настолько силен и живуч потому, что история его зарождения, течения связана с борьбой, не только политической, но художественной борьбой со стереотипами. В Голландии у русского авангарда не слишком широкая аудитория, абстрактное искусство — не популярные пейзажи. Однако в среде людей, интересующихся русским авангардом, имя Эль Лисицкого широко известно наряду с Малевичем», — рассказал Виллем Ян Рендерс. Он также сообщил, что в рамках года российско-голландского культурного обмена выставка «Лисицкий/Кабаков» приедет в Россию. Летом она будет показана в Эрмитаже, а в сентябре — в московском Multimedia Art Museum.

По собственной инициативе на конкурс прибыл Ник Ильин, один из самых авторитетных в мире кураторов выставок русского авангарда, долгие годы занимавший должность представителя Фонда и Музея Гуггенхайма в Европе и на Ближнем Востоке. Также присутствовали президент M. T. Abraham Foundation (Франция) Амир Кабири; один из самых известных российских архитекторов, художник и куратор Юрий Аввакумов; искусствовед, доцент кафедры мировой культуры Витебского университета, специалист по русскому авангарду Александр Лисов.

Победителями первого этапа конкурса стали три работы. Первое место по итогам голосования жюри получил проект «Черная валюта. Портативный монумент» Гэбора Старка из Великобритании. «Проект, победивший в первом этапе Международного конкурса «Миры Эль Лисицкого», как нам кажется, получил наибольшее количество баллов от жюри справедливо и заслуженно. Проект умный, глубокий и, что немаловажно, легко реализуемый. Один из главных вопросов, которым задавались организаторы, — каким может быть памятник авангарду? Памятник Эль Лисицкому, который почти ничего не построил? Авангард и монумент — вещи несовместимые. А проект Старка на этот вопрос если не отвечает, то обходит его. Да, вот такой многоугольник, который из Новосибирска разойдется по миру. Надеюсь, уже в ближайшее время мы начнем с автором переговоры, чтобы уже в этом году проект реализовать», — прокомментировала выбор жюри Анна Терешкова.

На втором месте — проект «Выявить отсутствие» Гийома Мазара из Франции, на третьем — мобильное приложение «Дополненная реальность» греческих авторов Константиноса Мизидиса и Георгиоса Анастазиатиса. По итогам конкурса участники круглого стола высказались за реализацию в Новосибирске одного или нескольких проектов, а также предложили не останавливаться на достигнутом и продолжать исследовательскую, издательскую и выставочную деятельность в избранном направлении. Необычный проект Гэбора Старка, скорее всего, будет осуществлен уже в этом году. Город обзаведется многозначительным и угловатым авангардистским талисманом. После проведения с властями переговоров о выделении площадки для установки средового объекта состоится второй этап конкурса, на котором этот объект предстоит выбрать.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ