О рекламе не спорят?

Рекламный рынок Новосибирска — лакомый кусок для любого бизнесмена. Как стать участником этого рынка, сколько должен получать город от доходов рекламщиков и может ли бизнесмен при желании самостоятельно поставить свои рекламные щиты за полгода, выяснял корреспондент «КС» ИГОРЬ БОЧАРОВ.

Депутаты спорят

Рынок наружной рекламы Новосибирска является одним из самых активно развивающихся. Ежегодные доходы, поступающие в бюджет Новосибирска от наружной рекламы, в настоящее время равны 200 млн рублей, но вопрос соразмерности этих сумм с доходами рекламных операторов продолжает оставаться открытым. Депутаты Новосибирского горсовета в составе рабочей группы, которая занимается порядком расчета размера оплаты за установку и эксплуатацию рекламных конструкций с использованием муниципального имущества, провели уже несколько заседаний. На них мнения народных избранников по поводу эффективности используемых сегодня коэффициентов оплаты разделились.

Так, депутат горсовета Алексей Андреев, присутствовавший на заседании рабочей группы, считает, что заседания проходили больше «для галочки». «Депутаты так и не получили развернутые сведения от мэрии о том, какие суммы от налогов получает городской бюджет в зависимости от зоны расположения рекламы, в разрезе компаний и сколько получает город за аренду рекламных площадей. Главным на повестке дня остается вопрос о правомерности применения так называемого коэффициента К5, применяемого при расчете размера платы за использование муниципальной собственности для размещения рекламы», — говорит Андреев.

«По мнению «защитников К5», за счет большого количества площадей крупных операторов коэффициент К5 является определенным бонусом для таких компаний. То есть чем больше компания получает прибыль, тем меньше платит она в бюджет. Я считаю, что скидки, получаемые за объемы крупными операторами, являются несправедливыми. Это помогает таким компаниям выигрывать конкурсы за счет удешевления расходов благодаря экономии. Я предложил обратиться в антимонопольный комитет для получения соответствующих объяснений», — рассказывает Андреев.

В настоящее время большая часть рынка наружной рекламы Новосибирска контролируется пятью рекламными группами, крупнейшие из которых — «РИМ» и «Дизайнмастер» — имеют давние налаженные связи с мэрией, говорит один из участников рынка. По словам собеседника «КС», наличие коэффициента К5, безусловно, является конкурентным преимуществом крупных рекламных групп. В то же время существует негласное правило, по которому оба оператора практически бескорыстно либо с большим дисконтом участвуют в различных социальных проектах муниципалитета, а также размещают социальную информацию на своих рекламных поверхностях. В случае если депутатам удастся изменить порядок предоставления наиболее благоприятных условий для подобных компаний, не исключено, что рынок новосибирской «наружки» будут ожидать определенные изменения, говорит собеседник «КС».

Депутат Игорь Салов, напротив, считает, что городские власти должны идти навстречу крупным рекламным операторам. «Именно эти компании (с площадями более 5000 квадратных метров) выбрали для себя систему Единого налога на вмененный доход, 100% которого поступает в городской бюджет. Сумма налога увязана с площадью рекламного поля: размер налога в том числе зависит от рекламных площадей — чем они больше, тем больший налог поступает в бюджет Новосибирска. В своей работе мы избегаем принципа двойного налогообложения для нормального обеспечения развития рекламного рынка и предпринимательства», — говорит Салов. При всеобщей «уравниловке» ситуация может сыграть не в пользу городского бюджета. «Если же мы последовали бы совету некоторых депутатов, предлагающих отметить данный коэффициент, то компании предсказуемо перешли бы например, на упрощенную систему налогообложения, и их налоги поступали бы уже в областной, а не городской бюджет. Кроме того, неуклюжие действия по повышению стоимости аренды рекламных площадей для операторов скажутся на цене конечных продуктов для потребителей», — считает Игорь Салов.

«Тесный рынок»

В то время когда депутаты спорят о том, какие суммы агентства наружной рекламы должны отчислять в городскую казну, высокие цены рекламных операторов вынуждают новосибирский бизнес искать пути входа на этот непростой рынок. Так, один из новосибирских бизнесменов на собственном опыте выяснил, как тесен рынок наружной рекламы Новосибирска, и рассказал об этом «КС».

«Когда у меня возникла необходимость дать рекламу своего бизнеса, я первым делом обратился в одно из рекламных агентств города. В ответ услышал, что в ближайшее время аренда щита выкуплена другим рекламодателем. Цена аренды также неприятно удивила — за месяц аренды рекламной конструкции в отдаленном районе города компания требовала 30 тысяч рублей», — рассказывает предприниматель Игорь Панев. Тогда-то бизнесмен и подсчитал, что если самостоятельно разместит такой щит, то заплатит в городской бюджет такую же сумму за год, а не за месяц.

Для этого предприниматель заполнил все необходимые образцы заявок для размещения стандартной отдельно стоящей рекламной конструкции размером 3 на 6 метров.

Первым делом Игорь Панев обратился в администрацию Советского района, в котором и планировал поставить рекламный щит. Глава администрации Советского района Валерий Шварцкопп в своем ответе на запрос господина Панева пояснил, что администрация района не возражает против размещения рекламных конструкций, но для получения разрешения бизнесмену необходимо обратиться в управление рекламы Новосибирска.

Сотрудники управления, отвечающие за работу с заявителями, брать заявку бизнесмена наотрез отказались, ссылаясь на необходимость первоначального согласования с начальником управления. Но, несмотря на настойчивость предпринимателя, попасть на прием к руководству управления оказалось практически неосуществимым делом. То, что управление рекламы не заинтересованно в решении проблемы бизнесмена, Панев понял после случайной встречи с одним из чиновников ведомства, рекомендовавшим ему решать проблему с рекламными поверхностями через одного из крупнейших рекламных операторов города.

Отчаявшись получить разрешение лично, Панев написал официальное письмо на имя главы управления, зарегистрировав его в канцелярии. Несмотря на то что господин Панев, который в течение полугода пытается получить «добро» на собственные рекламные щиты, уже не надеется на успех мероприятия, ответа от руководителя управления рекламы мэрии Кузнецова он ждет из принципиальных соображений. «Дальнейшие действия будут зависеть от того, что мне ответят в управлении», — говорит собеседник «КС».

Открытый вопрос

Деятельность рабочей группы по порядку расчета размера оплаты за установку и эксплуатацию рекламных конструкций с использованием муниципального имущества будет продолжена и в дальнейшем. На сегодняшний день депутаты решили, что базовый тариф одного квадратного метра рекламной конструкции должен меняться ежегодно с учетом инфляции и будет поднят в текущем году до 320 руб. за кв. м. Ежегодно планируется и пересмотр ряда коэффициентов, связанных с зонами деловой активности в городе и налоговыми вычетами. Так что споры о рекламе вполне могут стать ежегодным занятием новосибирских народных избранников.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ