Тренду вопреки

Не успев оправиться после кризиса 2009–2010 годов, автомобильный рынок к концу 2012 года вновь попал в затруднительную ситуацию. С ноября практически все автодилеры ощутили спад трафика и соответственно продаж, и с этого момента стали достаточно пессимистично смотреть на предстоящий 2013 год. Тем не менее? вопреки негативной «концовке», за 2012 год авторынок Сибири вырос на 25%, что значительно выше общероссийского показателя в 11%. Однако участники рынка призывают аккуратно относиться к статистике, отмечая, что продажи у отдельных брендов и дилеров могут быть искусственно завышены.

«Большая десятка»

Всего за минувший год в Сибирском федеральном округе было реализовано свыше 200 тысяч новых автомобилей, то есть 6,8% от общероссийского объема. Каждая пятая из проданных машин осталась в Красноярске, который в очередной раз подтвердил статус автомобильной столицы Сибири. Чуть меньше машин (16,67%) было реализовано в Новосибирске, а замыкает первую тройку Кемерово (15,32%). При этом примечательно, что если в Красноярске все члены ТОП-10 среди марок выросли за год не менее чем на 15%, то в Новосибирске сразу три автобренда ушли «в минус».

Инфографика выполнена Юнисервис Капитал

Состав ТОП-10 автобрендов не претерпел существенных изменений в сравнении с прошлым годом, но тем не менее показал, кто постепенно укрепляет свои позиции, а кто их утрачивает.

Итак, первое место по продажам новых автомобилей в Сибири за 2012 год традиционно удерживает «АвтоВАЗ». Однако если год назад тольяттинский автогигант обгонял ближайшего преследователя в лице Toyota в целых три раза, то теперь отставание уменьшилось до двух раз. Кроме того, «АвтоВАЗ» показал самые скромные темпы прироста в сравнении с остальными членами ТОП-10 — всего лишь 4%, а, к примеру, в Омске, Барнауле и Иркутске вообще ушел «в минус». Небольшое ослабление отечественного автогиганта, безусловно, было на руку иномаркам.

Второе место, как уже было сказано, занимает японская Toyota, которой за год удалось вырасти на 40%. Во всех регионах СФО, кроме Алтайского края, японская марка вошла в тройку самых популярных брендов, а наиболее впечатляют результаты в Восточной Сибири, а именно в Иркутской области. Еще год назад марка уступала «Ладе» в 1,6 раза, однако за год японской марке удалось прирасти почти на 50%, что на фоне 8%-ного падения «АвтоВАЗа» сыграло вескую роль. В результате историческая предрасположенность покупателей к марке, а также активность дилера «Иркут БКТ» привели к тому, что Toyota обогнала «АвтоВАЗ» и стала самым популярным брендом в области. В свою очередь в Новосибирске Toyota хотя и уступает «АвтоВАЗу», но за год все же обогнала по продажам Hyundai, «потерявшую» 5%. Наконец, примечательно и то, что в отличие от KIA или Chevrolet, у которых в городах Сибири имеется по 2–3 дилера, Toyota достигла первого места среди иномарок в СФО, обладая в каждом крупном городе Сибири лишь одним дилером.

Третью строчку занимает корейская Hyundai, которой за год удалось за счет 30%-ного роста оттеснить с этой позиции Chevrolet. «Виноват» в этом бюджетный Solaris, который наряду с соплатформенным KIA Rio продолжает удерживать сильные позиции в сегменте бюджетных автомобилей. Больше всего Hyundai любят в Барнауле и Омске, где марка занимает 2-е место после «АвтоВАЗа». Также с 7-го на 3-е место переместился корейский бренд в Красноярске. В сравнении с этими городами не «раскусили» прелесть автомобилей марки кемеровчане (7-е место), иркутяне (6-е место), томичи (5-е место).

На четвертую строчку с третьей переместился Chevrolet с приростом в 22%. В отдельных городах результаты марки еще более удручающие — в Новосибирске и Красноярске марка «откатилась» с 4-й строчки на 6-ю, в Омске — со 2-й на 4-ю. На этом фоне примечательны успехи марки в Иркутске. Здесь Chevrolet многие годы лишь замыкал первую десятку, хотя в других городах входил в ТОП-3. Однако в этом году Chevrolet удалось показать гораздо более впечатляющие итоги: марка поднялась с 9-й на 4-ю строчку. Такие результаты связаны прежде всего с появлением в городе еще одного дилера марки — «Первой автоколонны». Также на фоне других регионов СФО Chevrolet очень уверенно держится в Кемерове, занимая там второе место после «АвтоВАЗа».

Замыкает ТОП-5 корейский KIA, еще год назад занимавший лишь 7-е место. Результаты корейской марки можно считать ожидаемыми в связи с ее широким модельным рядом и активнейшей экспансией в СФО. Так, в Новосибирске KIA в этом году обзавелась тремя дилерами, хотя ни один из прямых конкурентов марки не вышел на такой показатель. В свою очередь в более малочисленных городах СФО у KIA не по одному, а сразу по двое дилеров, например в Иркутске (где марка переместилась с 11-го на 7-е место и стала самым быстрорастущим брендом). Некоторое время назад такая ситуация была характерна и для Барнаула, однако кончилась плохо и для одного из дилеров марки, и для клиентов. По итогам года можно утверждать, что больше всего KIA любят в Красноярске (4-е место против 8-го годом ранее), Кемерове (4-е место) и Новокузнецке (3-е место, хотя и с отрицательным приростом в –12%). Слабее всего позиции бренда на фоне других регионов пока в Новосибирске (9-е место), Томске (9-е место) и Барнауле (8-е место). Однако позитивные тренды имеются: ранее и в Новосибирске, и в Томске марка даже не входила в первую десятку.

Далее в рейтинге располагаются Renault и Nissan, выросшие на 27% каждый. Дальнейшая кооперация обеих компаний с «АвтоВАЗом» и расширение модельных линеек должны позволить им претендовать на вхождение в ТОП-5 сибирских брендов.

Сильнее всего Renault чувствует себя в Барнауле (3-е место) и в Новосибирске (4-е место), где марка в этом году запустила сразу два дилерских центра и поднялась на две строчки в рейтинге выше. Равнодушными к Renault остались в Иркутске (8-е место) и Омске (7-е место). В свою очередь японский Nissan традиционно любят как раз в Иркутске (3-е место) и Барнауле (4-е место). С 10-й на 6-ю строчку поднялся бренд и в Томске (+48%). А вот в городах-миллионниках Красноярске и Новосибирске марке есть куда расти — в них она пока занимает 10-е и 8-е место соответственно, несмотря на то что в том же Красноярске марка увеличила продажи на 190%. Таким образом, благодаря дальнейшему росту в Иркутской области за счет более мелких городов региона и наращиванию позиций в Красноярске и Новосибирске марка имеет все шансы претендовать на место в ТОП-5.

С 11-го на 8-е место в рейтинге переместился немецкий Volkswagen, показавший наибольший прирост среди членов ТОП-10 — 67%. В отдельных городах цифры и того больше: в Новосибирске — 109%, в Красноярске — 226%. Собственно, за счет городов-миллионников немецкой марке и удалось существенно укрепить позиции. В итоге Volkswagen «взлетел» с 10-й строчки до 5-й в Новосибирске, а также с 12-й до 6-й в Новокузнецке. Хуже всего дела у немецкой марки обстоят в Иркутске (14-е место) и Барнауле (11-е место). Успех Volkswagen в Сибири связан прежде всего с бюджетным Polo Sedan, на который пришлось 50% всех продаж марки. В Новосибирске стремительный рост также связан с выходом на рынок второго дилера марки, которым стала федеральная группа компаний «Автомир».

На девятом месте в рейтинге располагается УАЗ, единственный из членов ТОП-10 ушедший в небольшой минус (–0,3%). При этом в столице Сибири УАЗ потерял сразу 10%. Тем не менее по-прежнему лояльны марке иркутяне (5-е место), которые предъявляют большой спрос на внедорожники, однако и в этом регионе УАЗ потерял 12%. Наименее выдающиеся показатели у бренда в Кемерове (15-е место против 7-го годом ранее), Новокузнецке (12-е место) и Омске (11-е место).

Замыкает ТОП-10, как и год назад, марка Ford. Наиболее высокие позиции у этого бренда в Красноярске (8-е место), Иркутске и Омске (9-е место). Однако годом ранее Ford располагался в Красноярске на 3-й строчке, а в Иркутске — на 6-й, что говорит о том, что марка все же ослабила позиции в своих наиболее устойчивых «форпостах».

Наконец, стоит отметить, что марка Uz-Daewoo, год назад занимавшая 9-ю строчку в рейтинге, в этом году «скатилась» на 14-е место. Стареющие Nexia и Matiz уже не могут обеспечить марке высокие позиции. В итоге в том же Новосибирске марка опустилась с 8-й строчки на далекую 16-ю. Отсутствует в ТОП-10 и японская Suzuki — на этот раз она располагается лишь на 11-й строчке.

Премиум-сегмент

Премиум-сегмент авторынка традиционно растет гораздо быстрее, чем сам рынок в целом. Так, темпы его прироста по итогам года составили ни много ни мало 44% в сравнении с 25% в среднем по рынку. При этом если в целом по России первое место занимает BMW, после которого идут Mercedes-Benz и Audi, то в СФО ситуация обстоит диаметрально противоположно.

Первое место по Сибири, как и год назад, занимает Audi, выросшая за год на 40%. Залогом успеха немецкой марки стали внедорожники Q3 и Q5, которые вошли в ТОП-5 самых популярных моделей в премиум-сегменте Сибири. Если смотреть ситуацию по городам Сибири, то здесь все не так очевидно. Так, Audi удерживает первое место в Кемерове, Барнауле и Томске, однако в том же Новосибирске в этот раз уступает и BMW, и Mercedes-Benz, и Lexus.

С 4-й на 2-ю строчку по Сибири поднялся Mercedes-Benz, показав прирост в 57%. Основной вклад в копилку марки сделали седаны «Е-класс», «С-класс» и внедорожник GLK. Лучше всего дела у Mercedes-Benz обстоят в Иркутске и Омске, где марка удерживает 1-е место по продажам в премиум-сегменте. А вот в Красноярске марка, напротив, уступает конкурентам по «большой тройке» и марке Lexus.

На третьей строчке располагается лидер российского сегмента премиум — BMW. В отличие от конкурентов, немецкому бренду не удалось выйти на 1-е место ни в одном из регионов СФО. Лучшими результатами можно считать 2-е место в Омске и Кемерове. Впрочем, с учетом появления официального дилера марки в Томске ее позиции в регионе в новом году могут дополнительно немного окрепнуть. Если говорить про модельную линейку марки, то больше всего пользуются спросом Х3 и Х1, таким образом, ситуация в этом аспекте абсолютно схожа с Audi.

Четвертое место в рейтинге занимает Lexus. Марке удалось занять 1-е место по продажам в сегменте в Красноярске и Новосибирске, где в этом году открылся полнофункциональный салон. В других городах Сибири марка пока не представлена, и именно это и сдерживает ее дальнейшие продажи. В случае достижения густоты дилерской сети, сопоставимой с той же Audi, Lexus может рассчитывать на лидерство в рейтинге. Уже сейчас ее модель RX стала самой продаваемой в Сибири в сегменте премиум, а LX располагается на 4-й строчке.

Замыкает ТОП-5 Land Rover, выросший на рекордные 59%. Лучше всего автомобили марки продаются в Иркутске и Кемерове. Потребителям пришелся по вкусу экстравагантный Evoque, который составил достойную компанию уже зарекомендовавшим себя Range Rover и Range Rover Sport.

Наиболее скромный рост показала шведская Volvo, основные продажи которой обеспечивает внедорожник ХС60. На этом фоне занимающей 7-ю строчку Porsche удалось прирасти почти в два раза, причем 80% всех продаж закономерно пришлись на внедорожник Cayenne.

Говоря о ситуации в премиум-сегменте, можно еще заметить интерес сибиряков к родстерам премиум-класса. Так, за год в Сибири было продано по одному Audi R8, Audi TT, Mercedes SLK, восемь Porsche 911, пять BMW Z4. Стабильно продаются и купе-седаны Porsche Panamera (20 машин) , Mercedes-Benz CLS (21 машина).

Ноябрьские «автокошмары»

Говоря об итогах года, стоит отметить, что они по большей мере оправдали ожидания автодилеров, а та вторая волна кризиса, которую так давно предрекали аналитики, настигла рынок лишь в ноябре. Причем одного месяца падения для автодилеров хватило для того, чтобы сделать выводы о том, что налицо все признаки ситуации 2009–2010 годов. «Существует уйма проблем федерального масштаба, с которыми столкнулись все дилеры. Они касаются реализации автомобилей, низкого трафика в дилерских центрах, динамики предоставления автокредитов. По данным АЕБ, это пока не видно, но на практике заметно, что стимулировать реализацию автомобилей крайне сложно. Не помогают ни ночные продажи, ни скидки. Дилерам приходится рекламировать даже такие ходовые автомобили, как Land Cruiser 200 или Camry, чего никогда не было», — отмечает гендиректор компаний «КИА Центр Красноярск» и «Гранада» (официальный дилер Seat в Красноярске) Алексей Сугак. По его словам, такое поведение покупателей обусловлено тем, что они почувствовали изменение ситуации в финансовой сфере и запаниковали. В свою очередь дилеры стали продавать автомобили без допоборудования, практически по себестоимости, а также «урезали» бюджеты. Также Алексей Сугак отмечает, что еще в ноябре написал импортеру KIA письмо с просьбой прекратить отгрузку машин и выставление счетов в связи с затовариванием и переполнением лимитов по отгрузке. И действительно, даже реклама отдельных сибирских дилеров, в которой делается акцент на том, что клиент может сам назвать стоимость на автомобиль, или на том, что машины продаются по себестоимости, красноречиво говорит о ситуации на рынке.

«Автопроизводители «раскачаны» на рост рынка, и это большая проблема. Сейчас понятно, что определенное количество избыточных машин повиснет над Россией на складах дилеров, причем безотносительно марок. В целом же, я думаю, дилерам в 2013 году будет не очень комфортно, поэтому и цены на автомобили будут расти», — считает президент «ФССК» (официальный дилер Volkswagen, Skoda, Honda, Peugeot, утвержденный кандидат в BMW, Suzuki в Томске) Александр Криворучко. Он также констатирует падение трафика клиентов, соответственно, конверсии, и в конечном итоге — количества заключенных контрактов. «Отдельные сегменты рынка, например модели среднего ценового сегмента (Honda Accord, Volkswagen Passat), вообще начинают выпадать, вследствие чего в продаже остаются дешевые, а также дорогие модели», — отмечает собеседник «КС».

И действительно, дилеры премиум и люкс-марок в меньшей степени обеспокоены ситуацией на рынке. Так, гендиректор «СТС-Автомобили» (официальный дилер Mercedes-Benz в Новосибирске, Томске и Кемерове) Виктор Борицкий солидарен с коллегами в пессимистичной оценке перспектив авторынка в 2013 году и не исключает его стагнации. По его мнению, на рынке наступила фаза насыщения, связанная с тем, что за последние годы открылось огромное количество автосалонов, что привело к жесточайшей конкуренции между дилерами. Таким образом, рынок в 2013 году, по его мнению, вырастет лишь на 10–15%. Однако на этом фоне перспективы представляемой им компании Виктор Борицкий оценивает весьма позитивно в связи с уже заключенными корпоративными контрактами на поставку автомобилей.

Еще более уверены в завтрашнем дне в Rolls-Royce. «Как только на горизонте появляется экономическая нестабильность или если потенциальный кризис начинают активно обсуждать, то сегмент люкс первым негативно реагирует на это. Однако несмотря на то что мы слышим в СМИ об очередном кризисе, нас он пока никак не коснулся», — уверяет «КС» управляющий директор Rolls-Royce Motor Cars Moscow Татьяна Фитцджеральд.

В то же время интересно, что несмотря на неприкрытый пессимизм в отношении перспектив авторынка, дилеры продолжают активно развиваться. Причем речь идет не только о том, кого кризисные моменты обошли стороной, но и открыто сетовавшие на проблемы дилеры. Так, «КИА Центр Красноярск» пополнил копилку брендов маркой Seat, томская «ФССК» запускает в городе BMW и Suzuki, а «СТС-Автомобили» строит салон Mercedes-Benz в Кемерове. Не менее амбициозные планы и у других дилеров.

Поэтому пессимистично оценивать перспективы 2013 года тоже не стоит. Продолжающиеся изменения в расстановке сил на авторынке Сибири, о которых «КС» подробнейшим образом писал накануне, говорят об этом же.

Наиболее достоверно о том, так ли фатальны будут результаты продаж автомобилей в этом году, как представляют его участники, можно будет судить лишь по итогам I квартала. Однако говоря о результатах 2012 года, стоит принимать во внимание, что кризисная ситуация ноября-декабря подвигла отдельных дилеров и дистрибьюторов к искусственной «корректировке» продаж, чтобы «втиснуться» в ранее утвержденные планы. «Наш дистрибьютор отгрузил своим дилерам огромное количество автомобилей, и таким образом непринужденно заставил их показать продажи по плану и выше. Поэтому на бумаге бренд существенно нарастил продажи и долю на рынке, а по факту якобы проданные машины все еще стоят на складах дилеров. У кого-то из дилеров ПТС-ки этих автомобилей на руках, у кого-то — в залоге. Эти машины сейчас продают «в ноль» или «в минус», — отмечает «КС» представитель одного из сибирских дилеров популярного немецкого бренда на условиях анонимности. По его словам, если дилер честно отразит дистрибьютору, что автомобили не продались, его могут лишить бонуса, а в крайнем случае и дилерства за невыполнение плана продаж. Таким образом, дилеры отмечают, что к анализу статистических данных стоит подходить с определенной долей скепсиса.

Лидеры среди дилеров

«КС» традиционно подводит итоги года не только для автомобильных марок, но и для автодилеров Сибири. За основной показатель берется доля рынка по показателю продаж новых автомобилей. Если дилер осуществляет свою деятельность в нескольких регионах, то считается его доля по базовому региону присутствия.

Первое место по этому показателю, как и год назад, занял барнаульский «АНТ». Количество представляемых им брендов не так велико в сравнении с другими участниками рейтинга, однако практически по всем из них компания достигла достаточно высоких результатов по реализации. В частности, и Hyundai, и Lada, и Mitsubishi, и Nissan вошли в ТОП-10 брендов по продажам, и лишь Citroen немного не хватило до места в первой десятке. Хотя и такой результат для французской марки стал лучшим по Сибири.

Второе место в рейтинге удерживает омская ГК «Евразия» Ильи Фридмана. Эта группа компаний образовалась в ходе разделения самого крупного местного дилера — «Барса» — между двумя его соучредителями. Такой шаг пошел на пользу «Евразии», которая сумела улучшить показатели по существующим брендам, а также запустить новые дилерства (Ford, Renault), в результате чего она теперь стабильно занимает второе место.

На третьем месте располагается новосибирская ГК «СЛК-Моторс», которая, несмотря на рост конкурентов в регионе, пока уверенно занимает первую строчку по продажам среди дилеров столицы Сибири.

Четвертое место занимает томская ГК «Автосан». За год она пополнила свой портфель брендами Citroen и Great Wall, но даже без них, концентрируясь на массовых брендах, она занимает сильные позиции на местном рынке.

Замыкает ТОП-5 красноярский «Медведь-Холдинг», который активно развивает партнерство со своими действующими партнерами, в частности, Hyundai и Volkswagen, что находит отклик в значительном увеличении продаж по этим брендам.

Интересно, что в ТОП-10 дилеров по СФО не вошла ГК «МАКС Моторс», которая является лидером по величине портфеля среди всех дилеров региона. Несмотря на обилие представляемых брендов, их продажи пока не дают возможность марке занять на новосибирском рынке существенную долю в сравнении с конкурентами.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

На правах рекламы

Виктор Борицкий, генеральный директор ЗАО «СТС-автомобили», официального дилера Mercedes-Benz в Новосибирске, Томске и Кемерове

— Как вы оцениваете итоги минувшего года для «СТС-автомобили»? Довольны ли вы достигнутыми результатами?

— 2012 год прошел для нас достаточно успешно — второй год подряд мы удваиваем объем продаж. Так, в 2010 году нами было продано 135 автомобилей, в 2011-м — 275, в 2012-м — 434 автомобиля. Это достаточно хороший показатель, причем не только по Новосибирску, но и в целом среди всех дилеров Mercedes-Benz в России. Непосредственно в столице Сибири мы продали 314 автомобилей, из них 274 легковых автомобиля и 40 минивенов. В Кузбассе и Томске у нас пока продается гораздо меньше автомобилей, но в 2013–2014 годах мы исправим этот тренд и существенно нарастим свою долю в этих городах.

Позитивных показателей нам также удалось достигнуть и по продаже запчастей — их продажи выросли в 2,5 раза. Благодаря активной работе сервиса у нас стало быстрыми темпами развиваться направление по обслуживанию грузовых автомобилей Mercedes-Benz.

— Каковы ваши планы по развитию в других городах присутствия, в частности, в Кемерове?

— В настоящий момент уже начато строительство нового современного дилерского центра Mercedes-Benz в г. Кемерово. В апреле-мае 2013 года мы планируем возведение каркаса здания.

— Каковы ваши планы по продажам на 2013 год?

— Если оценивать перспективы авторынка в 2013 году, то все прогнозы довольно пессимистичные, я не исключаю его стагнацию. Уже в ноябре прошлого года продажи значительно «просели», декабрь также не принес должного облегчения. Однако мы планируем в этом году продать более 600 автомобилей. У ЗАО «СТС-автомобили» есть несколько крупных уже подписанных контрактов, как по сервисному обслуживанию грузовиков Mercedes, так и по продаже легковых автомобилей. Кроме того, нельзя не отметить, что в 2013 году в России, в Нижнем Новгороде, запускается завод по производству малотоннажных автобусов. Вот почему, невзирая на не слишком позитивную перспективу рынка в целом по стране, по продажам автомобилей Mercedes мы смотрим на следующий год достаточно оптимистично.

— Какие интересные автоновинки вы планируете выпустить на рынок в этом году?

— Безусловно, рост объемов продаж в 2013 году ожидаем, в том числе за счет обновления модельного ряда. Среди новинок я могу отметить модели А-, Е-, S- и CLA–Классов.

Так, новый А–Класс должен порадовать покупателей своим свежим, спортивным дизайном, что делает его ярким автомобилем в компакт-классе.

Нельзя не отметить и новый Е-Класс, который можно считать «сердцем» звездной марки из Штутгарта, поскольку он наиболее ярко воплощает собой типичный «Мерседес» и ценности этой марки. Речь идет о безопасности, комфорте, бережном отношении к окружающей среде, дизайне, качестве и индивидуальности.

Наконец, S–Класс — это, безусловно, флагман модельного ряда Mercedes-Benz и достаточно инновационный автомобиль.

Если говорить про совершенно новые автомобили, то можно отметить новый CLA-Класс. Этот автомобиль будет обладать ярким дизайном, эксклюзивными комплектациями, а также интересными инновационно-техническими решениями.

ЗАО «СТС-автомобили»
Официальный дилер Mercedes-Benz
630102, г. Новосибирск,
ул. Большевистская, 1
Тел.: +7 383 325 36 36
www.mercedes-sts.ru

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ