Трудно быть гением

Новосибирску повезло. 31 января на трех этажах художественного музея открылась итальянская выставка «Гений да Винчи». Это событие можно было считать праздником для всех — и детей, и для взрослых, и даже для профессионалов. Новосибирск, конечно, не Флоренция или Париж, где можно увидеть все в оригинале. И даже не Милан, где мне когда-то посчастливилось просочиться в последний момент через шлюзовую дверь в трапезную монастыря Санта Мария деле Грация и увидеть «Тайную вечерю». Но все же! Пусть в копиях и макетах, но в размерах оригиналов! Все крутится, деревянные конструкции как живые, лопасти вращаются, а тень Гения витает среди рукописей, машин и картин.

Итак, Гений родился в 1452 году в Винчи, недалеко от Флоренции. Мама — Катерина, просто крестьянка и красивая девушка. Папа — юрист. Очаровательный малыш — незаконнорожденный, но отец берет его в семью. Мальчику повезло. Детство в холмистой местности, виноградники, эпоха Возрождения… Мальчики носят короткие курточки, вязаные штаны как цветные колготки, на длинных волосах маленькая шапочка. Сам мальчик был высок и красив. Звали его Леонардо. В детстве ему приснился вполне сюрреалистический сон, где орел кормил его из клюва. Спустя 500 лет Зигмунд Фрейд напишет вполне «фрейдистскую» книжку «Сон Леонардо да Винчи». Чтобы почувствовать глобально середину XV века, надо помнить, что до плавания Колумба в Америку оставалось 40 лет, что не было еще никакой России, а Москва платила дань Золотой Орде. В Европе каждый город был маленькой столицей, все мужчины всегда носили кинжал или шпагу. Женщины красили волосы хной и поголовно были блондинками.

Незаконнорожденный Леонардо не мог продолжить дело отца и стать юристом, но у него был прогрессивный отец, и в 18 лет Гения отдали в мастерскую самого успешного флорентийского художника Андреа дель Вероккио. Через два года молодой Гений становится членом Гильдии художников, что в какой-то мере равноценно нашему Союзу художников. Но так рано в Союз не принимают. А дальше, как обычно, следует поиск заказчиков, спонсоров, покровителей среди сильных мира сего. Леонардо пишет письмо герцогу Сфорца, в Милан. В своем резюме он рекламирует себя как мастера в оружейном и фортификационных делах, как скульптора, живописца и музыканта, сценографа праздников и маскарадов, а также знатока химии и ядов. Семнадцать лет художник прожил в Милане. Там он вылепил гигантского коня, которого расстреляли французские арбалетчики. Там были придуманы все его технические откровения, там были написаны тексты Кодексов, там он испытывал парашют и крылья. Там он волшебно расписал Залу дела Ассе в виде переплетенных ветками деревьев. В жаркий июньский полдень мы забрели в эту прохладную залу в замке Сфорца — фантастическое было зрелище. И как оно сохранилось! От фресок Рублева этого же времени остались призрачные тени.

При этом Гений был настоящим перфекционистом. Он вечно тянул с окончанием заказа. Постоянно отвлекался, что-то изобретал, тянул резину, переделывал заново и пропадал неизвестно куда. Он изобретал новые лаки, еще не начав писать картину. Он менял покровителей. Он умер во Франции под Парижем в замке Амбуаз. Любимая «Джоконда» так и не была отдана заказчику и путешествовала вместе с автором. Потом картина попала в Лувр. Несчастную «Джоконду» как только ни препарировали, какие только художники ни издевались над ней, а она спокойно сидит на фоне лунного пейзажа. Может, Леонардо был пришельцем? А может быть, Координатором или Прогрессором? Зайдите в зеркальную кабину на выставке, и вы увидите свое бесконечное повторение до горизонта. Надо только знать, что во времена Леонардо не было таких больших зеркал. Трудно быть Гением такого масштаба — постоянное одиночество и редкое понимание сограждан. Одно утешает — красивый уход в Вечность.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ